Этимология слова характер

Тезан
Введение

Слово «характер» согласно общим представлением происходит из греческого. «Хара;ктер (от др.-греч. ;;;;;;;; «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
Хари;зма (от др.-греч ;;;;;;; — дар (от Бога) — «пома;зание») — способность личности в интеллектуальном, духовном или каком-нибудь другом отношении, взывать к «сердцам» других люде.
Обычно под харизмой понимают — совокупность эмоционально-психических способностей человека, благодаря которым его оценивают как одарённого особыми качествами, при этом зачастую он не имеет каких-либо особенных внешних данных.
В словаре Н. Г. Комлева также упоминается: высокая одарённость, личная притягательность. Харизматичный — характеризующийся харизмой.
Слово ;;;;;;; употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание. Харитами назывались древнегреческие богини красоты, грации и изящества.
В христианстве обозначает «дар Бога».
В церковнославянских и русских переводах новозаветных и иных текстов обычно передаётся словом «благодать»; в английском — «grace».
В католическом богословии оно употреблялось в значении «исключительно духовное свойство, ниспосылаемое Богом кому-либо ради блага церкви»» [ВП]

Однако, слово «характер» происходит из славянского языка.
Рассмотрим этимологию слова «характер» по методу [2].

Этимология

xaraktir > chirk-delat – чирк делать (слав.)(ред. ch/x, d/t, l/r), т. е. иметь отличительную черту
xarisma > krasa imet – красу иметь (слав.)(ред. k/x)
grace – благодать (англ.) > krasa – краса (слав.)(ред. k/g, s/c)

В древнеегипетском языке слово «характер» описывается следующим образом:
нога-метёлка-бадья-бивень-корм – bi - хороший поступок (др.-егип.) > b+Pi+Bd+Bvn+ Krm > bit pripodbnj merka - быть преподобная мерка (слав.)( пропуск r, ред. p/b, инв. Krm)
нога- нога-тара-кость-хлеб-корм – bit - характер, качество, свойства (др.-егип.) > b+b+Tr+Kst+ Krm > bit po tlnj kst merka - быть по тленной кости (наследство) мерка  (слав.)( ред. l/r, пропуск n, ch, замена n/m, инв. Krm)
Из чего можно сделать вывод, что характер имеет наследственные признаки.
зреть/глаз-нога-метёлка-бадья-бивень-свиток-3 - ir biw - подавать хороший пример (др.-егип.) > Zrt+ b+Pi+Bd+Bvn+Svt+tri > zret po pripodbnj svitki - зреть по преподобным свиткам (слав.)( ред. p/b, пропуск r, замена j/v)
нога-метёлка-хлеб-корм – bit - характер, качество, свойства (др.-егип.) > b+Pi+t+Krm > vospitanj merka - воспитаная мерка (слав.)( ред. v/b, пропуск s, пропуск n, ch, замена n/m, инв. Krm)
нога-метёлка-тара-тара-свиток-3-черты – bit - характер, качество, свойства (др.-егип.) > b+Pi+Tr+Tr+Svt+tri > bit potrtj svtki - быть потёртые свитки (слав.)( замена j/r)
нога-метёлка-коршун-хлеб-кость-свиток-3 черты - bit - характер, качество, свойства (др.-егип.) > b+Pi+Kr+t+Kst+Svt+tri - bit po krnj kst svtjj - быть по корню кости свитые (слав.)( пропуск n)
Однако, слово «характер» и его производное «харизма» через представление образа связаны с лицом, ликом, физиономией и производным словом от последнего физиогномика (Рис. 1).
 «Этимология физиономия
Происходит от др.-греч. ;;;;;;;;;;;;; «физиогномония, определение внутренних свойств по внешним признакам», далее из ;;;;; «вещество; природа, характер», далее из ;;; «рождать, создавать», далее из праиндоевр. *bheu- «существовать, расти», + ;;;;;; «знаток; истолкователь», далее из ;;;;;; «узнавание, знание», далее из праиндоевр. *gno- «знать». В ряде европейских языков слово заимств. через лат. physiognomia.
Физиогно;мика (от греч. ;;;;; — природа, ;;;;;; — мысль, познавательная способность) (устар., прозопология (др.-греч ;;;;;;;; — лицо, ;;;; — слово) или прозопомантия (др.-греч  ;;;;;;;; — лицо, ;;;;;;; — гадание)) — метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения.
Представители экспериментальной психологии относят физиогномику к числу псевдонаук, ставя её в один ряд с месмеризмом, френологией и спиритуализмом.» [ВКС]

 

Рис.1 физиогномика
«Слово физиономия, пришло в русский язык из французского (фр. physionomie, выражение лица < фр. physiognomie, искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица < лат. physiognomia < лат. physiognomonia < греч. ;;;;; + греч. ;;;;;;;;;).
в XVIII в. слово физиономия использовалось в значении «искусство распознавать особенности характера и склонности человека по чертам его лица», затем — в значении «выражение лица». Сегодня физиономией называют лицо, а вместо «физиономика» употребляют слово «физиогномика».
В своём труде «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении» И. А. Сикорский писал: «Термин Физиогномика происходит от греческих слов <…> отсюда физиогномония — искусство распознавать характер и склонности по внешним признакам; самые же распознавательные признаки назывались physiognomonica (множественное число от ;;;;;;;;;;;;;;;). По сокращению, от физиогномоника получилось физиогномика. Термины: ;;;;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;;;;;;;; уже встречаем у Гиппократа и у средневековых авторов <…> Термин: физиогномика получил окончательно значение — распознавания душевных свойств по чертам лица, по движению рук и по другим телодвижениям…»
В 1789—1790 годы Н. М. Карамзин во время поездки в Европу посетил И. К. Лафатера, прослышав про его теорию прогностики характера человека по лицу. Карамзин написал: «Я к Лафатеру не пристрастен и обо многом думаю совсем не так, как он думает; однако ж уверен, что его „Физиогномические фрагменты“ будут читаемы и тогда, когда забудут, что жил на свете почтенный доктор Бистер».» [ВП]
В свою очередь «физиономия» связано со словом «физика».
Физика
«Фи;зика (от др.-греч. ;;;;; — природа) — область естествознания: наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.
Термин «физика» впервые фигурирует в сочинениях одного из величайших мыслителей древности — Аристотеля (IV век до нашей эры). Первоначально термины «физика» и «философия» были синонимами, так как в основе обеих дисциплин лежало стремление объяснить законы функционирования Вселенной. Однако в результате научной революции XVI века физика развилась в самостоятельную научную отрасль.» [ВП]
;;;;; > fisis — природа (греч.) > phitij/estestvo – бытие/естество (слав.)(редукция ph/b, t/s; инв. fis, пропуск t, редукция v/f), иначе, fis - «естество», а природа – бытие/естество.
face – лицо (англ.) > phitij/estestvo – бытие/естество (слав.)(редукция ph/b, t/s; инв. fis, пропуск t, редукция v/f)
Корневое слово от «физика»  – бытие/естество (слав.)

Физиономия
«разг. передняя часть головы человека; лицо» [ВКС]
«физионо;мия
еще в начале ХIХ в. – физиогномия (Бродский, Евг. Онегин 132). Заимств., возм., через нов.-в.-н. Physiognomia (с ХVI в.; см. Шульц – Баслер II, 515 и сл.) из ср.-лат. physiognomia от греч. ;;;;;;;;;;;. Отсюда шутл. студенческое физиомо;рдия – то же под влиянием слова мо;рда. См. фи;зика II.» [СФ]
Physiognomia > estestvo-znanij – естество - знание (слав.)(редукция z/g, замена n/m), иначе, определение внутренней природы предмета по естественным признакам.
Корневое слово от «физиономия»  – естество знание (слав.)
В древнеегипетском языке изображение лица в анфас читается как HR, иначе, харя (слав.), в инверсии слова лик (слав.)(инв. Hr, ред. l/r, k/h), т.е. «лицо».

 
рис. 2 Древнеегипетский иероглиф лица в анфас – Hr

Приобщая сюда слово «характер» получаем > xaraktir > xarja-delat – харю делать (слав.)(ред. d/t, l/r), т. е. иметь внешнюю отличительную черту
Харизма - xarisma > хаrja imet – харю иметь (слав.)
Следует отметить, что основой продвижения по карьерной лестнице, в социальных лифтах на публичной сцене, в политике, блогосфере является понятие иметь фотогеничное лицо или пиара. Скромным служителям науки нет места под солнцем. Единственным утешением для них может быть преданность своему делу.
нога-метёлка-вода-хлеб-воробей-харя-1 черта-сосуд- 1 черта - bint Hr ib - что огорчает (др.-егип.) > b+Pi+n+t+wr+Hr+j+Srd+j > bit bedj malj harj srdj - быть бедный малость c харизмой и  сердцем (слав.)
коврик-змея-крышка-харя-1 черта - pD Hr - без единой морщинки, дальновидный, пророческий (др.-егип.) > p+Grz+pDln+Hr+j > prigljadnj harj - приглядный харей/ поглазеть, подальнить харей (ликом) (ckfd/)
Корневое слово от  «характер» -  чирк/харя делать (слав.)

Сокращения

БСЭ - большая советская энциклопедия
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ВП – Википедия
ВКС - Викисловарь
МАСРЯ – малый академический словарь русского языка
МС – медицинский словарь
ПВЛ – Повесть временных лет
СПИ – Слово о полку Игореве
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СПФ – словарь по фразеологии
СИС – словарь иностранных слов
ССИСРЯ – сборный словарь иностранных слов русского языка
CРС – словарь русских синонимов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
ТСШ – Толковый словарь Шкловского
ФСРЯ – фразеологический словарь русского языка
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ – этимологический словарь Вашкевича
ЭСК – этимологический словарь Кузнецова
ЭСШ – этимологический словарь Шанского

Ссылки

1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm