Мифы первобытных людей

Аркадий Кузнецов 2
  На этом занятии ребята знакомятся и анализируют мифы различных народов. отражающие древнейшие представления людей о Земле и их жизни.
  Маленькие дети уже в 3-4-летнем возрасте интересуются, как произошло всё, что их окружает. Такой же вопрос возник у человечества, когда оно достигло состояния homo sapiens, развился ум и интеллект - настолько, что люди смогли представить причинно-следственную связь событий и явлений, и попытаться объяснить мир, как они могли. Так появились древнейшие мифы - о мироздании.
  Если поместить рядом сказания различных народов о сотворении мира, так или иначе восходящие к далёким первобытным временам, то многие детали окажутся поразительно похожими. Прежде всего мир (первоначальный хаос, первояйцо и т.д.) делится на землю и небо. В приморских странах земля также отделяется духами или первоживотными от воды (вариант - достаётся со дна морского). Во многих мифах в качестве творцов мироздания встречаются птицы, рождающие мир - яйцо (или(и) боги, рождающиеся из первомира-яйца). Более позднее осознанное представление о добре и зле отразилось в делении мира на верхнюю половину, населённую добрыми духами, и нижнюю (преисподнюю), населённую злыми демонами. Центром мира становится место обитания рассказчиков мифа или их прародина (Срединный мир и Поднебесная - Китай, "пуп земли" - Дельфы для греков, Уральские горы для манси и т.д.). В ряде случаев появляется цепочка происхождения жизни от низшей к высшей (генеалогическое древо жизни у самодийцев).
  Интересно, что один из древнейших по своим истокам мифов - коренных жителей Австралии не знает последовательности происхождения неживой и живой природы - духи творят одновременно весь неживой и живой мир, а солнце появляется потом.
  В конечном счёте, чтение различных сказаний о сотворении мира убеждает, что человечество едино в истоках поклонения природе, её исследования, представлениях о высоком и низком, прекрасном и безобразном, добре и зле.

               Мифы о сотворении мира
                Мансийский миф
  Две гагары вниз слетели. Со дна моря землю достать хотели.
  Большая гагара в воду нырнула. Ныряла, ныряла - ничего не принесла, дна не достала.
  Тогда малая гагарка нырнула. Тоже ничего не достала.
  Большой гагаре гагарка говорит:
 - Давай вместе нырнём!
  Нырнули обе. Кусочек земли подхватили, в обратный путь пустились...
  Землю на воду положили. Начала земля расти. И всё больше и больше растёт.
  Иоли-Терум-Шань на землю спустилась. Сверху Идущая-Крылатая-Кальш на землю спустилась. На земле жить стали.
  После этого Верхний дух пояс свой на землю спустил.
  Пояс его тяжёлыми пуговицами украшен был. Земля в воду глубоко осела. На том месте, где пояс лёг, теперь Уральский хребет. Это земли самая середина.

  Удивительно, но эту легенду очень напоминает сказание совсем другого края - карпатская колядка.

  Колись-то было з’початку света —
  Втоды не было неба, ни земли,
  Неба, ни земли, нем сине море,
  А серед моря та два дубойки.
  Сели-впали два голубойци,
  Два голубойци на два дубойки,
  Почали собе раду радити,
  Раду радити и гуркотати:
  Як мы маеме свет основати?
  Спустиме мы ся на дно до моря,
  Вынесеме си дрибного писку,
  Дрибного писку, синего каменьце.
  Дрибной писочок посееме мы,
  Синий каминец подунеме мы:
  З’дрибного писку – черна землиця,
  Студена водиця, зелена травиця;
  З’синего каменьця – синее небо,
  Синее небо, светле сонейко,
  Светле сонейко, ясен месячок,
  Ясен месячок и все звездойки.

                Нивхский миф
  Сперва была только вода. И утка-чирок плавала на воде. Утке нужно снести яйца, но куда? - яйцо ведь тонет! И тогда утка выщипала с груди перья и пух, свила гнездо. В гнездо снесла яйца. Утята выросли и тоже повыдергали перья и пух, свили гнёзда. Гнёзд много - они соединились в остров. На острове выросли трава, кусты, разные деревья.
  Остров стал большой землёй.

                Ингушский миф
  На всей земле когда-то была засуха. Не было ни капли воды, ни растений.
  Прилетела огромная белая птица и опустилась на землю. Своим телом птица покрыла всю землю - такой огромной она была. От полёта этой птицы возникли вода и семена. От этих семян выросли на земле лес, трава, сады, зерновые. А из воды разлились моря, озёра, реки.

                Мордовский миф
  Когда-то во вселенной никого и ничего не было. Хаос царил в мире. И был в это время владыкой вселенной могучий Чам-паз. И создал он воды, но было это безбрежное море мёртвым. В тоске скитался могучий Чам-паз по этому безжиз-ненному миру, ещё не ведал он своей силы, не знал, что каждое его действие может стать творением нового. Но однажды сотворил он Птицу, большую Птицу, Великую Птицу :

Красивы ее ноги, светится оперенье,
Белая пороша — грудка,
Денежные знаки — спинка,
Медная труба — шейка,
Острое золотое шило — клювик,
Ножницы — хвост.
Птица крыльями махнула — улетела.

  И повелел Чам-паз Птице нырнуть на дно мирового океана, достать кусочек ила. И исполнила Птица волю Чам-паза, и сотворил Чам-паз из кусочка ила землю. Тонкая-тонкая она получилась, идёшь, и качается. Второй раз нырнула Птица на дно, еще раз достала кусочек ила. Сделал из него Чам-паз высокие горы. Укрепилась земля на спинах трех рыб. Первой рыбе имя севрюга, а второй имя — белуга, имя третьей рыбы — осётр.

 Земля зародилась —
Обычаи появились.
На свет что первым родилось ?
На свет что вначале появилось?
Первым родилось солнце,
Второй появилась луна.

  Сотворил Чам-паз и небо, а звезды, как камни, были внизу. Чам-паз собрал их, рассеял по небу так, что получился Млечный Путь. Теперь по нему сверяют свой полет птицы. И тянется этот птичий путь вокруг света. Так земля и небо возникли. На только что созданной земле выросло Великое Дерево — могучий Дуб.

Во всю ширь земли толщина его,
До небес вырос,
Небо верхушкой достал.
Солнце, луну заслоняет ветвями,
Светлый день закрывает листьями.

  На то Великое Дерево села Великая Птица. Три яичка она снесла, три птенчика она вывела, три птенчика она высидела. Первый птенец — кукушонок, второй птенец — жаворонок, третий птенец Великой Птицы — соловей. Соловей полетел в кусты, в большой ивняк, кукушка полетела в лес, на большое дерево, жаворонок полетел в большое поле, в хлеба.
  Чам-паз породил двух богов. Первоначально своего антипода — Идемевсь. И вобрал тот в себя зло мировое, воплотил силы темные. Проклял его Чам-паз и изгнал на дно морское, в преисподнюю, чтобы палил его огонь на веки веков.
Породил Чам-паз и мать-богиню — Анге-патяй. Вобрала она в себя добро мира, его светлую сторону.
  Трёх богинь, трех сестер породила Великая Птица. Хозяйку воды — Ведь-аву, хозяйку леса — Вирь-аву, хозяйку поля — Норов-аву. Поселилась шёлковолосая Ведь-ава в озерах и реках, в глубоких местах, а Вирь-ава в лесу освоилась. Норов-ава в поле затерялась, в хлебах.
  Родились и другие боги. Поселились они на земле. Земля в ту пору была обильной : леса, реки, птицы, звери. Покровительствовала им Анге-патяй. Вначале она повелела, чтобы рождались детеныши ежедневно. Но вскоре земля переполнилась живыми существами, и взмолились они, жалуясь на тесноту. Послушала их мать-богиня, и с тех пор растения, птицы и звери, рыбы только раз в год дают потомство.

                Самоанский миф
  Жили некогда супруги, мужа звали Жаркий Огонь, жену - Горячее Пламя. У них родился сын - Утёс. Этот Утёс взял в жёны Пемзу, и у них родился сын Огниво. Он женился на Кремне и произвёл на свет Яркий Свет. Тот женился на Зенице, и у них родился Священный Блеск. Тот женился на траве Мутиа, и у них родился сын - цветок Мауутонга. Мауутонга взял в жёны траву Сефа, а потом Сефа вышла замуж за побег Ваофали. Ваофали затем взял в жёны Быстро Бегущую, и они произвели на свет кустарник Маутофу. Маутофа женился на дереве Таваи, и у них родился Тои - Мыльное дерево...

                Тонганский миф
  Остров Ата был выужен духом Мауи из моря крючком. Бананы Хока принесены духом Лау-факаноа с небес и посажены на Ата. Острова Коо, Тофуа, Хунга-и-Хунга, Лате, Фонуалеи и все острова Фиджи упали с небес. Вот почему все эти земли изрыты трещинами и прорезаны расселинами. 

                Эстонский миф

  Мир создали Ванапаганы - великаны, сотворившие холмы, водоёмы, разбросавшие камни-скалы. В дальнейшем Ванапаганы стали демонами, обитающими в пещерах и озёрах; они иногда одаривают людей богатствами, но часто мешают им.

                Миф австралийцев-аборигенов
  Вначале кругом была темнота. Духи создали людей и реки, ямы, скалы и всё, что живёт... Ни люди, ни звери, ни птицы не могли видеть, так как не было света. Однажды все звери собрались и сказали: "Нужно сделать что-нибудь, чтобы был свет". Лягушка сказала, что могла бы спеть волшебную песню и заставить явиться солнце. Она пропела, и над холмами показалось солнце и всё осветилось. Всё, что было живого, возрадовалось.

Ребята могут подумать и обсудить, какие из этих сказаний отраждают более ранние представления о мироздании, какие - более поздние.

  Люди издавна осознавали свою разумную жизнь как высшую на Земле. Поэтому в представлениях различных народов, как правило, человек был создан последним - как венец творения. Духи и боги осознают, что люди приближаются к ним по своим возможностям, и всячески ограничивают их - делают смертными, насылают на людей всяческие пороки.
  Из чего произошли люди? На этот вопрос отвечали, находя поблизости наиболее подходящий "материал". Так, в мифах жителей морских побережий и речных долин люди обычно созданы из глины (у эскимосов - из гальки), у горцев - из камней, у жителей лесного пояса (балтов, германцев, славян, финно-угорских племён, народов Сибири и Приамурья - происходят из деревьев, в Африке - из тростника, а у островитян Океании даже произошли от червей. А первыми "дарвинистами", произведшими людей от обезьян, оказались тибетцы.
  Интересно, что племена, ещё недавно жившие в условиях каменного века (бушмены, австралийцы-аборигены) сохранили представление, по которому первоначально разумными были также животные, от которых произошли различные племена, а затем по какой-либо причине отдалившиеся от человека. У оленеводов - ненцев и нганасанов люди сразу же поселяются вместе с оленями.
  Народы, сталкивающиеся с представителями разных рас и языковых семей (нивхи, филиппинцы) добавляют в мифы объяснение различия разных людей, по-разному обожжённых солнцем или произошедших от деревьев с разным цветом коры и древесины...

                Самоанский миф
  Взглянул вниз Тангаолоа Небожитель и послал вниз на землю своего слугу Фуэ пригнуть верхушки деревьев. Другой слуга, Тули, сказал, что деревья больше не могут свободно расти: Фуэ с невероятной силой пригнул их книзу. Тангалоа приказал Тули побить Фуэ дубинкой. Фуэ упал на землю и загнил, а в его останках завелось великое множество червей.
  Тогда Тангалоа велел Тули спуститься на землю с духом по имени Нгано. И из тех самых червей Нгано принялся творить людей...

                Мансийский миф
  Сын Верхнего духа - Нуми-Торума Тапал-Ойка из лиственницы семь человеческих подобий вырубил. За это время дух Нижнего мира Хуль-Отыр семь человеческих подобий из глины слепил. Решили они поменяться. Хуль-Отыр деревянные подобия взял, к Нуму-Торуми отнёс. Нуми-Торум дунул - куда девались?
  Глиняных людей сестра Нуми Калтам-Экве оживила. Только век их недолог: глиняные руки, глиняные ноги куда годятся? В воду человек упадёт - тонет, жарко станет - из него вода выступает. Из лиственницы сделанные люди крепче были бы и в воде не тонули.

                Ненецкий миф
  Хозяин Земли слепил из глины человека и оленя. Вдохнул на них и они ожили, вскоре появились чум, нарты.
  Хозяин Неба Нум Вэсаку отдав человеку огонь, сказал: «Пусть тепло моего огня сопровождает вас всегда. Берегите его».
  Хозяин Земли Я Вэсаку сказал напутствие: «Пусть с оленем по жизни идет всегда человек. А гагара всегда будет жить рядом с жилищем человека, лишь на короткое время покидать его. Горностай будет всегда сопровождать в рыбной удаче человека. И будет духом – покровителем у ненецкого рода на священной нарте. А мне никогда не причиняйте боли острым предметом по телу моему».
  Хозяин Неба Нум Вэсаку сказал напутствие человеку: «Пусть моя сестра Яля (Солнце) всегда согревает своим теплом и заботой. Моя бабушка Ту Ката (Огонь - бабушка) согревает и оберегает ваш очаг. Брат мой Йил,и ял,я (Месяц) сопровождает по жизни. Сам всегда буду смотреть за вами с небес. Моя широкая небесная душа всегда вам дарит только радость и покой». 

               Тибетский миф
  В долине южнее реки Цангпо царь обезьян и горная ведьма породили шесть обезьян, которые потом так сильно размножились, что поели все плоды вокруг и стали голодать. Летом они страдали от дождей и солнца, зимой - от снега и ветра, и у них не было ни пищи, ни одежды. Бодхисатва Авалокитешвара взял зёрна ячменя, пшеницы, кукурузы и бросил их на землю Тибета. Богатый урожай спас обезьян. Постепенно у них отпали хвосты и выпала шерсть. Они стали делать себе одежды из листьев деревьев. Так обезьяны стали людьми. Те, что пошли в царя обезьян, стали умными и добрыми, а те, что пошли в ведьму - злыми и завистливыми.

                Бушменский миф
  Предки бушменов вышли из дыры в земле среди корней огромного дерева, покрывших страну. Следом за людьми тотчас вышли толпы различных животных. Когда настала ночь, людям стало очень холодно, и они попытались разжечь огонь. Животные в ужасе вскочили и устремились к горам и на равнины, лишившись от страха речи. С тех пор они всегда убегают от человека.
  Только очень немногие животные остались, и они стали домашними.

Мифы об овладении огнём

Мифы и сказания различных племен, как правило, связывают появление огня у людей с даром тотемного животного. При этом чаще всего огонь похищается, а не отдается добровольно. В одном из австралийских мифов это делает голубь, похищающий огонь у зверька бандикута. В другом — это сокол, отнимающий его у водяной крысы. В некоторых мифах кусочек огня отбивают от солнца. В преданиях индейцев Северной Америки передача огня людям приписывается койоту, лани, бобру, кролику, лисице, мускусной крысе, ворону, дрозду.
  В некоторых финских и карельских рунах первый человек Вяйнямёйнен сам добыл огонь — высек первую искру из своего ногтя или при помощи кремня и трута. Но «огненная рыба» — лосось — проглотила искру (недаром ее именуют также «красной рыбой»), Вяйнямёйнену пришлось вновь добывать огонь из чрева огненной рыбы, изготовив первую сеть для рыбной ловли.Рассказ о происхождении огня содержится в особых рунах, являющихся заговорами против пожаров — страшного бедствия в лесной стране. Огонь в руне добывает Вяйнямёйнен вместе со своим главным соратником и соперником — Ильмариненом (иногда огонь высекает и небесный бог Укко):

«Высек пламя Ильмаринен,
Выбил искру Вяйнямёйнен,
На восьмом на небе верхнем,
Воздуха девятом слое.»

Искра выскальзывает с верхнего неба вниз и через дымоход попадает на землю и в колыбель младенца, опаляя грудь матери. Та спасает свою жизнь и заговаривает пламя — опускает искру в море (или сматывает в клубок и опускает в Туонелу). Тогда море (или река Туонелы) закипает — волны поднимаются выше елей. Сиг глотает искру и начинает мучиться от жжения, но его глотает щука, а ту — красная семга. На земле тем временем продолжает бушевать пламя. Не было пламени лишь за «амбаром Ахти» — хозяина водной стихии и покровителя рыболовств. «Амбар Ахти» — это море, откуда достали змею — «червяка Туони» (рожденного, как мы помним, от плевка Сюэтар в море) — и сожгли ее. Из посеянного пепла вырос лен, который стали вымачивать в воде и делать из него нити. Из нитей была создана сеть, которую закинул в море Вяйнямёйнен, взяв ее в железные рукавицы, чтобы не обжечься об огненную рыбу. Мудрый рыболов вновь добывает искру, которую приручает — помещает в колыбель и пестует как младенца. Чтобы уменьшить силу огня, из Похьелы призывают «ледяную деву стужи» (она приносит и медные рукавицы Вяйнямёйнену), а чтобы обезопасить людей от ожогов, отправляют пчелу за целебной мазью.

  Широко известен греческий миф о Прометее, похитившем огонь у богов для людей.
Неутомимый огонь он украл, издалека заметный,
Спрятавши в нартексе полом. И Зевсу, гремящему в высях,
Дух уязвил тем глубоко. Разгневался милым он сердцем,
Как увидал у людей свой огонь, издалека заметный.

Гесиод. Теогония. Перевод В. Вересаева.

Вопрос: А какие представления здесь - более древние?

Два сказания о том, как люди стали выращивать растения.
Миф филиппинцев ифугао

В прежние времена люди не знали риса. Они ели плоды лесных деревьев, коренья, рыбу и дичь. Люди тогда не умели обрабатывать землю и не умели разводить скот.
Когда там, где они жили, не оставалось больше кореньев или плодов и не удавалось больше наловить рыбы или убить дикого зверя, они переходили на другое место.
Они были довольны своей жизнью. Пока мужчины с собаками охотились в лесу, женщины и дети ловили рыбу, собирали плоды или охотились с луками и стрелами за дичью. Любую пищу, которую удавалось достать, делили на всех.

И вот однажды в погоне за диким кабаном несколько охотников забрели в горы. Они очень устали и решили отдохнуть в тени большого дерева. Солнце к этому времени поднялось совсем высоко, и они уже немного проголодались.
Не успел еще высохнуть пот на их телах, как они увидели: с вершины горы спускаются необычные мужчины и женщины. У них была гордая осанка и красивые лица, и от этих лиц исходил свет. Охотники испугались: они сразу поняли, что к ним идут боги, живущие на этой горе. Люди встали и почтительно приветствовали богов. Богам понравилась их почтительность. Они ответили на приветствия охотников и позвали их к себе на пир - к нему как раз готовились в это время на вершине горы. Охотники взвалили на плечи туши убитых зверей и пошли следом за богами.

На вершине горы охотники увидели, как слуги богов готовят пищу, и захотели им помочь. Они разрубили туши, которые принесли с собой, и грудой свалили куски в огонь. Тогда один из богов подошел к ним, взял бамбуковую палочку, нанизал на нее один за другим куски мяса и показал охотникам, как нужно жарить мясо, чтобы оно не подгорало.
Потом охотники увидели, что слуги берут из огня колена бамбука, разбивают их и высыпают из них белые зерна. Зерна они клали на банановые листья, разостланные на бамбуковом столе. К каждой кучке зерен слуги богов клали куски жареного мяса, снятые с бамбуковой палочки, а также коренья и плоды; и еще они ставили рядом бамбуковые сосуды. Охотники думали сначала, что эти сосуды наполнены прозрачной водой, но оказалось, что это не вода, а вино богов.

Охотников позвали к столу, и тогда один из них сказал:

- Мы не едим червей.

Боги стали смеяться.

- Эти белые зерна, что лежат кучками на листьях, вовсе не черви, - сказал один из богов.- Это рис, зерна травы, которую мы здесь выращиваем.

- Садитесь к столу и попробуйте пищу богов, а тогда уж решайте, есть вам рис или не есть, - сказал другой бог.

Люди послушались богов и сели к столу. Как вкусны оказались маленькие зерна! Они не только насытили охотников, но и придали им силы.
После пира люди поблагодарили богов и подарили им свою добычу.
За это боги дали каждому из них по мешку золотистых зерен.

- Это нешелушеный рис, - сказали они охотникам.- Порушьте пестом в ступе несколько мешков риса и отвейте его хорошенько. Потом промойте очищенный рис, положите в сосуды из бамбука, налейте воды и варите на огне, пока он не станет таким же мягким, как рис, который вы ели здесь. Больные, когда поедят риса, начнут поправляться, а ваши родные - радоваться. Оставшиеся зерна, когда придут дожди, посадите в разрыхленную землю, и летом вы снимете урожай. Соберите его весь до последнего зернышка, покажите зерна вашим друзьям и научите их тоже обрабатывать землю и сажать рис. Если вы сумеете все это сделать, ваша жизнь станет спокойнее и счастливее, и вы сможете жить на одном месте.

С той поры люди и стали обрабатывать землю, разводить скот и строить жилища.

Греческий миф о Триполеме

"Великая богиня Деметра, дающая плодородие земле, сама научила людей, как возделывать хлебородные нивы. Она дала юному сыну царя Элевсина, Триптолему, семена пшеницы, и он первый трижды вспахал плугом рарийское поле у Элевсина и бросил в темную землю семена. Богатый урожай дало поле, благословленное самой Деметрой. На чудесной колеснице, запряженной крылатыми змеями, Триптолем по повелению Деметры облетел все страны и всюду научил людей земледелию.
Был Триптолем и в далекой Скифии у царя Линха. Его тоже научил он земледелию. Но гордый царь скифов захотел отнять у Триптолема славу учителя земледелия, он захотел присвоить эту славу себе. Линх решил убить во время сна великого Триптолема. Но Деметра не допустила совершиться злодеянию. Она решила покарать Линха за то, что он, нарушив обычай гостеприимства, поднял руку на ее избранника.
Когда Линх ночью прокрался в покой, где мирно спал Триптолем, Деметра обратила царя скифов в дикую рысь в то самое мгновение, когда занес он над спящим кинжал.
Скрылся в темных лесах обращенный в рысь Линх, а Триптолем покинул страну скифов, чтобы, переносясь из страны в страну на своей чудесной колеснице, учить людей великому дару Деметры - земледелию."
Вопрос: Какой из этих мифов отрадает первоначальные представления и память начале земледелтя, а какой - более поздние? Обоснуйте.
Вариант: Можно послушать фрагменты соответствующих радиопередач "Боги смеются и сердятся" О.Хмелёвой 1990-1991 годов, которые есть в Интернете.
Домашнее задание: Найдите другие сказания первобытных времён о мироздании и занеятиях людей (в "Песни о Гайавате", "Калевале" и других книгах, созданных по древним легендам).