Старый ученик

Миша Егоров
СТАРЫЙ УЧЕНИК
Мой очередной рабочий день подходил к концу. Я сидела в своём классе и проверяла контрольные работы 7 класса Б. Как раз проверяла последнюю работу. Проверив её, планирую сходить в столовую пообедать, а затем с чувством выполненного долга – домой. Я работала учительницей английского языка в школе 554. Недалеко от этой школы я жила. Многие мои друзья и знакомые могли бы мне позавидовать, потому что далеко не у каждого есть такая привилегия работать рядом с домом. Ну так вот, я закончила проверять последнюю работу, и хотела было уже пойти покушать, как вдруг едва не подпрыгнула до потолка от неожиданности – за партой, напротив моего учительского стола сидел мой старый ученик, который выпустился из этой школы 12 лет назад, в 2010 году. Этого ученика звали Миша Егоров, который за эти годы, конечно, внешне возмужал, вырос и, судя по его военной форме, служил в армии. Только форма была местами рваная , вся в грязи и крови, а лицо немного чёрное от копоти и сажи. Я так поняла, что Миша вернулся с горячей точки, а именно с Украины, на территории которой сейчас шла война за исторические русские города, против бандеровских укронацистов. Я глазам не могла поверить! Я Мишу не видела лет 10 точно. Он так неожиданно появился в моём классе. Как я могла не услышать звук открывающейся двери и его шагов??
- Здравствуйте, Юлия Валерьевна, - поприветствовал меня Миша тихим голосом, в котором прозвучали и радость, и трепет, и какая-то, едва скрываемая нерешительность. Он смотрел на меня с благодушной улыбкой, но при этом в его глазах мелькала небольшая тревога и страх.
- Здравствуй, Мишенька. Сколько лет, сколько зим! Как ты поживаешь, сынок? – я уже хотела было обнять своего старого ученика, но он резко выставил руку вперёд, и я не смогла к нему подойти, будто некая сила меня от Миши удерживала.
- Я бы с радостью и Вас обнял, Юлия Валерьевна, но пока нужно воздержаться от этих нежностей, пока я Вам не расскажу всё по порядку. Кстати, за все эти годы Вы ни капельки не изменились. Выглядите замечательно, даже ещё моложе.
- Ой, спасибо, Мишенька! Приятно слышать это от тебя. Ну, так расскажи, как жизнь, как ты на войну попал?? Я слышала, что объявили частичную мобилизацию, но не думала, что тебя призовут. Ведь у тебя нет боевого опыта, оружие в руки не брал. У тебя была иного рода служба на срочке, - я села за свой учительский стол и, не отрывая изумлённых глаз от Миши, стала слушать его рассказ о себе. Миша говорил следующее:
- В военном билете мне написали, что я пулемётчик, вот, наш военкомат меня и призвал. Им-то по барабану, как ты служил. У них всё формально. Сплошная бюрократия. Написано, что пулемётчик или старший стрелок, как у моего друга, значит отправляешься в учебную часть, а в учебке разберутся, что к чему. Я молился Богу, чтобы меня и моего друга эта чаша миновала. Илюха (мой друг, у которого написано, что он старший стрелок, а он вообще в военном ансамбле служил, без оружия) остался дома. Его уже хотели было призвать, повестка пришла, но, слава Богу, в самый последний момент дали отбой. Тем более, у Илюхи невеста, скоро женится. Этот факт тоже сыграл ему на руку. Ну а моей судьбой Господь, видно, распорядился иначе. Меня и других мобилизованных отправили в учебку. Конечно, в учебке офицеры сразу увидели, какой я армейский затупок и хотели было уже отправить домой, но…
   Миша сделал паузу, глубоко вздохнул, а затем достал из-под своего кителя свой золотой крестик на цепочке и, висевшую рядом с ним, серебряную иконку с изображением Архангела Михаила. Потом продолжил:
- Увидев мой крестик и иконку, за которые я держусь, когда молюсь в пути, командир сказал мне: «Ты же православный? Я заметил, как ты молишься про себя, держась за свою цепочку. Давай, ты будешь гуманитарку возить с остальными ребятами. Будешь помогать гражданским. Доброе, христианское дело. На передовую не будем отправлять». «Что ж», - думаю, «слава Богу, хоть так». Когда мы прибыли в Харьковскую область, мне и другим небоевым ребятам со мною показали группу мужиков, с которыми мы будем возить гуманитарку, и стали вместе работать. На месте горячих стычек мы не присутствовали, но риск попасть под снаряд, конечно, был. В итоге, так оно и случилось. Некоторые из нас погибли сразу, а другие, как я, отделались ранениями.
- Господи Боже мой! Ужас! Я и смотрю, у тебя форма в крови и грязи. Получается, тебя отпустили домой, после того случая? – в ужасе расширив глаза и прижав руку ко рту, сказала я в ответ, выслушав Мишин рассказ.
- Нуу… как сказать… я ПОЧТИ дома. Я ещё не успел сбросить с себя эти боевые следы, но я благодарен Богу, что Он сподобил меня послужить несчастным людям.
- Но тебя больше не отправят туда? – обеспокоенно поинтересовалась я.
- Нет. Не отправят.
- Слава Богу. А как у тебя гражданские успехи? В храм ходишь? Женился? Как родные?
- Родные живы-здоровы. Брат у меня женился. Ему 23. Сестра недавно с парнем познакомилась. Ей 17, парню 23. Один только я, в 30 лет и до сих пор вечный холостяк и вечный девственник.
- У тебя всё будет, Мишенька. Не переживай, - ободряюще заверила я своего старого ученика.
- Нет, Юлия Валерьевна, уже не будет. Я теперь в прямом смысле слова – ВЕЧНЫЙ холостяк и ВЕЧНЫЙ девственник. Но об этом чуть позже. Что касается моей духовной жизни. Ещё лет 10 назад я ревностно ходил в храм, в наш Борисоглебский (Миша указал в окно, в сторону деревьев, среди верхушек которых виднелась оранжевая колокольня храма Бориса и Глеба, рядом с которым я жила, и в который, как и Миша, ходила каждое воскресенье), по воскресным дням и субботним вечерам, на Всенощную. Со временем я начал и причащаться каждое воскресенье. Сначала в Рождественский и Великий Посты, и в течение Пасхального периода до Вознесения, а затем я начал причащаться ежевоскресно в течение всего года. Сами понимаете, душа хочет частого причастия. Если мы христиане и живём рядом с храмом, мы обязаны причащаться каждое воскресенье. Кто не причащается, тот Иисуса Христа не любит. Причащаться раз в месяц или, раз в пост, или вообще – раз в год, ничтожно мало. Конечно, есть такие варианты, когда человека нельзя подпускать к Причастию, например, в силу особо тяжких грехов, или в силу того, что человек ещё только-только новоначальный в вере и не понимает всей святости этого Таинства,  но, это отдельные случаи. Мы же с Вами, Юлия Валерьевна, не первый день в Церкви, и не первый год. Если мы любим Христа, стараемся Его любить и жить по Его воле, мы обязаны причащаться каждое воскресенье. Живём же рядом с храмом. Сейчас в каждом районе храм. Вон, на Каховке недавно новый построили. Поверьте, Юлия Валерьевна, я Вам это говорю, как человек, который мог не причащаться по полгода. Меня уже не было в храме полгода! Последний раз был на Пасху.
- Да ты что, Мишенька! Как же так?? – в ужасе воскликнула я. Я помню, как ещё в 18 лет Миша каждое воскресенье бывал в нашем храме, стоял на службе, как солдат. Это ведь я ему помогла найти дорогу в храм. Ну, конечно, помог Господь через меня грешную и недостойную. Мише было интересно в своё время поговорить со мною на духовные темы.
- Понимаете Юлия Валерьевна, когда человек делает первые шаги в Церковь, он влюблён в Бога, влюблён в Богослужение. Он жадно глотает живую воду Божественных слов и духовных бесед, проповедей. Помню, я был жутко расстроен, когда в 2012 году я сильно хотел попасть на Успение Божьей Матери, но не получилось. Помню, как, читая Закон Божий и Евангелие, мне казалось, что я готов жить по заповедям Христа, готов любить врагов, готов любить ближнего, как самого себя, быть милосердным и даже готов за Христа претерпеть гонения. Когда меня родные и друзья называли фанатиком и сектантом, я скорбел, но при этом старался радоваться и благодарить Бога. Я строго вычитывал все молитвы утренние, перед сном, все каноны ко Причастию, начал причащаться каждое воскресенье, как уже вышел сказал, но с годами я стал остывать, стал реже причащаться, меньше молиться, а потом и вовсе – пропускать воскресные богослужения. Ходил через раз, а то и через три раза. А в последние 2-3 года вообще по несколько месяцев не ходил в храм, не молился дома, Библию не читал. Мне хотелось грешить. Я же не женат, а сексуальные похоти так и пёрли. Мне, как одинокому, холостому мужчине, хотелось женского внимания, женской ласки. Когда я начал зарабатывать более-менее большие деньги, я лишние деньжата тратил на определённых девушек. Нет, ни в коем случае не проститутки. Массажистки, мастера эротического релакса. Там строго без интима. Вот, полгода я и ходил по этим девочкам, тратя деньги на их эротические услуги. Какой там храм, какая молитва, причастие. Я весь был одержим этой похотью. И вот, началась частичная мобилизация, меня призвали на поле боя. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Я начал лихорадочно молиться Богу, но в храм я так и не успел попасть, чтобы помолиться на Литургии, исповедоваться, причаститься. И… я погиб.
- Всмысле??? – так и ахнула я, прижав руки ко рту и расширив глаза от шока и недоумения. Мишин рассказ вообще вызвал во мне смешанные чувства.
- Я, всё-таки, умер. Я получил тяжёлые ранения, и пока меня везли в госпиталь, как и остальных пострадавших, я умер. Через моего Ангела-хранителя, Господь дал мне возможность, в течение первых трёх дней с моей гибели, являться видимым образом к тем людям, с которыми бы хотел поговорить перед уходом в Вечность. Я пришёл к Вам, Юлия Валерьевна, как к человеку, который помог мне прийти в храм и приобщиться к Православию. Я пришёл к Вам, чтобы попросить Ваших молитв за мою новопреставленную душу, - говорил Миша, а я от шока не могла вымолвить ни слова. Не могла переварить в сознании все эти слова. Я только медленно привстала и попробовала коснуться Мишиного плеча – моя рука плавно прошла сквозь плечо мужчины.
- Бог ты мой! – я перекрестилась. Теперь Мишин призрак стал немного светиться тусклым голубым светом и становиться прозрачным, с лица мужчины исчезла копоть и сажа, военная форма стала чистой, целой и невредимой.
- За мою душу сейчас спорят. Мой Ангел-хранитель предъявляет бесам все мои годы, когда я был в храме и причащался, и старался служить Богу, а также мои добрые дела, которые я совершал, уже будучи забросив храм и молитву. Бесы, разумеется, тычут в мои нераскаянные похотливые грешки. Ведь блудники не наследуют Царства Небесного, но с другой стороны, я вроде как старался быть с Богом, старался служить Ему, молился Ему… В общем, мне нужны молитвы. Я уже явился  своим знакомым священникам,  тем православным ребятам, которые на поле боя сражаются за нашу Малороссию. И вот, я пришёл к Вам. Среди моих родных и знакомых нет людей, которые бы регулярно молились в храме и дома. А мне нужны именно те, кто молится. Вот, я отхожу уже от Вас. Мне пора переходить в другой мир. Прощайте. Христос Воскресе! – с этими словами Миша исчез, оставив после себя лёгкий и тонкий призрачный свет, что дымкой развеялся над моим столом.
- Воистину Воскресе… - слабо ответила я. Я едва сдерживала слёзы, я не могла поверить… Словами не описать, что я испытывала. Я забыла про обед и пулей побежала в наш Борисоглебский храм, заказывать сорокоуст за новопреставленного Михаила.