Открывающая мне дверь

Мейхош Абдуллах
     (рассказ)

         (Нашим дочерям посвящается...)

…После двух сыновей жена родила ему красавицу дочку. Азиз муаллим был так обрадован рождению дочери, что был растерян от радости. Надо отметить, что рождению двух сыновей он не так сильно радовался.
Азиз муаллим сообщил всем своим родственникам и друзьям, что в связи с рождением дочери,
он устроит для них хорошее застолье. Поэтому все друзья и родственники Азиз муаллима с нетерпением ждали этого дня. Когда, наконец, наступил тот самый обещанный день, то раскошность этого застолья удивила не только гостей, но и самих членов семьи Азиз муаллима.
Азиз муаллим устроил такой пир, словно он был посвящен не появлению на свет дочери, а ее свадьбе. Все было прекрасно, начиная от еды и, кончая музыкантами. Все восхищались дорогими напитками, сладостями, фруктами и преподнесенными на стол прямо на шампурах шашлыками.
У всех присутствующих на этом застолье возникал один вопрос.
Ведь Азиз муаллим праздновал рождение своих сыновей тоже. Но тогда он не делал ничего, похожего на то, что сделал сегодня? Это было не просто застолье. Это была настоящая свадьба, на которой не хватало только жениха и невесты.
Все смотрели друг на друга и потягивали плечи. Дело дошло до того, что близкий друг Азиз муаллима Шюкюр муаллим поднялся с места и спросил:
-Азиз муаллим, когда родились твои сыновья, ты такой пир не устраивал. Что вдруг случилось, что ты устроил такое застолье?
-Наши отцы и деды обычно радовались рождению сына, потому что в народе говорят, что «сын-это ограда от врага». Даже жертву приносили по этому поводу. А про дочку, как известно, говорят, что она тяжела, как «пуд соли». Такое тоже есть ааа!- продолжил он
На местах стали аплодировать Щюкюр муаллиму, так как его слова были многим по душе.
Азиз муаллим был навеселе. Как говорят, словно он ловил глазами звезды с небес. Он здорово выпил за здравие дочери, радостно со всеми беседовал и казался веселее обычного. Все заметили, как он встал с места прошел к почетному месту стола и, обращаясь к гостям, сказал:
- Да, друзья. Я знаю, что вас всех интересует то, почему Азиз муаллим не ликовал так же, когда у него родились сыновья?
-Вы правы - сказал он, слегка покачнувшись на месте - Вы все абсолютно правы. И если это действительно вас так интересует, то я пожалуй скажу.
- Вы знаете, дорогие мои, мы с моей супругой Эфсаной ханум ночью после свадьбы договорились, что последующие три дня не будем выходить из дома. А тем, кто захочет прийти к нам, мы просто не будем открывать дверь. Правда, это было очень сложное решение, так как у нас были родители, близкие, и каждый из них мог в любое время постучаться к нам. Но у нас был уговор, и мы знали, что кто бы ни постучался, мы дверь не откроем.
Прошел день со времени нашего уговора. На следующий день, к обеду в нашу дверь постучались. Мы посмотрели друг на друга, ухмыльнулись и подумали «интересно, кто бы это мог быть?». Когда в дверь постучали повторно, мы услышали голос моей матери.
- Сынок, Азиз, мы с отцом соскучились и решили прийти к вам и побеседовать с вами. Вы наверно дома, сынок?
Мы притаились и промолчали. Если честно, то такого оборота событий мы не ожидали. Немного погодя опять раздался стук в дверь. И на этот раз раздался грозный хриплый голос моего отца:
-Сынок, вы дома? Мать твоя пристала, говорит пойдем навестим ребят.
Мы с супругой молча смотрели друг на друга. В дверь постучали в третий раз. Я не намеревался открывать, хотя в душе было очень неприятно. Затем снова раздался хриплый голос отца. На этот раз он ругал мать:
-Никогда не слушаешься меня. Я же говорил тебе, что молодых не надо беспокоить, потом как- нибудь зайдем. А ты меня не послушалась. Эх! Чтобы тебя... что тебе еще сказать, женщина? Вот видишь?- говорил отец сердито.
А слова матери меня окончательно сразили.
- Нет. Если бы они были дома, то обязательно открыли бы дверь. Я хорошо знаю своего сына. Наверно ушли куда-то. Не ворчи, ради Аллаха! Ничего страшного. Пойдем. Зайдем в следующий раз.
Они повернулись и ушли.
Мне было очень стыдно из-за того, что я не открыл дверь родителям. Я не думал, что так может сложиться. Несмотря на сложность ситуации нас немного радовало то, что мы сдержали наше слово. Улыбка на лице моей супруги тоже подтверждалa это.
На следующий день после полудня нас снова взбудоражил стук в дверь. Мы посмотрели друг на друга и в глазах обоих можно было прочитать вопрос «кто на этот раз?»
Я посмотрел в глазок, быстро повернулся, придерживая рукой рот, и прошептал:
- Эфсанэ, дорогая. Это твои мать и отец.
-Что??- чуть было не вскрикнула Эфсанэ
Я положил палец к губам и жестом показал, что надо молчать.
Немного погодя послышался голос тещи :
- Доченька, Эфсанэ, это мы с отцом, вы дома?
Я повернулся и посмотрел на свою супругу. Эфсанэ поднялась, подняла обе руки над головой и, словно, толкая меня, хотела подбежать к двери.
Я слегка оттолкнул ее и сказал:
- Ты куда? Мы же договорились?
Эфсане как будто не слышала меня. Она снова ринулась к двери. На этот раз я схватил ее за руки и сказал:
-Нет. Нельзя! Никак нельзя!
Она расстроилась и прошептала:
- Дорогой, это же мои родители пришли.
- Я знаю, что это твои родители пришли. А те, что вчера приходили были мои родители. Не так ли?- напомнил я ей.
Эфсанэ прослезилась. Несколько слезинок скатились с ее глаз на пол. Но я был категоричен в своем решении не открывать дверь. Эфсанэ присела на диван закрыла лицо руками и плача сказала:
- Они проделали такой путь. Как можно не открывать им дверь? Разве так можно?
Я старался обьяснить супруге:
-Дорогая, ведь мы же обещали, что никому не откроем дверь. Почему ты забываешь наш уговор?
Эфсанэ встала напротив меня впилась в меня глазами и сказала:
-Прошу тебя! Я не могу! Я не могу справиться с собой. Клянусь Аллахом. Это же мои отец и мать… У меня болит сердце, у меня все горит внутри, открой дверь, дай мне повидаться с ними!
Я взял ее за плечи, слегка потрепал и:
-Эфсанэ , дорогая но мы же обещали. Ну и что? Ведь и мои родители приходили. Ты же видела. Получается, что я своих родителей люблю меньше, чем ты своих? Или может быть мои родители …
Супруга прервала меня плача:
- Нет, Нет! Ты любишь своих родителей. Очень любишь! Но я же женщина. Я не могу терпеть. Клянусь не могу!- сказала она рыдая.
Затем она опустилась передо мной на колени:
- Прошу тебя, Открой дверь! После этого считай, что я всю жизнь буду в проигрыше.
Я взял ее за руки, приподнял и:
-Я понял тебя, дорогая. Я тебя понял. Сейчас, сию минуту открою - сказал я и открыл дверь.
Да, друзья! В тот момент у меня проскочила такая мысль в голове и я прошептал про себя: «Господи, если у дочери есть такая любовь к своим родителям, если она так беспокоится о них, если она так страдает из-за них, значит нельзя было обижать ее и не стоило теребить ее душу.
А теперь поймите меня, люди. Знайте, что у меня родилась дочь! У меня родилась открывающая мне дверь, дочь…

Перевела Тарана Меммед