Гроза 1798 года в Средиземном море

Михаил Ханджей
Миниатюра из моей студенческой "Записной книжки"

На исходе сентябрьских дней 1798 года Черноморский флот под флагом вице-адмирала Ушакова подошёл к острову Цериго в Среземном море и прогремели первые выстрелы с русских кораблей. Французский комендант крепости без сопротивления сдал флаг, знамя и ключи командиру фрегата «Григорий Великий» капитану-лейтенанту Шостаку.

  Вслед за Цериго были взяты острова Занте, Кефалония, Санта-Маура и началась блокада одной из неприступнейших крепостей в Европе – Корфу.

  В декабре 1798 года туда прибыли из Александрии два русских фрегата и из Севастополя два линейных корабля под командованием контр-адмирала П.Пустошкина.

  В 1799 году из Балтийского моря прибыли три корабля и один фрегат вице-адмирала Карцова, а из Чёрного моря – отряд под командованием капитана 1-го ранга С. Пустошкина (впоследствии прославленный адмирал).

  Русские корабли стягивались в Средиземное море, готовя осаду Корфу. 4-го марта 1799 года, под натиском эскадры, крепость сдалась. Адмирал Ушаков, которого турки прозвали за бесстрашие «Ушак-паша» , вслед за Корфу блокировал Венецию и бомбардировал Геную. Тем временем командир фрегата «Счастливый», капитан 2-го ранга Белле, высадил десант с 650 матросами и, пробившись через Апеннинский полуостров, несмотря на противодействие флотилии адмирала Карачиолло и десятитысячного гарнизона, взял с боя Неаполь. В то же время десант эскадры Ушакова вошёл под восторженные возгласы итальянцев в Рим.

  Русский флот шёл уже на Мальту, но неожиданно император Павел I отозвал флот и войска. Эскадра адмирала Ушакова, погрузив на свои суда французские пушки, знамёна и ключи от крепостей, ушла к берегам Севастополя.

  В 1801 году с Францией был заключён мир, но в тот день, когда Наполеон присвоил себе звание пожизненного консула, десант с русского фрегата «Михаил», под командованием лейтенанта Викорста, разбил у неаполитанских берегов французскую колонну и овладел пятью пушками. Этим актом русские моряки хотели напомнить Наполеону (несмотря на мир) о силе русского оружия.