Роман Камень одиночества. Глава 40. Время скитаний

Татьяна Соснина
Летом, с июня по июль, в каждой школе открывался пионерский лагерь. Мама пошла работать в такой лагерь, конечно, я была с ней. Библиотеки летом работают, но не в школах. Мы ещё немного пожили у Григория Митрофановича, но надо было думать, как жить дальше.Два раза ночевали у совершенно незнакомого человека - у вожатой Вали.Валя уезжала на выходные за город, а ключи оставляла нам с мамой. Мы просто блаженствовали! Квартира была уютная, чистенькая, простыни накрахмалены. Но всё хорошее заканчивается, мама договорилась с начальством, чтобы мы ночевали прямо в лагере. В каждом классе теперь была спальня, стояли  в ряд узкие железные кровати.У меня была своя кроватка на время лагерной смены, у мамы - своя, кровати заправлялись казённым бельём со штампом школы, выдавались даже вафельные полотенца , одно для рук, другое - для ног. Полотенца нужны были, чтобы помыть ноги перед дневным сном.
Целый день мы в лагере бегали, маршировали на линейках, пели песни, ходили два раза в неделю в кино. В городе было всего два кинотеатра, нас водили то в "Юбилейный", то в "Дружбу".Нам показывали сказки и детские фильмы. Нас водили строем на море, где мы плескались под присмотром воспитателей и вожатых. К обеду все возвращались в лагерь, по страшной жаре шли босяком, чтобы с ног осыпался золотистый песок. Аппетит был зверский после купания! Обедали, шли в душевые, которые были на каждом этаже, смывали морскую солёную воду с нашей кожи и песок, который не отстал от нас, протирали ноги, чтобы во время сна песок не оставался на простыни, иначе, будет колоться.Спали все, кроме дежурных.
Спали с двух до четырёх,  потом  полдничали, после полдника прямо в актовом зале смотрели кино, показывали обычно старые, но очень хорошие фильмы. Мне  нравилась "Волшебная лампа Алладина", иногда устраивали репетиции к концерту - закрытия лагерной смены.
Вечером все расходились по домам, кроме нас с мамой. У нас дома не было. Придумывали каждый вечер: чем будем заниматься.Ходили в парк, слушали музыку с танцплощадки, ходили по магазинам, иногда просто так, ничего не покупали, мечтали когда - нибудь купить, ходили на море, купались в тёплой, прогретой за день солнцем воде. Поздним вечером пробирались в школу, нас впускал сторож, принимали душ и ложились спать, чтобы проснуться рано утром, до прихода детей, чтобы никто не заметил, что я ночевала здесь.Меня будила мама, я тяжело поднималась, шла в туалет, чистила зубы, одевалась, расчёсывала свои короткие волосы и садилась ,ещё сонная, на кровать. Приходили дети и говорили: "О! Ты уже здесь, в такую рань! Во сколько же вы приходите?!" Я что - то отвечала несуразное, мол живём близко, прямо у школы или, что мама дежурный воспитатель. Многие догадывались о наших ночлегах в лагере. Мне было ужасно стыдно. Это ощущение бездомности, ущербности, неприкаянности, я запомню на всю жизнь. Что я не такая как все и мне некуда пойти в этом городе, висело камнем на душе.

Пережив все эти скитания, буду ценить свой дом, буду лелеять его , украшать. А моя мама будет давать людям, не имеющим своего угла, возможность жить у нас, сколько им потребуется, пока не обретут своё гнездо. В нашем доме постоянно кто - то жил, мы никогда не были с ней долго одни.

Труднее было организовать свой быт в выходные. Конечно, можно было целыми днями валяться на пляже, купаться до одурения, нырять до красных глаз, жариться на солнце, есть целый день серый хлеб с солью, закусывая помидором или огурцом, запивая всё это минеральной водой из бутылок. Можно было пойти в нашу любимую столовую при женском общежитии, там варили пельмени, жарили пирожки с мясом в кипящем масле.Но лучше всего зайти в булочную, купить ещё горячую плетёнку ( халу), к ней холодного молока, и поесть сидя на лавочке в тени.Потом долго бродить в лабиринтах пустынных улиц, зайти в прохладу магазина, попить холодный сок манго, который тебе наливают из большой стеклянной колбы Вкусно!

По субботам ходили в общественную баню, чтобы хорошенько отмыть себя от недельного "загара". В нашем лагере была хорошая традиция, в конце каждой недели, в пятницу, после полдника все дети получали сладкие подарки, как на Новый год. Подарки были в прозрачном шуршащем пакете. В них можно было найти: яблоко или апельсин, шоколадные конфеты "Маска", "Красный мак", "Каракум",  "Барбариски","Школьные", "Коровку", "Гусиные лапки", маленькую пачку вафель "Артек". Я растягивала этот подарок на три дня. Приятно было думать , что под подушкой в лагере тебя ждёт вкусненькое.

Мама получила зарплату и сшила себе новое платье, она шила его у портнихи по чьей - то рекомендации. Мы куда - то ездили, покупали отрез крепдешина, лиловый горох на белом фоне, ходили на примерки - так "убили" несколько вечеров.Мама сделала химическую завивку, покрасила волосы в вишнёвый цвет. Она снова ожила, стала смеяться, а это белое лёгкое платье в яркий горох, её загорелые  руки, кудрявые волосы: делали её похожей на американскую кино - звезду.
На неё снова стали засматриваться мужчины. Один пригласил нас на пикник, который должен был пройти в стороне от шумного городского пляжа, у белых скал. Мама всячески отказывалась, говорила, что у неё даже нет купальника для такого случая. Купальник, конечно у неё был, но старенький, потерявший яркость. Мужчина был очень настойчив, он пообещал достать маме купальник. И ,вообще, нам не надо беспокоиться, он всё принесёт для пикника. Главное, чтобы мы пришли!
Мама долго сомневалась, но я сказала:" Всё равно нам нечего делать на выходных. Мы же не домой к нему идём, будем рядом с людьми, хоть арбуз поедим. Он обещал арбуз!"
Мужчина пришёл к условленному месту раньше нас, уже расстелил покрывало для пикника, у нас даже покрывала своего не было, была только простынь, которую дала нам бабушка при отъезде.Увидел нас и спросил: " Вам нравится здесь?!" Решили немного отойти от дороги и разместились за большим камнем, чтобы ветер не сдувал нашу одежду. Он принёс в плетёной авоське большой арбуз, а в другой сумке ещё вытянутую дыню.Мне это уже понравилось! Передал маме свёрток и попросил примерить купальник, мама пошла за камни его примерять.Мужчина вытаскивал из сумки интересные вещи: серебряную фляжку, маленькие серебряные рюмочки с позолотой внутри, достал какой - то необыкновенный нож из чёрного футляра, спелые большие помидоры, зелень. чёрный хлеб, белую стеклянную солонку и что - то, завёрнутое в газету.Появилась мама в новом купальнике.Купальник был необыкновенным, мужчина тоже! Цельный купальник с чёрно - белыми полосками, на поясе белый канатик. Ему понравилось как купальник смотрится на маме, я была просто в восторге! Наш кавалер пригласил всех сначала поплавать и нагулять аппетит. Мужчину звали Леонид. Леонид, видимо, в прошлой жизни был военным или военным моряком. У него на спине были следы от ожёгов и  ранений, у него была спортивная фигура и очень некрасивое лицо, обезображенное шрамами с правой стороны. Поэтому он садился так, чтобы видна была только левая .
Но какая - то загадка в нём ,определённо, была.Когда в воде он предложил меня пускать как торпеду от него к маме, я поняла, что  служил он на подводной лодке. Мне очень понравилось быть "торпедой". Я слышала их с мамой разговор о его прошлом, что шрамы от тушения пожара. Мы вышли из воды, подводник предусмотрительно принёс воланчик и две ракетки, чтобы мы не сразу плюхнулись на его чистое покрывало мокрыми попами, а поиграли в бадминтон и немного обсохли.      
Играть было не очень удобно, воланчик постоянно относило на дорогу, по которой шли с пляжа люди, играла с ним я, мама сушила полотенцем свой новый купальник. Я села , скрестив ноги под себя, по - казахски. Леонид развернул сначала газету, в ней оказалась  жаренная курица. Курица лежала в глубокой миске, накрытая белым полотенцем.Моему счастью не было предела! Я мечтала об арбузе, о курице даже не мечтала.Он нарезал толстыми ломтями хлеб, разрезал на две половинки каждый помидор, чтобы удобно было посолить, налил себе и маме что - то тёмное в серебряные рюмочки, поднял тост за наше знакомство. Мама выпила и сильно поморщилась, потянулась к половинке помидора. Леонид протянул ей ножку курицы. Я тоже хотела ножку, по моему взгляду он понял и отдал ножку мне. Стал наливать себе повторно, предложил маме, но мама отказалась: "Коньяк очень крепкий. Я сейчас не буду.Если можно, я потом выпью за ваше здоровье. Под арбуз".Леонид не обиделся, просто, заметил: "Это хороший армянский коньяк".

Мы опять купались, меня пускали торпедой,Леонид учил меня плавать под водой. Чтобы долго не всплывать на поверхность: нужно обхватить ноги руками, прижать голову к коленям и опуститься на дно, потом всё равно всплывёшь, но на дне задержишься.Ели арбуз, дыню, было здорово, весело! Воскресенье удалось!

Наступил вечер, с Каспия подул прохладный ветер .Леонид дал команду:"Собираться!" Собрали всё, упаковали рюмочки в коробку, покрытую изнутри
 красным бархатом , завернули мусор в газету. Пошли через парк, чтобы найти урну и выбросить наши отходы после пикника. Тут я решила перед ним похвастаться: "Мама, а где моя аллея?!Помнишь, которую ты мне подарила." Как - то гуляя в парке, мама , вдруг , сказала: "А хочешь, я подарю тебе эту аллею?! Она теперь будет носить твоё имя. Она самая зелёная и красивая!" Я конечно хотела иметь в этом городе хоть что -- то своё. Я побежала вперёд: "Вот она!" Леонид был слегка ошарашен: "Какие странные подарки делает мама дочке!", - подумал он. Но тактично промолчал.
Мама, вдруг, вспомнила про купальник.Леонид поморщился:" Это подарок.Ничего отдавать не надо. Я очень надеюсь на новую встречу с вами. Давайте я сейчас провожу вас и мы договоримся о встрече." Наверное, он хотел зайти к нам домой и выпить чаю. "Сожалею, но мы сейчас не домой.Мы должны зайти к знакомым и забрать посылку, которую им для нас передали. Сколько мы там пробудем, неизвестно.Давайте сейчас договоримся,"- выкручивалась мама, как могла.Леонид согласился, но почувствовал, что мы темним и что- то скрываем.Мама отошла с ним в сторону, сердечно поблагодарила за прекрасный пикник и купальник. Он назначил время и место следующей встречи. А мы пошли ночевать в школу