Часть 3

Евгений Благоев
- Мне и самой интересно, что может присниться дочери в дворянском замке, - улыбнулась Кристина. - Ведь ей еще никогда не приходилось спать на такой чудесной постели и в такой роскошной комнате и ее глаза сияют от удивления и радости. Наверное, для крестьянок такое случается только раз в жизни. В этой комнате красиво, словно в райском саду и даже не знаешь, чем же здесь лучше полюбоваться. Наверное, даже за один из этих настенных гобеленов с фантастическими птицами и животными можно купить всю нашу деревеньку и еще останется на сдачу. Вероника, если тебе не понравится и здесь, то, наверное, не понравилось бы даже в раю. Здесь могут жить только ангелы, потому что люди недостойны ходить по этим мягким коврам на мозаичном полу. Ведь по ним идешь словно по облакам и сидеть на них, наверное, еще приятнее, чем в этих роскошных креслах, украшенных резьбой и позолотой словно королевские троны. Крестьянкам к ним и близко подойти-то страшно, не то что усесться. Рядом со всей этой роскошью что я, что Вероника, выглядим в большом зеркале ужасными оборванками и замарашками. Хорошо, что можно спрятаться в каком-нибудь уголке за ширмой. Даже потолок украшен великолепней звездного неба. Только икон недоставало бы на стенах, ведь для нас они гораздо дороже любых украшений. Вероника, ничего здесь не трогай руками, хоть ты и самая любопытная девочка во всем королевстве. Этой красотой можно только любоваться, словно елочными игрушками. Вся эта мебель какая-то волшебная и кто знает, в кого ты превратишься, если к ней притронешься. Хорошо еще, если в ангела или в сказочную принцессу, а вдруг в цветок или в райскую птичку. В этой комнате так трудно не поверить в чудеса и в сказки даже взрослому, а не только ребенку.

- Я с Вероникой договорились, что если в замке ей не понравится, я верну ей грошик и, поскольку ей не понравился ужин, она уже почти выиграла, - заявила Ангелика. - Вот что значит спорить с христианкой. Конечно, с грошиком, особенно полученным от Вероники, не хочется расставаться и ей можно предложить еще что-нибудь взамен, но ведь Вероника - христианка и поэтому гораздо богаче меня, потому что может получить все, что пожелает, от Самого Бога, даже если выберет райское блаженство. Правда, я не знаю, что это такое, если его нельзя оценить на деньги, а можно только получить от Бога в подарок. Зато я знаю, что Веронике ни за что не понравится в этой комнате, тем более, что в ней, действительно, нет ни одной иконы, не то, что в монастырской богадельне, где икон, наверное, так много, что даже не знаешь, к какой из них и приложиться с благоговейным поцелуем. Я видела иконы, на которых глаза святых сияют неземной добротой и любовью и в них можно увидеть отражение Божьей славы, но мне больше нравится сияние новеньких грошиков в моей потайной шкатулке. Веронике, наверное, кажется смешной моя любовь к богатствам, но я, и правда, принадлежу к ангелам только по имени и верю, что в этом мире нет ничего надежнее денег, а в любовь и доброту не верю нисколько. И я и Веронику будем, каждая, верить в то, что ей нравится, и, иногда, немножко поддразнивать друг дружку, но все равно сможем быть подругами. Своей подруге я даже позволила бы молиться, раз уж ей всего десять лет и она, наверное не читала больше ничего, кроме Библии и жизнеописаний святых подвижников. Вот ей и хочется брать с них пример, чтобы тоже удостоиться от Господа сияющего венца. Но таких венцов не отыскать даже в дворянских сокровищницах и их раздают только в монастырской богадельне. Вероника, тебе, наверное, хотелось бы выбрать самые лучшие из них для себя и твоей мамы и, поэтому, для прославления своего Господа ты приготовила самые нежные и сладкие молитвы. Твой ангел - хранитель отнесет их к Божьему Престолу и положит у подножия словно букет чудесных цветов, на лепестках которых будут, словно капли росы, дрожать твои умиленные и благодарные слезы. Тогда Господь увидит девочку, стоящую на коленях пред Его иконой в монастырской богадельне и услышит, что шепчет Ему ее сердечко, а Его ласковая ладонь невидимо к нему прикоснется, чтобы ты, хотя бы на секунду, ощутила райское блаженство, к которому так стремишься. Вероника, я боюсь так увлечься разговорами о Боге, что и сама, незаметно, сделаться христианкой, хоть совсем и не собиралась. С христианами нужно быть осторожной.

- Завтра у вас еще будет время наговориться, - пообещала Ангелике и дочери Кристина. - Ну а мне придется проследить, чтобы вы вели себя как хорошие девочки и не ссорились. Ведь у вас обеих такие сложные и непредсказуемые характеры. Ангелика, без заботы взрослых ты можешь и одичать в каменном гнезде своего замка и с каждым днем холод его стен будет все глубже проникать в твое сердечко. Но пока его еще не поздно растопить, если ты встретишься с настоящей добротой и любовью, которые тебе сможет подарить только верная подруга. Ну а самые добрые и любящие сердца, конечно, у христианок и скоро ты сама это ощутишь и поймешь. Тебе, наверное, кажется, что тебя никто никогда не полюбит и ты даже не знаешь, как сильно ты уже любима твоим Создателем - Господом, даже если нисколько в Него не веришь. Господу хочется, чтобы наш мир наполнился теплом любви, и, поэтому, Он заповедал и Своим созданиям любить друг дружку тоже, даже если они так же друг от дружки далеки, как земля и небо или как дворяне и крестьяне. Дворяне предпочтут презирать крестьян, чем им помогать, и неудивительно, когда и крестьяне отвечают дворянам недоверием и неприязнью. Но, относясь друг к дружке так, мы разве сможем хорошо угодить нашему Создателю и избежать Его справедливого гнева? Поэтому мой долг - постараться понять дворян и, если возможно, даже протянуть им руку дружбы. Твою ладонь я охотно подержу в своей, если ты меня не боишься. Дворянки - смелые девочки и ты ведь тоже не побоишься показать мне тепло своей улыбки? У такой одинокой девочки, как ты, даже улыбка всегда будет немножко грустной и только у моей дочери ты могла бы узнать, как улыбаться по-настоящему жизнерадостно и весело. Тебе будет о чем с ней пошептаться и кому открыть все, что уже давно накопилось у тебя на сердце. Веронике тоже пришлось пройти через многие испытания, зато тебе она сможет по-настоящему искренне посочувствовать. Она подарит тебе любовь и тепло своего сердца даже ничего не требуя взамен, ведь корысть и эгоизм не в ее характере. Конечно, она иногда слишком капризна, но ведь не бывает детей без недостатков и даже христианки не ангелы.

- Я согласна, что Ангелика похожа на ангела гораздо больше меня, - улыбнулась Вероника. - Даже в моих любимых книжках дворян не рисовали такими красивыми. Я тоже могу быть красивой, конечно, если меня отмыть и сделать прическу, как у дворянки и тогда мы еще посмотрим, кто из нас окажется красивее. Ангелика, я была бы готова на целый грошик поспорить с тобой об этом, если бы мама такое позволяла. Мама привела меня в дворянский замок, вместо монастыря, о котором я просила ее, как положено примерной христианке, и теперь я даже не знаю, как мне себя здесь вести и мне за себя ужасно стыдно. В монастыре я давно молилась бы перед иконой Спасителя, а здесь так объелась конфет и сладостей за ужином, словно уже и не сделалась взрослой. В дворянском замке ужасно трудно быть постницей и, вместо этого, почему-то очень хочется быть принцессой. Хорошо бы побыть ею хотя бы во сне. Ангелика, если мне приснится, что я сделалась принцессой, я обязательно расскажу свой сон тебе, хоть ты мне ни за что не поверишь. Если бы ты увидела то, какой я в своем сне сделалась красивой и нарядной, ты бы меня тоже обязательно полюбила и я еще не знаю, что я тебе бы ответила, когда ты восторженно предложишь мне свою дружбу. Я посоветовалась бы с мамой, но она, похоже, решила всегда быть на твоей стороне. Уж я-то ее знаю. Ну а куда мама, туда и я, и если она решила жить с дворянами, то и мне будет некуда деваться. Не то, чтобы дворяне мне слишком нравились, ведь про них говорят, что они - спесивые и жадные, и я не знаю, что мама смогла в них найти, но ведь христиане должны любить всех и даже наших врагов. Придется полюбить даже дворянку, если уж этого решили потребовать и Господь и мама, не говоря уж о самой Ангелике. Ведь они все меня гораздо старше и опытнее. Пусть Ангелика тоже побудет счастливой, пользуясь моей добротой и христианским смирением. Завтра я с ней поиграем в принцесс, потому что это было моей любимой игрой, пока я еще не сделалась взрослой, только нужно будет спрятаться от мамы, потому что вдруг она заявит, что такие игры не подобают будущим монахиням.

- В этом замке не мне распоряжаться и меня можно не слишком бояться, - улыбнулась Кристина. - Если вы будете хорошо вести себя, немножко поиграть я вам, наверное, все-таки, позволю. Только не увлекайтесь слишком, чтобы оставалось время для молитв и чтения священных книг. Мою дочку, все-таки, пока еще трудно назвать взрослой, да мне и самой не хочется, чтобы дети взрослели слишком рано, и хочется иногда снова побыть ребенком. Я уверена, что Ангелике тоже не хочется взрослеть, и в этом нет ничего страшного. Если в ее замке появится кто-нибудь из взрослых, под их надзором она смело сможет снова сделаться ребенком. Угадать желания Ангелики и помочь ей было бы не трудно, если она согласится мне довериться, хоть я и крестьянка. Может быть у меня и моей дочери найдется то, что Ангелике так нужно, и не только грошики. Может быть ей и без них было бы хорошо с нами? Вероника, ты с Ангеликой слишком уж капризна и дворянке это может и не понравиться, хоть она и готова тебе многое позволить. Как бы ей ни хотелось заиметь подругу, ее терпение тоже не безмерно. Если тебе хочется изображать из себя принцессу, делай это перед кем-нибудь другим и не надейся, что тебе здесь все будет позволено. Ведь я не всегда буду с тобой рядом, чтобы тебя защищать. Ты так просила познакомить тебя с дворянами, а когда я исполнила твое желание, оказывается, снова не смогла тебе угодить. Может быть угодить тебе вообще невозможно и я напрасно старалась? Я должна с кем-то посоветоваться, что делать дальше.

- Возможно, вашей дочери когда-то и было интересно познакомиться с дворянами, но они ей быстро наскучили, - заявила Кристине Ангелика. - Сестры - христианки из монастырской богадельни привлекают ее теперь гораздо сильнее. Но от Вероники я и не ждала другого и впредь мне урок - не связываться с христианками. Впрочем, кто еще согласился бы навестить мой старинный замок, где даже его хозяйка часто ощущает себя затворницей. Мне здесь так одиноко, что поневоле обрадуешься любым посетителям, особенно, когда они приносят свои грошики, поэтому двери моего замка даже для крестьянок будут широко открыты. Ведь не из тех, кто презирает крестьян и полагает их недостойными знакомства. Когда ужасно скучно, почему бы даже их не послушать. Хоть их Бог меня и не сильно интересует, их преданность Ему по своему трогательна, а рассказы о Нем могут оказаться даже занимательными. Если бы я не требовала у них все новые грошики, они, может быть, согласились бы пробыть в моем замке не только до завтрашнего утра, но и подольше, что, наверное, было бы не так уж ужасно. Ведь мы только познакомились и еще так мало друг о дружке знаем, а это только разжигает мое любопытство. К тому же я еще никогда не играла роль хозяйки, принимающей гостей, и не знаю, как в этой роли, должно быть, по своему, весело. Неизвестно, почему эти крестьянки выбрали именно мой замок и чем он им так приглянулся? Ведь в округе он далеко не самый роскошный, не говоря уже о монастырской богадельне, где, как слышно, еще лучше. Госпожа Кристина призналась только в том, что ей хотелось устроить праздник в день рождения своей дочери. Конечно, смешно называть госпожой крестьянку, но рядом с ней я ощущаю какие-то смущение и робость, которые никак не в силах преодолеть. Я привыкла считать себя взрослой, но рядом с ней ощущаю себя совсем девочкой с трепещущим сердцем и это, оказывается, не слишком-то и ужасно, и я даже готова потерпеть еще немножко. Когда Кристина говорит, ее нежный голос находит дорожку в самую глубину моего сердца, даже когда я не собиралась позволять ему проникать так далеко, и я, к своему удивлению, готова слушать даже о скучных Божьих заповедях, а Кристина так искусно этим пользуется, что я готова поверить во что угодно, потому что ее голосу невозможно противиться. У Кристины я, наверное, больше не решусь потребовать грошики, как бы сильно их ни любила, ведь так не хочется, чтобы она на меня обиделась и укорила. Ее жизнь, наверное, и без того была не сладкой, иначе она не обратилась бы за помощью к дворянам. Но она не напрасно это сделала.

- Не бойся доверить мне все, что у тебя на сердце, - подбодрила Ангелику Кристина. - Твои проблемы теперь будут для меня такими же важными, как мои собственные. Я на твоей стороне, не брошу тебя здесь и одинокой ты никогда больше не будешь. Я обещаю это и пусть моя дочка будет мне в том свидетельницей. Ты можешь сесть ко мне еще ближе и со мной пошептаться, а твое доверие будет мне и приятно и лестно. Я и сама готова довериться тебе как нашей покровительнице. Ты ведь не против, чтобы я считала тебя ею? Я бы не отказалась от дворянской покровительницы и на многое была бы для нее готова. О дворянах я знаю немного, даже меньше моей дочери, но почему бы и не расширить свой кругозор. Будет ужасно интересно узнать, дворяне - такие же люди, как и мы, или все-таки не совсем? Можно ли им доверять и рассчитывать на их благосклонность? Как они относятся к крестьянам и готовы ли видеть в них своих братьев и сестер? Для меня это очень важно, потому что своего отношения к дворянам я еще не определила. Тебе, конечно же, хочется, чтобы оно было наиболее благоприятным? Возможно, оно окажется именно таким, если ты для этого постараешься и мы сможем сделаться настоящими подругами. На дружбу с дворянами немногие решатся, но я готова рискнуть и будь что будет.

- Дворяне могут и не оправдать ваших надежд, - смущенно ответила Кристине Ангелика. - Для христианок их общество, наверное, не из самых лучших. Я бы не порекомендовала его ни вам, ни вашей дочери. Уверена, что в монастырской богадельне вам было бы гораздо приятнее и вы не напрасно туда стремитесь. Впрочем, вы, наверное, не согласитесь мне поверить, пока не пообщаетесь с дворянами сами. Узнать меня вы и Вероника уже смогли и, похоже, не слишком высокого обо мне мнения. Боюсь, что если вы пообщаетесь с другими, оно ненамного улучшится и вам лучше не пытаться это делать, если уж вы просите моего совета. От дворян крестьянам лучше держаться подальше, даже если у вас самые дружеские намерения. Мой долг честно предупредить вас об этом, чтобы вы потом не обвиняли меня, что я этого не сделала. Хоть я и не обязана быть вашей покровительницей, меня все же тронуло ваше доверие и искренность. Я была бы только рада, если бы ваши надежды на дворян оправдались хотя бы совсем немножко, но не могу вам даже этого пообещать. Я стараюсь быть с вами такой же откровенной, как и вы со мной, хоть пока и не ваша подруга. Вам, и правда, хотелось бы иметь дворянскую подругу? Для крестьянки - христианки это странное желание, но оно мне чем-то нравится, и жаль, что приходится вас отговаривать. Мне кажется, что дворяне должны относиться к крестьянам лучше, чем они это делают в действительности. Ведь мы от них не так уж сильно и отличаемся. Ваша дочка готова считать нас сказочными феями или эльфами? Это и неудивительно, потому что она еще совсем ребенок и начиталась добрых сказок. Хорошо, что вы вовремя решились открыть ей правду и тем уберечь от многих ошибок. Вероника, твоя мама права, что сближаться с дворянами очень опасно и ты, как послушная маленькая христианка, должна ей поверить. Я присоединяюсь к твоей маме и не поверить нам обеим ты никак не сможешь. К тому же мы уже почти сделались лучшими подругами и я должна заботиться о тебе и твоем счастье, если ты согласишься мне это доверить. Дворяне совсем не такие, какими ты их себе представляешь и тебе лучше даже и не знать, каковы они на самом деле. С ними тебе не помогут даже твои грошики.

- Не нужно пугать мою дочку, - улыбнулась Ангелике Кристина. - Пусть она и дальше верит только в хорошее, а нам обеим нужно постараться для этого. Я знаю, ты охотно сделаешься моей союзницей и уже тебе благодарна. Если уж я привела дочку в дворянский замок, почему бы ей и навсегда здесь не поселиться? Конечно, это смелое и рискованное намерение, но деваться все равно некуда. Ангелика, что если нам и еще немножко друг с дружкой пооткровенничать? Не знаю, как тебе, а мне понравилось это делать. Мне кажется, что ты и я друг дружку хорошо понимаем и нам всегда есть о чем поговорить. Хоть ты и любишь капризничать, как и моя Вероника, я, все-таки, буду считать тебя нашей покровительницей, а твой замок - нашим новым домом. Можешь удивляться сколько хочешь, но я уже приняла именно такое решение. Ведь так для нас всех будет лучше. Ты и сама это поймешь, когда сможешь послушать наши рассказы о Боге и нашей вере. Мы поделимся с тобой теми сокровищами, которые имеем и тебе откроется дорога в чудесный мир счастья и Божьей любви. Ты еще будешь нам благодарна и поймешь, как много мы для тебя сделали. Не знаю, какими я с дочкой окажемся христианскими проповедницами, но других в этом замке все равно не приходится ждать. В дворянский замок немногие решатся отправиться с проповедью и только я, кажется, этого не побоялась. Христианка должна быть и смелой и решительной, когда это необходимо и теперь меня никто сможет отговорить. Посмотрим, окажутся ли дворянские сердца отзывчивы к христианским проповедям и даже не надейся, Ангелика, что ты снова сможешь жить одна и, как прежде, быть вольной птичкой. Нужно же хоть кому-то заняться твоим христианским воспитанием. Конечно, это трудно, но крестьянки, и тем более христианки, никогда не боялись трудностей. Ты и сама должна со мной согласиться.

- Значит, теперь мы всегда будем жить с дворянами? - с любопытством спросила у матери Вероника. - Мама, неужели ты, и правда, так решила? О подобном даже я никогда тебя не просила. Вот уж не ждала, что получу на свой день рождения такой щедрый подарок. Даже не знаю, что мне с ним и делать. Не могу сказать, чтобы дворяне мне слишком нравились, хоть для Ангелики и придется сделать исключение. Но только для нее одной и ни для кого больше. Жить с другими дворянами я бы ни за что не согласилась и даже с Ангеликой я еще посмотрю, что получится. Мама снова решила все за меня и со мной даже не посоветовалась, прежде чем отвести меня к дворянам. Она только говорит, что я уже взрослая, а сама решает все за меня, как и раньше, и, наверное, собирается так же меня наказывать, если я не буду ее слушаться. Наверное, она будет требовать, чтобы я лебезила и заискивала перед этой дворянкой, но с Ангеликой мне хочется договариваться без маминой помощи. Я знаю, что Ангелике хочется, чтобы я сделалась ее сестрой, но ведь и сестры часто соперничают и ссорятся. Вот уж не ждала, что у меня будет сестра - дворянка, но кто меня о чем спрашивает. Крестьян редко спрашивают, даже когда они по-настоящему взрослые, тем более когда они еще не совсем выросли. Неужели Ангелика решит, что если будет старшей сестрой, то тоже имеет право меня воспитывать? Когда меня воспитывают слишком сильно, мне хочется убежать куда-нибудь подальше, туда, где меня будут любить и все мне позволять. Вот в богадельне именно так бы и было и недаром я просила маму именно туда меня отвести. Напрасно мама меня не послушала и решила по-своему. Провести в дворянском замке несколько дней я еще, может быть, и соглашусь, но провести там всю жизнь это было бы уже слишком. На такое никогда не согласимся ни я, ни Ангелика. То-есть Ангелика была бы даже рада, хоть я, наверное, и не подарок, и все равно не позволила бы мне никуда уйти отсюда, потому что ей наскучило жить одной и нужна подруга. Недаром ей так нравится держать меня за руку и заглядывать мне в глаза. Взгляда дворянки никто не смог бы выдержать, кроме меня. Я его нисколько не боюсь и даже улыбаюсь Ангелике в ответ. Ангелика удивляется, но улыбается мне тоже и ей очень хочется, чтобы такая смелая девочка сделалась ее сестрой. Я могла бы быть сейчас в богадельне, а вместо этого переглядываюсь сейчас с дворянкой, словно мы - подруги заговорщицы, которые что-то затеяли Я не знаю, что можно затеять с дворянкой, но скучно с ней не будет.

- Так вы переглядываетесь и перешептываетесь за моей спиной? - спросила девочек Кристина. - Ангелика, ты не должна идти на поводу у моей дочери и потакать ее шалостям, как бы сильно она тебе ни нравилась. С дворянами Веронике давно хотелось подружиться и она, наверное, смогла узнать, как найти к ним подход. Даже мне любопытно, что у нее из этого получится. Ведь капризничать и выделываться перед дворянками это совсем не то, что перед своей матерью, и я так за нее волнуюсь и переживаю. Даже если Вероника тебе чем-то понравилась, ты, все-таки, не можешь любить ее так же сильно, как я. Может быть для тебя она только интересная игрушка, которая может надоесть в любой час. Если ты хочешь дружить с Вероникой, ты должна полюбить ее по-настоящему сильно и это мое непременное условие. Так самой тебе будет гораздо интереснее. Пока же я не уверилась в твоих намерениях и дочка должна всегда находиться со мной рядом, чтобы быть под моим присмотром. Кто еще сможет позаботиться о ней в этом новом и непривычном мире, в котором даже я, пока, с трудом ориентируюсь. Кто знает, чего можно ждать от этих надменных дворян, которые привыкли смотреть на нас свысока и которым нет дела, что у нас на сердце. Возможно, мне, в самом деле, стоило отвести дочку в богадельню и еще не поздно так и сделать? Разве в дворянском замке можно надеяться быть окруженными любовью и заботой? Дочка, похоже, все же надеется на это, но ведь она - еще ребенок и что она знает о настоящей жизни. Ангелика, тебе предстоит сделаться ее проводницей в мире дворян и ты должна справиться. Ведь тебе хочется, чтобы Вероника была рада, что ты с ней встретились и по-настоящему полюбила тебя, твой замок и твои владения. Дворянке, наверное, найдется чем ее удивить и завтра тебе представится такая возможность. Ведь мы обе хотим, чтобы Вероника была по-настоящему счастлива и только вместе сможем этого достичь. Ее радость будет наградой нам обеим.

- Я знаю, как сильно вы хотите счастья вашей дочери и, наверное, на многое готовы для этого, - заверила Кристину Ангелика. - Вас трудно за это осуждать, потому что Вероника мне и самой очень нравится, даже при всех ее капризах. Такой смелой и отважной девочки я еще не встречала и была бы совсем не против познакомиться с ней поближе. Я понимаю, что вы далеко не каждой дворянке позволите к ней приблизиться, но меня вам нечего бояться. Ведь я - только любопытная одинокая девочка, которой очень интересно найти новых друзей, кем бы они ни оказались. Мне больше не нравится быть одинокой и я решила, что моя жизнь должна измениться, а поэтому была бы не против пообщаться и с крестьянами, если они хорошо к нам относятся, и даже с христианками, которым так нравится рассказывать о своем Боге. Вы и Вероника уже облюбовали мой замок для своих христианских проповедей и мне, наверное, никуда от них теперь не деться. Я только одна, а вы - вдвоем и мне вас, и правда, не переспорить. Ведь вы на все готовы, лишь бы только угодить вашему Господу и заслужить Его милость. Ваши вера и любовь к Нему придали вам столько сил и решимости, что даже стены дворянского замка не сделались для вас преградой и ваша проповедь и здесь смогла меня отыскать. Если уж вы предпочли опасности дворянского замка радостям монастырской богадельни, то даже мне придется смириться с неизбежным и признать, что вы меня смелее, сильнее и опытнее, а этот замок необходимо разделить с вами. Жаль, что Веронике здесь не очень-то нравится и радости монастырской богадельни еще долго будут манить ее к себе. Только из послушания матери она готова потерпеть холод и мрак этого замка, где она так надеялась пожить как настоящая принцесса. На чудесную принцессу Вероника, и правда, похожа, но найти для нее подходящий замок было бы слишком трудно, как бы ее маме этого ни хотелось. Ведь у ее матери такое нежное и доброе сердце. Даже я давно это почувствовала и не смогла Веронике немножко не позавидовать. В чем-то Вероника гораздо счастливее меня, хоть она и не дворянка, и мои глаза, наверное, никогда не будут такими счастливыми, как ее, когда она с вами рядом. С вами ваша дочка ничего не боится и всюду была бы счастлива, ощущая себя почти настоящей принцессой. Ваша любовь стоит гораздо дороже любых грошиков и даже я охотно готова это признать. Госпожа Кристина, я благодарна вам за то, что вы не отказали мне в праве дружить с вашей дочерью, хоть и не знаю, смогу ли оправдать ваши надежды и относиться к ней как к сестре. Для меня это так ново и непривычно.

- Я не удивлена, что вы друг дружке понравились, - улыбнулась Ангелике и дочери Кристина. - Вы же обе так одиноки и давно устали от одиночества. Да и по возрасту и характеру вы не слишком-то отличаетесь, по крайней мере далеко не так сильно, как по своему происхождению. Но ваши взаимные любопытство и симпатия, наверное, помогут вам быстро преодолеть все трудности и преграды. В крайнем случае мне самой придется прийти вам на помощь, хоть я уверена, вы и без меня справитесь. Но я, все-таки, постараюсь быть ангелом - хранителем для вас обеих. Ведь я вас, действительно, гораздо старше и опытнее и, поэтому, отвечаю за вас пред Самим Господом. Я буду помогать вам, если вы во всем мне доверитесь, хоть и так знаю, что на сердце у вас обеих. Догадаться не трудно, стоит только заглянуть в глубину ваших детских глаз. Могучий и добрый ангел - хранитель для детей никогда не был бы лишним, а мне интересно хоть немножко побыть в этой роли. Жаль, что в отличие от настоящего ангела, я могу очень немного, но вы все равно должны меня слушаться, потому что я тоже хочу вам добра всем сердцем и знаю, как сильно вам хочется подружиться, даже если вы пока смущаетесь признаться в этом друг дружке. Никто из вас не решается сделать это первой. Вам больше нравится друг дружку дразнить, играть и притворяться недотрогами. Наверное, так вам даже интересней общаться. Господь сотворил всех людей братьями и сестрами, и вас тоже, даже если одна из вас в Него все еще не верит, но ваши сердца уже подсказывают вам это своим нежным шепотом и быть рядом вам все приятней.

- Понравиться Веронике так трудно, даже для дворянки, - пожаловалась Ангелика. - Ведь дворянки это все-таки далеко не ангелы и не сказочные феи, с которыми Вероника так надеялась повстречаться в свой день рождения. Даже с добрыми инокинями из монашеской обители я не могу ровняться и Веронику мне даже жалко, ведь она так верила в свои добрые сказки. Но, наверное, только Бог достоин, чтобы Вероника в Него верила и общалась с Ним в своих благодарных молитвах. Только Бог знает все, что у Вероники на сердце, еще прежде, чем она Ему в этом признается, и никто и никогда не будет любить Веронику так сильно, как это может Он. Неудивительно, если Вероника захотела посвятить Ему и всю свою жизнь, хоть в монастыре, хоть в миру. Из людей она, наверное, согласилась бы общаться только с теми, кто разделяет с ней любовь к ее Господу? О чем ей говорить с неверующими, ведь их вряд ли заинтересуют христианские проповеди, как бы Вероника ни старалась сделать их полными добра и любви. Кто смог бы оценить их проникновенность и красоту. Впрочем, госпожа Кристина кажется не против, чтобы Вероника сделалась проповедницей и послужила этим своему Господу, если привела ее в мой замок. Она решила, что и для ее дочери уже пришла пора хотя бы немножко познакомиться с окружающим миром и его обитателями, а начать такое знакомство лучше всего с дворянского замка. Возможно, мама Вероники и права, ведь наш мир так огромен и полон чудес. Только Веронике в нем необходимо быть очень осторожной и прислушиваться к советам старших, которые стараются ей помочь, чтобы новый мир дарил ей только радости. Пусть ее первые впечатления от знакомства с дворянами оказались и не очень приятными, зато Вероника приобрела драгоценный опыт, которого ей не заменят даже материнские рассказы. Теперь ей с мамой долго будет о чем поговорить и я даже не знаю, что вы еще решите делать дальше. Может быть для вас уже достаточно новых впечатлений и лучше было бы перейти к другим занятиям? Или вы все же хотите испробовать свои силы в христианских проповедях? Это было бы так любопытно.

- Если уж мы сюда пришли, было бы нехорошо не исполнить твоего желания, - улыбнулась Ангелике Кристина. - Наш Господь достоин, чтобы и ты о Нем узнала. Иначе как ты сможешь Его полюбить, почти ничего о Нем не зная? Ведь ты даже не знаешь, что именно Он сотворил весь наш мир, да и тебя саму, как и меня с дочерью. Ведь у крестьян и дворян один и тот же Создатель и, поэтому, мы немногим отличаемся. Пообщавшись с нами, ты, наверное, и сама обратила внимание, как мы похожи, и это сходство совсем не случайность. Не знаю, как тебе, но мне оно нравится, ведь Господь сотворил Своих созданий такими похожими еще и для того, чтобы им было не слишком трудно подружиться, понять и полюбить друг дружку. Тебе хочется, чтобы мы тебя полюбили, только как бы мы смогли это сделать, если бы ты была на нас совсем не похожа? Но между тобой и моей Вероникой так много общего, что мне будет не трудно перенести свою любовь к дочери и на тебя тоже, если ты мне это позволишь. Ты ведь так любишь жаловаться, что одинока и тебя никто не любит. Может быть Господь, хоть ты в Него и не веришь, все же услышал твои жалобы и прислал к тебе и мою дочку и меня? Если это так, я должна подчиниться Его воле и о тебе позаботиться, а тебе придется побыть моей воспитанницей. Тебе же нужно иметь рядом человека, который любил и понимал бы тебя и которому ты могла бы во всем довериться. Твое желание уже почти исполнилось, только ты не должна меня бояться. Ты хочешь, чтобы я была рядом всегда, словно самая лучшая подруга, которая никогда тебя не бросит? Такой подруги у тебя никогда еще не было. Людям в этом мире необходимо помогать друг дружке и я ощущаю, что и тебе нужна моя помощь. Я, конечно, не откажу тебе в ней и ничего не потребую в награду, потому что только выполню Божью заповедь любви к ближнему. Моя дочка тоже сделает это с большой радостью.

- Меня сотворил Господь, как и Ангелику, - согласилась Вероника. - Он хотел, чтобы я всегда была счастлива, и это непременно так бы и было, если бы я не оказалась такой грешницей. Но в этом виновата только я сама и теперь мне придется всю жизнь замаливать свои грехи в монастыре. Их так ужасно много, что я даже не знаю, справлюсь ли и за целую жизнь хотя бы с половиной. Такую грешную девочку, наверное, должны презирать и никто не согласится с ней дружить. Только Ангелика, возможно, верит, что я еще смогу исправиться, и я обязательно для этого постараюсь. Ангелика, когда-нибудь, обязательно тоже сделается верующей и ей тоже захочется прославлять Господа. Ведь это так приятно делать, особенно вместе с подругой, и мы должны прославлять Создателя гораздо чаще. Ведь если бы не Он, меня никогда даже не существовало бы на свете. С Ангеликой я тоже никогда бы не встретилась и она бы меня никогда не полюбила. Конечно, меня обязательно полюбили бы и в монастырской богадельне, но теперь уже поздно и Ангелику я не могу бросить. Ведь подруг не бросают и я не должна быть к ней такой жестокой. Ведь я, все-таки, христианка и мне нужно доказать Ангелике, что способна на настоящую преданность. Если я не брошу Ангелику, она всю жизнь будет мне так благодарна, что даже сама захочет сделаться христианкой, ну а я, конечно, не стану ее отговаривать. Ведь угождать Господу в компании с подругой будет гораздо приятней и интересней. У дворянок, наверное, все получается лучше, чем у крестьянок, и мне теперь найдется, с кого брать пример. Ведь я так хочу угодить Господу, но до сих пор у меня почти ничего не получалось, как я ни старалась. Наверное, я оказалась самой грешной девочкой во всем королевстве, но с завтрашнего дня для меня начнется новая жизнь, когда я буду прославлять Господа с самого раннего утра, даже если мне будет ужасно хотеться поиграть в парке. Ведь я, все-таки, буду по-настоящему взрослой.

- Ну а я буду только рада, если ты сумеешь угодить своему Господу, - заверила Веронику Ангелика. - Твои любовь и преданность Ему не могут не внушать сочувствия. Иногда даже жаль, что я не могу разделить вашу искреннюю веру с тобой и твоей матерью. Ведь благодаря ей ваша жизнь полна света и радости и вы привыкли не отчаиваться в любых испытаниях. Ваша вера делается от них только сильнее и Господь, если Он действительно есть, когда-нибудь, обязательно щедро наградит вашу преданность Ему и Его награда превзойдет все ваши надежды, хоть пока вам и придется еще немножко потерпеть. Зато терпением и смирением вы, наверное, заслужите от Него даже еще большую награду. Вы надеетесь, что сотворены Господом и когда послушаешь ваши нежные и благоговейные молитвы к Нему, в ваше происхождение, действительно, нетрудно поверить. Может быть ваши сердца могут с Ним общаться и слышать Его ласковый голос и зов любви? Хоть вы и крестьянки, но, по своему, так счастливы, что ваше счастье передается даже мне, когда я с вами рядом, и мне так любопытно заглянуть в чудесный мир вашей христианской веры, если уж вы так добры, что согласны мне это позволить. Вы верите, что Господь сотворил вас для любви и счастья, и ваше сотворение у Него так чудесно получилось. Ведь ваши желания Он знает гораздо лучше вас самих, потому что Сам их и вложил в ваши сердца. Наверное, было бы приятно иметь на небесах такого любящего и заботливого Создателя и вы не должны бояться мне о Нем рассказывать. Я знаю, как сильно вам хочется поделиться переполняющей радостью любви к Господу с другими, особенно с теми, кому еще не довелось ее испытать. Эту радость вы не променяли бы на любые земные блага и даже на королевские короны. Вы намного богаче и счастливее.

- Чтобы рассказывать тебе о Боге, нам придется поселиться в твоем замке, - улыбнулась Ангелике Кристина. - Мы бы не отказалась, если бы ты нас пригласила и, возможно, даже смогли бы тебе здесь пригодиться. Никакой работы мы не боимся и к ней привычны, а твой замок, если честно, кажется немного запущенным и мы могли бы помочь привести его в порядок, если ты нам это доверишь. Без верных помощниц тебе здесь никак не обойтись. Не будь слишком самонадеянной и признайся. Нам было бы приятно исполнять твои поручения и я даже признала бы тебя своей госпожой, хоть тебя и гораздо старше. Я бы проследила, чтобы и дочка не слишком сильно с тобой капризничала, но и ты не должна ее обижать. Ведь тебе же и самой хочется, чтобы Вероника видела в тебе подругу, а не грозную госпожу. Я соглашусь служить тебе и мне будет приятно для тебя стараться только если ты будешь доброй и ласковой к моей дочери. Это не такое уж трудное условие, потому что у тебя, наверное, все-таки, доброе сердце. Поэтому мы могли бы довериться тебе как нашей госпоже и покровительнице и по-настоящему к тебе привязаться. Я тоже могла бы сделаться твоей подругой или даже кем-то большим. Позже будет видно, а пока постарайся подружиться с Вероникой, только не слишком ее балуй. Если тебе захочется относиться к Веронике, как к сестре, это не значит, что ты должна потакать всем ее капризам, лишь бы она тебя полюбила. Мне бы не хотелось, чтобы моя дочка выросла избалованной принцессой и ты должна мне помочь ее воспитывать. Возможно, у тебя это даже лучше получится.

- Кто меня будет баловать, если в этом замке я буду только служанкой, - заявила Вероника. - Значит, вот для чего мама привела меня сюда. Так я и знала. Для чего еще нужна крестьянка в дворянском замке. Хорошо, что я уже взрослая и смогу за себя постоять даже перед дворянами. Впрочем, служить Ангелике я, наверное, еще согласилась бы, но пусть она не слишком-то радуется, потому что я могу быть самой капризной девочкой во всем королевстве, хоть и христианка. К тому же, раньше я никогда не была служанкой и даже не знаю, что это такое. Пока у меня еще осталось несколько грошиков и за них Ангелика сама будет мне служить, а не я ей. Дворяне должны признать, что я - такая же, как и они и достойна быть их подругой, а не служанкой, ну а для Ангелики я могла бы согласиться быть даже сестрой, тем более, что и мама этого хочет. Мама с Ангеликой снова все решают за меня, будто я и не взрослая. Ангелика, если ты старше меня и, к тому же, дворянка, ты не должна этим слишком часто пользоваться, потому что тогда я не соглашусь с тобой играть, как бы ты меня ни уговаривала. Ведь я даже маму не всегда слушаюсь, а тем более тебя, Ангелика, и даже если сама мама согласится тебя слушаться, для меня это ничего не значит. Маме не хочется быть принцессой, зато хочется мне и очень сильно. Ты же дворянка и в этом должна понять меня лучше, чем мама. Если уж и ты не согласишься меня понять, на кого мне тогда и надеяться. Ведь ты, все-таки, теперь моя лучшая подруга, та самая, о которой я так давно мечтала. Даже у мамы никогда не было подруги - дворянки и она тоже не знает, как с ними обращаться. Придется узнать это самой и начала я уже сегодня. Хорошо еще, что дворяне совсем не такие уж и страшные. Я знала из книжек, что они похожи на ангелов и говорила об этом маме, но она мне не верила, а, оказывается, я была права и Ангеликой мама и сама любуется. Моя мама тоже похожа на ангела, еще больше Ангелики, и неудивительно, что с Ангеликой ей захотелось подружиться. От такой дружбы Ангелика ни за что не сможет отказаться и я ее хорошо понимаю. Моя мама самая лучшая во всем королевстве.

- Тебе, конечно, виднее, ведь ты знаешь ее гораздо лучше меня, - улыбнулась Веронике Ангелика. - К тому же ты - моя подруга, с которой мне совсем не хочется спорить. Твоя мама, похоже, была бы не против, чтобы ты пожила со мной в этом замке и ее желание не слишком отличается от моего собственного. Ведь мне здесь, и правда, часто одиноко и грустно и подруги были бы для меня совсем не лишними. Конечно, найти настоящих преданных подруг довольно трудно, но я все еще сохраняю надежду и даже с крестьянками не отказалась бы пообщаться. Мне приятно, что вы выбрали именно мой замок вашим новым домом и не побоялись мне довериться как своей покровительнице. Надеюсь, если вы поживете в моем замке еще, вы только еще сильнее мне понравитесь и даже прошу вас быть моими компаньонками. Вы выбрали меня, ну а я выбираю вас тоже и хочу, чтобы мы не разлучались. Теперь я должна быть вашей госпожой и пасторкой, а вы - моими агницами, как было принято между дворянами и крестьянами когда-то раньше. Ведь вы именно этого хотели? Я не знаю, что из этого получится, но мы обязательно должны испробовать и я надеюсь, что мы не пожалеем. Только это будет союз по настоящему.