Владимир Короткевич - Как свергаются идолы

Денис Говзич
КАК СВЕРГАЮТСЯ ИДОЛЫ

Аленке год и девять месяцев.
Но она уже совсем большая девочка. Считать же же надо не по возрасту, а по тому, что ты успел сделать. А она уже человек, потому что давно научилась прямо ходить. И еще научилась кое-как изъясняться, и свояки, во всяком случае, ее понимают.
И еще одно, самое главное: стоит кому - нибудь сделать вид, что он посягает на кота, собаку или человека, - и сразу звучит отчаянно-умоляющий визг:
- И ада.
Что значит «не надо». Значит, главное, из чего строится человек, уже есть.
У Аленки огромные, как блюдца, синие глаза, нижняя губка выпучена(сразу видно, что характер будет слегка чванливый и самостоятельный), тугое, как мячик, тельце и ножки, которые целый день топают по дому, саду и огороду.
Это тип ребенка-озорника. И это очень хорошо, потому что именно из таких и получаются потом достойные люди.
У Алены есть мама, красивая располневшая женщина, отец, который остался в городе, чтобы летать на «малётах», дед и бабушка, которые души в ней не чают.
Кроме того, у нее есть еще дядя, который слишком много думает над мировыми проблемами.
Этот дядя больше всего любит возиться и нянчиться с нею и, чувствуя на коленях ее теплоту, многое вспоминает.
И тогда лицо его становится осунувшимся и нежно грустным. А бабушка, увидев это, спешит пройти мимо него, будто не замечает, и о чем-то начинает говорить с дочкой, матерью Аленки. Иногда мать Аленки не выдерживает и отбирает у дяди дочь.
- Почему ты здесь век с ней сидишь?
- Потому что своих нет.
Дед, дядюшкин отец, сидит под сиренью в кресле, и по его взору пробегает тень. На его тонких губах появляется юмористическая складка:
- А ты бы сделал, как один крестьянский Ромео: «я за нею бродил, а она на меня и взглянуть не хотела. Так я в церковь за нею пришел и в карман её мерзлых конских катышков наложил». Вы же, нынешние, все такие.
У Аленки уже есть все задатки будущей женщины.
Вот она сидит на руках у мамы, а дядя тянет к ней руки и шевелит пальцами. Она нерешительно отрывает от мамы тельце и, выгнув спину, тянется к нему. И вдруг-широкая улыбка на лице, и ребенок снова бросается на шею матери, прячется. Из-за плеча выглядывает лишь шаловливый, плутовский синий глаз. Он с радостью наблюдает за вытянутым обликом дяди.
И так без конца.
О Боже милостивый, страдать вам, мужчины, ныне и присно и вовеки веков!..
Топает она по клумбе, а дядя сидит и думает. Многое ему припоминается. И главное, война.
Дядя не без основания считает, что люди земного шара страдают только со страху. Со страху бежит в атаку колониальный солдат, со страху отрывают изо рта у голодного ребенка хлеб и несут его на алтарь бога, которому тот совсем и не нужен.
Из-за страха идут попрошайничать, из-за страха тысячи таких вот детей по всей Земле превращаются в волков и гадюк.
Над миром нависло «Нечто». И половина человечества боится его, хотя стоило бы только всем людям как один сказать «не хочу», и это Идолище развеялось бы дымом.
У дяди от этих мыслей болит голова, рождается неверие в себя и во весь род человеческий.
У Аленки тоже есть свои страхи. Они, правда, — маленькие, но разве для такого цыпленка много нужно?
И этот страх-Пылесос!
Давно, до приезда в этот дом на отдых, им на квартиру принесли похожее на черепаху страшилище. И с тех пор оно наполняло своим треском комнату.
Оно ворчало и ползло, как живое.
И дикий, нечеловеческий ужас обуревал Аленку. Она даже не кричала, она смотрела в одну точку и дрожала всей кожей.
Наконец взрослые заметили это и стали выносить малыша на улицу во время работы страшилища, но и сразу же, со всей жестокостью взрослых, начали использовать этот страх в своих целях.
Призрак пылесоса висел над Аленкой повсюду.
Захочется ей пойти в кусты и надрать там полные горсти зеленой смородины-и сразу же звучит грозный голос:
— Нельзя. Пылесос!!!
Глаза ее сразу округляются и застывают. Руки с розовыми тонюсенькими пальцами закладываются за спину и там трутся одна о другую. Она поворачивается и непослушными губами повторяет:
— Там... пасёсь.
И смотрит на мать огромными глазами.
Эти глаза так напоминают дяде те, другие, глаза, что он весь вздрагивает от глубокого и теплого прилива нежности. Потом происходит разговор с сестрой:
- Не смей её пугать.
- А ты сам тогда и смотри за ней весь день. У неё до всего руки чешутся.
- Ну и слава Богу. Неужто, я этих смородин не ел в детстве? Или ты? Все эти твои стрептококки - в стерильных больницах. А там, где бабы на поле картошку копают, — о них и не слышали.
- Не ты ей мать, а я. Мне и решать.
Дядя молчаливо соглашается с неоспоримой истиной.
И снова целыми днями звучит над ребенком имя страшилища.
- Не ходи туда, не делай этого, не рви того!
- Пылесос! Пылесос!! Пылесос!!!
Просто невыносимо. Взрослый-и тот бы сошел с ума от такого, а тут же малявка.
Дядя сидит и думает. У каждого есть свой пылесос. И этот пылесос делает из умного, гордого, красивого существа, созданного для радости и искусства, - покорное животное.
А сад такой пригожий, столько в нем невидимых плодов, столько кустарников и травяных зарослей. Иди по нему, топай пока еще слабыми ногами. А ягоды такие прозрачные, такие согретые солнцем. Солнце пронзает их навылет, высвечивая в мутной глубине нечеткие контуры семечек. Куст зовет к себе, как дерево познания. Иди же, иди!
- Пылесос!!!
И закладываются обратно руки. А родные глаза, синие — как у той-самой -застывают. Наверное, и ту, другую, много пугали. Каких же усилий ей стоило вырасти такой, какая есть!
И вот однажды, когда брат и сестра сидят рядом и брат высказывает свои невеселые мысли, из-за угла дома выплывает косолапым уверенным шагом круглая Аленка.
Живот-вперед, руки за спиной, на личике сдержанное и притворно равнодушное выражение.
Она топает хозяйским, неторопливым шагом.
Вот подошла совсем близко к матери, положила ей на колени кулачки, раскрыла их.
На ее ладонях лежит с десяток зелёных смородин.
И сразу ее мордашка делается плутовская, хитрая.
— Мама. Пасёсь.
И тут дядя не выдерживает. Он хватает ее на руки и, словно обезумевший, целует в грязные ручки, в щеки, в хитрые глаза.
- Доченька ты моя! Дитё ты моё человеческое!

ВЛАДИМИР КОРОТКЕВИЧ
Перевод Дениса Говзича

Художник Donald Zolan

ДАЛЕЕ

Владимир Короткевич - Ночь
http://proza.ru/2022/11/26/1278