Херсон могли удержать

Александр Русин
И должны были удержать. И неверно думать, что это стоило бы России невероятных усилий и потери целой армии, из-за чего не имело смысла сражаться за город.

Херсонское направление на протяжении всей спецоперации было самым стабильным в плане обороны. На протяжении 5 месяцев, начиная с конца мая, ВСУ предпринимали множество попыток наступать на данном направлении и каждый раз несли большие потери, почти не продвигаясь вперед.

Начиная с конца мая многократно пытались атаковать у села Давыдов Брод и теряли там каждый раз от роты до батальона.

В большом наступлении конца августа и начале сентября ВСУ всего за неделю потеряли больше 3 тысяч убитыми и огромное количество бойцов ранеными. Все госпитали Николаева, Одессы и других городов Николаевской и Одесской областей были заполнены ранеными. Некоторых даже отправляли в Молдавию.

Всего за сентябрь-октябрь на херсонском направлении потери ВСУ только убитыми достигли 9 тысяч. При этом ВСУ не дошли даже до Берислава, не говоря уже про Херсон.

Сам рельеф Херсонской области позволял удерживать оборону Херсона и Берислава с наибольшей эффективностью среди всех других направлений спецоперации.

Херсонская область - это степь с редкими лесопосадками, преодолеть которую под ударами артиллерии и авиации практически невозможно. Разве что с огромными потерями.

Все направления возможного продвижения ВСУ были пристреляны российской артиллерией. Что не уничтожала артиллерия - добивала авиация.

Попытка наступления в дождь, когда для авиации была нелетная погода, предпринятая ВСУ в октябре, тоже с треском провалилась - на трассе колонна попала под огонь артиллерии, а за пределами трассы плодородный херсонский чернозем быстро превратился в грязь, непроходимую даже для танков, которые просто садились на брюхо и превращались в неподвижные мишени для расстрела.

В таких условиях 30-тысячная группировка российских войск, которая находилась на правом берегу Днепра и в Херсоне, могла успешно отражать нападение численно превосходящих войск противника. Что и делалось на протяжении 5 месяцев.

Численность ВСУ, концентрировавшихся для наступления на херсонском направлении в октябре-ноябре оценивалась в 30-40 тысяч. Этого было явно недостаточно чтобы преодолеть херсонскую степь под огнем артиллерии и авиации и штурмовать город. Если бы ВСУ пустились на такую авантюру - до Херсона дошли бы не более 10 тысяч. Это было бы повторением провала конца августа и начала сентября, только в еще большем масштабе. И ранеными были бы заполнены уже не только госпитали Одессы и Николаева, но и всей Украины.

Да, если бы 10 тысяч дошли до Херсона, что опять же не факт, могли завязаться городские бои. Но взять город с гарнизоном 20 тысяч силами 10 тысяч, да еще и быстро, сходу - невозможно.

Дошедшие до Херсона подразделения ВСУ оказались бы перед выбором - либо быстро заходить в город чтобы попасть под перекрестный огонь из окон домов и погибнуть, либо начать медленное продвижение с окраин к центру, от дома к дому, находясь под постоянным огнем российской артиллерии, что опять же означало погибнуть.

Все варианты, которые были у ВСУ на херсонском направлении, вели к огромным потерям и провалу наступления.

Именно поэтому в Киеве так долго говорили о наступлении на Херсон, начиная с марта месяца, но решились начать его только в конце августа и предсказуемо потерпели неудачу.

И если бы начали еще одно наступление - потерпели бы еще одну неудачу, только в гораздо большем масштабе, с большими потерями.

Даже если бы ВСУ собрали для наступления на Херсон втрое больше войск, 100 тысяч, хотя собрать такое количество Киеву было крайне сложно - этого все равно оказалось бы недостаточно для взятия города.

К началу ноября российские войска начали получать пополнение из мобилизованных, на линию фронта уже прибыло около 80 тысяч, из них можно было без ущерба для других направлений отправить 20-30 тысяч в Херсон.

Наступление силами 100 тысяч на Херсон с гарнизоном 50 тысяч не имело перспектив по указанным выше причинам - по степи под плотным огнем артиллерии и авиации до города дошло бы не больше половины (скорее всего намного меньше), после чего опять же надо было либо без подготовки входить в город под перекрестным огнем из окон, либо переходить к медленному штурму под постоянными ударами артиллерии и авиации.

Наступление на Херсон для ВСУ не имело иных перспектив кроме огромных потерь.

Конечно, российские войска тоже не избежали бы потерь, но если верить докладу генерала Суровикина соотношение потерь на херсонском направлении составляло 1:7.

Если бы ВСУ пошли в авантюрное наступление большими силами через степь под плотным огнем артиллерии и авиации - соотношение потерь было бы еще больше - может быть 1:15, а может быть и вовсе 1:30.

Для ВСУ это было просто самоубийство.

Даже если бы ВСУ дошли до Херсона какими-то силами и завязались тяжелые городские бои, в которых российские войска понесли бы существенные потери - все равно потери украинских войск оказались бы намного больше. Многократно больше. А главное - наступление все равно бы закончилось провалом.

Если бы дошло до затяжных городских боев, в которых российские войска потеряли бы 2-3 тысячи, то ВСУ на пути к Херсону и в тех же самых боях потеряли бы больше 30 тысяч одними только убитыми. И еще 70 тысяч ранеными. И на этом закончилось бы всё наступление.

Если бы ВСУ действительно пошли на такую авантюру - они бы потеряли все свои ударные силы и оказались бы на грани военного поражения, потому что российские войска получили бы возможность сами пойти в наступление на Николаев, Одессу, Кривой рог, Запорожье и Днепр. И далее на Киев.

Положив 100 тысяч на херсонском направлении, ВСУ были бы вынуждены снимать все войска с Донбасса чтобы обеспечить оборону Николаева, Одессы, Кривого рога и Запорожья.

Наступление ВСУ крупными силами на Херсон привело бы Киев не только к огромным потерям на данном направлении, но и к потере либо Донбасса, либо Николаева и Одессы, на выбор.

К чему бы это привело в украинском обществе и войсках, когда все госпитали страны были бы заполнены ранеными, да еще и были бы потеряны очередные регионы - представить нетрудно.

В Киеве, а главное в Вашингтоне не могли не понимать, к чему приведет провальное наступление большими на Херсон. Поэтому на практике никогда не пошли бы на такую авантюру. Она просто не имела смысла.

Поэтому угроза большого наступления на Херсон с тяжелыми городскими боями практически отсутствовала.

Вероятность того, что Киев сможет сосредоточить на херсонском направлении больше 100 тысяч чтобы возникли какие-то шансы на успех - тоже была крайне незначительной.

К началу ноября Киев смог собрать только 30-40 тысяч, при этом на других направлениях - в Угледаре, Марьинке, Бахмуте, Соледаре, под Сватово и Кременной - везде ВСУ испытывали дефицит личного состава и техники.

Снять с Донбасса или из-под Сватово-Кременной дополнительно 60 тысяч и больше чтобы отправить их в херсонскую мясорубку - означало отдать Донбасс, а затем и Харьковскую область.

Чтобы более-менее уверенно наступать на Херсон - Киеву нужно было отдать весь левый берег и бросить на херсонское направление практически всё, что было.

Но для Киева это было не только алогично, но еще и требовало времени для реализации. Перебросить 60 тысяч и больше с Донбасса на херсонское направление - это нельзя было сделать быстро и незаметно, на это требовалось не меньше недели.

Если бы Киев действительно начал такую операцию - у российских войск хватало времени чтобы сперва занять оставленные ВСУ позиции в Донбассе, а потом уже действовать по ситуации и если потребуется, тогда уже выводить войска с правого берега Днепра.

Вывод войск с правого берега Днепра и из Херсона занял трое суток.

Не имело смысл выводить войска заранее, пока ВСУ не собрали на херсонском направлении даже половины от достаточной для эффективного наступления группировки.

Кроме этого, российские войска имели возможность сорвать сосредоточение крупных сил ВСУ на херсонском направлении.

За полтора месяца с 10 октября по 25 ноября по украинской энергетике было нанесено от 1000 до 2000 ударов ракетами Калибр и Х-101. Даже четверти от этого было бы достаточно чтобы превратить в руины железнодорожные узлы и места сосредоточения ВСУ на херсонском направлении. Все эти места были хорошо известны. Как и маршруты, по которым производилось перемещение войск и военной техники.

Одним из главных пунктов переброски войск был поселок Березнеговатое в Николаевской области. А также Снигиревка.

Поэтому российские войска могли просто не допускать накопления крупных сил противника на дальних подступах к Херсону.

Объявленная на показательном телевизионном совещании с министром обороны угроза уничтожения плотины Каховской ГЭС с риском затопления - тоже не стала бы серьезным препятствием для обороны Херсона.

Во-первых, ВСУ не располагали достаточно мощными средствами поражения чтобы гарантированно уничтожить плотину ГЭС. До плотины ВСУ доставили только "хаймарсами", но 90% из них уверенно перехватывались российскими средствами ПВО, а долетавшие не наносили критических повреждений. Мощность "хаймарсов" недостаточна для уничтожения плотины одиночными попаданиями. Нужно было бить очень много и долго. Месяцами.

Во-вторых, воду из Каховского водохранилища можно было заранее спустить, время для этого было достаточно, российские войска контролировали Херсон больше 5 месяцев и попытки нанести удар по плотине ВСУ предпринимали давно.

И в-третьих, даже в случае уничтожения плотины и затопления Херсон можно было оборонять, заранее обеспечив гарнизон всем необходимым. Тем более, что дальнобойная артиллерия, РСЗО и авиация могли успешно работать по наступающим частям ВСУ с левого берега.

При выводе российских войск из Херсона и с правого берега Днепра за 3 дня было перемещено 5 тысяч единиц военной техники, это данные Минобороны.

Это значит, что за 30 дней, в течение которых велась подготовка к выводу войск, можно было совершить в Херсон больше 150 тысяч машинорейсов и доставить больше 500 тысяч тонн грузов.

При группировке численностью 50 тысяч - получилось бы больше 10 тонн грузов на одного бойца. Этого было бы достаточно чтобы держать оборону в течение нескольких месяцев. Разлив Днепра прошел бы намного раньше, чем могли закончиться созданные запасы.

Учитывая, что дальнобойная артиллерия, РСЗО и авиация могла работать с левого берега, 10 тонн грузов на одного бойца - это запас на многие месяцы непрерывных боев.

Если принять во внимание, что российские войска могут наводить понтонные переправы, располагают большим парком вертолетов, а большая часть легкобронированной техники (БТР, БМП, БРДМ) хорошо плавает - становится очевидно, что угрозы полной изоляции херсонского гарнизона не было, даже в случае прорыва плотины и разлива Днепра.

Вспоминая историю, советские войска когда-то отстояли Сталинград, находясь в гораздо более тяжелых условиях, чем могли возникнуть у защитников Херсона даже в теории. У советских войск не было ни современных понтонов, ни плавающих БТР, БМП и БРДМ, ни вертолетов, ни калибров и искандеров.

Советские войска вели в Сталинграде городские бои с многочисленным хорошо вооруженным противником, который долгое время занимал почти весь город. Но цеплялись и победили.

Российские войска были отведены из Херсона в условиях, когда не существовало даже теоретической угрозы не только захвата города противником, но даже приближения к городу достаточно крупных сил ВСУ и сколько-нибудь серьезных городских боев.

Российские войска были отведены, когда противник сосредоточил всего 30-40 тысяч своих войск вдалеке от Херсона и должен был сперва преодолеть больше 20 километров степи под огнем артиллерии и авиации прежде, чем мог бы приступить к чему-то похожему на штурм города (а скорее к чему-то похожему на провал штурма).

Противник не имел ни возможности эффективно штурмовать Херсон теми силами, которые сосредоточил, ни возможности быстро увеличить эти силы в 3-4 раза чтобы появились шансы на успех.

Зато российские войска имели возможность наносить удары крылатыми ракетами по местам сосредоточения и переброски войск противника, не допуская накопления крупных сил.

Всё это означает, что Херсон вполне могли удержать.

И должны были удержать.

И если бы российское руководство ставило перед собой задачу победить - Херсон удержали бы наверняка.

Но российское руководство решает другие задачи...


26.11.2022