Хлеб мой насущный

Владимир Астраков
          «Иисусе,  память  предвечная».
               Акафист  Иисусу  Сладчайшему,  икос  8

====================================
«Установив  здравые  понятия  о  том,
как  устроен  человек,  получим  вернейшее
указание  на  то,  как  ему  следует  жить».
(Святитель  Феофан  Затворник)
====================================
«Внемли  себе,  чтобы  внимать  Богу».
(Святитель  Василий  Великий)
====================================
«Всё  древнее  в  нашем  бессознательном  –
подразумевает  нечто  грядущее».
(Карл  Густав  Юнг  «Психологические  типы»)
====================================

В д о х…  Ч у в с т в о…
Чувство  за  чувством.  Чувство  к  чувству.
Чувство  на  чувство.  Чувство  чрез  чувство.
Чувства,  чувства,  чувства…

В ы д о х…  М ы с л ь…
Мысль  за  мыслью.  Мысль  к  мысли.
Мысль  на  мысль.  Мысль  через  мысль.
Мысли,  мысли,  мысли…

…Я  явился  на  этот  свет,  в  этот  мир,  на  эту  землю.  Я  явился  сюда  для  того,
чтобы  мыслить  и  чувствовать,  чувствовать  и  мыслить:  чувствовать  и  предчувствовать
самого  себя,  мыслить,  осмысливать  и  переосмыслять  самого  себя.  Чувствование  себя,
мышление  себя  и  о  себе  являют  меня  мне.  Нет  мысли  и  чувства  –  нет  и  меня.
Есть  мысль  и  чувство  –  есть  и  я.  Следовательно,  если  и  когда  я  е-с-т-ь  –
непременно  е-с-т-ь  мысль  и  чувство.

Итак,  я  явлен.  Явлен  миру  и  явлен  себе.  Явлен  чрез  посредство  мысли—мышления
и  чувства—чувствования.  Говоря  «я»,  я  разумею  под  этим  не  материальное  тело  моё,
а   т о  невещественное,  ч т о,  пребывая  в  теле  моём,  мыслит  и  чувствует.  Само  собой
разумеется,  что,  не  отождествляя,  в  данном  случае,  моё  материальное  с  моим
невещественным,  я  тем  самым  отнюдь  не  устраняю  моё  материальное,  т. е.  моё  тело,
мою  плоть,  из  процесса  мышления  и  чувствования,  ибо,  без  того  или  иного  участия
материального  в  этом  процессе,  невещественное  не  могло  бы  адекватно  и  полноценно
решать  свои  задачи  и  достигать  своих  целей,  которые  поставлены  перед  невещественным  –
в  этом  его  явлении  на  этой  земле  –  Промыслом  Божьим.

Я  явлен  (рождён).  И  тут  же  является  (рождается)  чувство.
И  тут  же  является  (рождается)  мысль.
          (Сразу  же  оговорюсь,  что  всякое  чувство  непременно,  так  или  иначе,
          сопровождается  той  или  иной  мыслью,  а  всякая  мысль  –  тем  или  иным
          чувством,  или,  если  сказать  то  же  по-другому,  любое  чувство  обязательно
          как-либо  облечено  в  какую-либо  мысль,  а  любая  мысль  –  в  какое-либо
          чувство.  Следовательно,  нет  и  не  может  быть  мысли  без  чувства,  т. е.
          голой  мысли,  и  чувства  без  мысли,  т. е.  голого  чувства.  Это  справедливо
          и  в  тех  случаях,  когда  чувство,  сопровождающее-облекающее  мысль,
          и  мысль,  сопровождающая-облекающая  чувство,  минимальны  в  своём
          проявлении  и  могут  казаться  фактически  отсутствующими,  но  однако  же
          они  безусловно,  так  или  иначе,  присутствуют.)
Это  чувство  не  может  и  не  должно  оставаться  одним-единственным.  И  эта
мысль  не  может  и  не  должна  оставаться  одной-единственной.  Ибо,  при  таком
положении,  т. е.  единственности,  не  будет  осуществляться  и  развиваться  процесс
мышления  и  чувствования  (который  правильнее  должно  обозначить  как  процесс
мышления—чувствования,  т. к.  мышление  и  чувствование  не  могут  происходить
разновременно).  Следовательно,  мысли  и  чувства  с  течением  времени,  начиная
от  первопроявленных-перворождённых  мысли  и  чувства,  безусловно  должны
непрерывно  умножаться  и  непостижимо-парадоксально  и  до  бесконечности
разнообразно  изменяться.

Что  же  происходит  с  постоянно  являющимися  –  и  следовательно  совершенно
неисчислимыми  –  моими  мыслями  и  чувствами?  Исчезают  ли  они  –  в  подавляющем
своём  большинстве  –  бесследно  и  навсегда,  утратив  то,  что  обусловливало  их  явление
и  обеспечивало  их  деятельность  и  действенность?  Или,  раз  явившись,  мои  мысли  и
чувства  –  и  притом  все,  без  малейшего  исключения,  –  никуда  и  никогда  не  исчезают,
а  вековечно  пребывают  в  соответствующем  для  этого  мыслечувствопребывания  месте,
служащем  для  них  бездонным  вместилищем  и  постоянным  пребывалищем?  Конечно  же
(и  это  для  меня  несомненная  и  бесспорная  истина),  мои  мысли  и  чувства  не  исчезают
и  не  могут  исчезнуть,  а  пребывают,  так  или  иначе  живя  и  действуя  –  и  взаимодействуя
(даже  если  я  и  не  в  силах  дать  самому  себе  ясный  отчёт  в  том,  в  чём  состоят  жизнь
и  (взаимо)действие  этих  век  пребывающих  моих  мыслей  и  чувств).

Почему  я  говорю,  что  мои,  ушедшие  в  моё  прошлое  и  –  до  времени  –  забытые
мною,  мысли  и  чувства  не  просто  пребывают,  а  живут  и  (взаимо)действуют?
Потому,  что  я  убеждён  в  том,  что  все  мои  мысли  и  чувства  –  это  живые  и
живущие  сущности,  живые  и  живущие  существа  (которые  правильнее  должно
наименовать  как  мысли—чувства,  в  силу  их  нераздельности  и  неразлучности).
Как  моё  материальное,  т. е.  тело,  плоть,  имеет  своей  основой  многообразные  и
многоразличные  клетки  (которые,  несомненно,  являются  живыми  и  живущими
существами),  так  и  моё  невещественное,  т. е.  у м,  с е р д ц е,  д у ш а,  имеет  своей
основой  мысли—чувства,  являющиеся  одновременно  и  совершенно  тождественными
(в  силу  Единого  Источника  их  происхождения)  и  совершенно  различными  (в  силу
неповторимости-неповторяемости  Божественного  Творчества)  по  отношению  друг
к  другу.  И  как  все  мои  клетки  (и  каждая  в  отдельности,  и  все  в  совокупности)
являются,  по  сути,  мною  как  таковым,  так  и  все  мои  мысли—чувства  (и  в  отдельности,
и  в  совокупности)  являются,  по  сути,  мною  как  таковым.  Стало  быть,  и  я  как  таковой
так  или  иначе  присутствую  в  каждой  моей  клетке  и  вместе  с  тем  в  каждой  моей  мысли
и  в  каждом  моём  чувстве.  Т. е.  мои  мысли,  чувства,  клетки  так  или  иначе  подобны  мне,
а  я,  в  свою  очередь,  так  или  иначе  подобен  им;  живу  и  действую  я  –  живут  и  действуют
они;  живут  и  действуют  они  –  живу  и  действую  я.  Да,  конечно,  над  клетками  властвует
не  только  жизнь,  но  и  смерть.  Однако  же  мысли—чувства  неподвластны  смерти,  ибо
подвластны  только  жизни.

Итак,  мысли—чувства  и  процессы  мышления—чувствования  безусловно
являются  неотъемлемым  содержанием  и  неотъемлемой  формой  как  меня
самого,  так  и  моей  жизни  и  моей  деятельности.  И  это  положение
справедливо  как  в  пределах  этого  мира,  так  и  за  его  пределами,
в  мире  ином.

А  теперь  я  перехожу  к  главному,  ради  которого  и  затеяно  мною  всё  это  –
изложенное  выше  –  многословное  рассуждение.  Вместилище  и  пребывалище
моих  мыслей—чувств  и  процессов  мышления—чувствования  есть  не  что  иное,
как  моя  память.  Но  не  просто  память  –  в  привычно-обыденном  смысле  слова,
а  та  память,  которая  –  в  подлинном  смысле  этого  величайшего  слова  –  является,
в  сущности,  м н о ю,  а  я   с а м  являюсь,  в  сущности,  этой  воистину  истинной
памятью.  Но  ведь  я  –  ч е л о в е к.  Так,  выходит,  и  память  –  ч е л о в е к?  Да,
действительно,  память  есть  человек,  а  человек  есть  память:  в е ч н а я   п а м я т ь.
Когда  –  на  земном  плане  –  женщина  (человек)  рождает  человека,  на  плане
небесном  –  в е ч н а я   п а м я т ь  творит  память.  Человеку  надлежит  –  обретя
своих  земных  родителей  –  обрести  своих  Небесных  Родителей,  а  земной  памяти,
явившейся  вместе  с  рождённым  земным  человеком,  надлежит  –  чрез  посредство
мыслей—чувств  и  процессов  мышления—чувствования  –  так  или  иначе  обрести
п а м я т ь   в е ч н у ю.

Памятуя  обо  всём  этом,  всякому  земному  человеку  надлежит  –  прежде  всего  –
печься  о  своей  памяти:  возлюбить  свою  память,  охранять  свою  память,  углублять
и  расширять  свою  память  и  тем  самым  приобщаться  и  причащаться  в е ч н о й   п а м я т и,
целенаправленно  и  неустанно  пестуя  благие  и  прекрасные  мысли—чувства  и  процессы
мышления—чувствования  и  всеусильно  и  всеусердно  устраняясь  от  мыслей—чувств
и  процессов  мышления—чувствования  злых  и  безобразных.

И  ещё.  Мы  знаем,  что  наиглавнейшей  жизненной  задачей  человека,  пришедшего
в  сей  падший  мир,  является  всестороннее  и  всемерное  уподобление  образу  Божьему,
по  которому  человек  сотворён.  Ибо  человек  как  таковой,  согласно  Библейскому
Откровению,  сотворён  Богом  Троицей  по  образу  Божьему  и  по  подобию  Божьему,
но,  нарушив  заповедь,  данную  ему  [человеку]  в  раю  Богом,  и  тем  самым  омрачив
и  исказив  образ  Божий,  утратил  подобие  Божье  и  лишился  вечного  пребывания  в  раю.
Так  вот:  рассуждение  о   п а м я т и,  –  полагая,  что  утрата  райским  человеком  богоподобия
и  рая  равносильна  и  равноценна  утрате  райским  человеком  первозданной  памяти,  –
я  хочу  применить  к   о б р а з у   и   п о д о б и ю.  Применить  с  целью  максимально
корректно  и  благочестиво  сопрячь  память  и  образ—подобие.

Итак,  я  полагаю  возможным  и  необходимым  уподобить  –  приближаясь  к  отождествлению  –
и   о б р а з   и   п о д о б и е  –  в е ч н о й   п а м я т и.  Так  вот:  если  в е ч н у ю   п а м я т ь
уподобить  безмерному  шару,  то  центр-и-поверхность  этого  шара,  т. е.  средоточие
в е ч н о й   п а м я т и,  и  будет  о б р а з о м,  а  всё  остальное  (внутри),  принадлежащее
этому  шару,  т. е.  область  в е ч н о й   п а м я т и,  и  будет  п о д о б и е м.  Следовательно,
человек,  вечно  у п о д о б л я я с ь   о б р а з у,  тем  самым  вечно  в с п о м и н а е т…
А  вечно  вспоминать  –  …вечно  помня… –  можно  только  то,  что  в  тебе  ВЕЧНО  ЕСТЬ.

P. S.  Человек!  Всегда  помни  (п а м я т у й)
и  никогда  не  забывай  (не  б е с п а м я т с т в у й),
что  ты  –  п а м я т ь:
Вечноживая  Вечноживущая  Вечнотворящая  Память.
ЕСТЬ  п а м я т ь  –  ЕСТЬ  ты.  Несть  п а м я т и  –  несть  тебя.
Если  и  когда  ты  ЕСТЬ  –  безусловно  ЕСТЬ  п а м я т ь.
      В с п о м и н а й,  человек…
            В с п о м и н а й,  человек…
                В с п о м и н а й,  человек…

=========================================
«Господи,  избави  мя  всякаго  забвения».
(Из  молитвы  7-й  [вечернее  правило])
=========================================
«Пресвятая  Богородица,  отжени  от  мене  забвение».
(Из  молитвы  10-й  [утреннее  правило])
=========================================

осень  2022