Забытая история науки. Глава XIV

Владимир Прохватилов
Гераклит Эфесский, вдохновитель делосских ныряльщиков


История мрачного философа, несущего людям свет


-Привет тебе, Сократ! Ты опять читаешь труды мрачного и темного Гераклита?

– Отчего ты, Платон, зовешь его темным? Насчет мрачности Гераклита Эфесского я не спрашиваю, она известна.

– Его  книги схожи с темным дремучим  лесом, в них легко заблудиться.

– Что делать, любезный друг, меня неодолимо притягивает мрачное обаяние  его мудрости! Но я сравнил бы эту книгу не с дремучим лесом, а с мрачной морской бездной.

– А как она называется?

– «О Вселенной, о государстве, о богах»

– Стоит ли тратить на нее время, и можно ли понять запутанные мысли Эфесца? Cкажи свое мнение.

–  Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для постижения такой книги нужно быть делосским ныряльщиком, ловцом жемчуга, чтобы не захлебнуться в мудрости Гераклита.

– Думаю, что ты прав, Сократ. Гераклит Эфесский  намеренно прячет  жемчуг своей мысли на самом дне, куда не каждый осмелиться нырнуть. Но вот зачем он это делает?

 


… В Древней Греции на острове  Делос действительно были замечательные ныряльщики, искусные ловцы жемчуга и губок.  А вот среди философов немногие были способны оценить  сложные и запутанные сочинения Гераклита Эфесского.

Впрочем, обо всем  по порядку. Родился Гераклит в царской семье в городе Эфес в Малой Азии в 540 году до н.э. В его роду  все были басилевсами, то есть царями-жрецами. Помните библейских волхвов-жрецов? Они были по совместительству еще и царями. В те времена это было распространенной практикой. А Гераклит взял да и уступил свое право на эту серьезную должность брату. Биографы  объясняют этот нестандартный поступок его великой гордыней. Как бы то ни было, характер у Гераклита был просто невыносимый и жители Эфеса его терпеть не могли. Он из принципа не пожелал переехать в Афины или другой город  Греции, где ему были бы рады, а скитался в окрестностях Эфеса, проведя всю свою жизнь на «свежем воздухе», питаясь травой и кореньями. Общение с научным миром у него, несмотря на это,  было налажено и до нашего времени дошли большие отрывки из его главного сочинения «О природе». Из того, что там изложено, явствует, что Гераклит был, извините за выражение, гилозоистом. Этот термин ввел английский  философ семнадцатого века Ральф Кедворт и означает он, что Гераклит считал, что    «вся материя является одушевленной, или сама по себе, или путем участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом». Так по крайней мере написано в Википедии. И действительно,  у Гераклита на каждом шагу встречаются ссылки на Бога, или на Логос, закон природы. Поясню непонятный термин и еще более непонятное объяснение на простом примере.

Нарисуйте  гору. Нарисуйте море под горой. Нарисуйте птицу, которая летит с моря  к горе. Спросите кого-нибудь, что изображено на рисунке. Вам ответят, что изображена гора, море и птица. А вот если вы спросите об этом , ну скажем алтайского шаман, то он усмехнется и скажет, что на рисунке изображено, как дух моря посылает привет духу горы. Сей пример не слишком точен, так как трактовка нашего шамана ближе к анимизму или панпсихизму, но если мы начнем вдаваться в такие подробности, то, если вечером начнем, то до утра не кончим.

Гераклит ухитрился поднять такие животрепещущие для любого любомудра вопросы, так глубоко влез в самое «ядро диалектики», то есть закон  единства и борьбы противоположностей, что им восторгались Ницше и Гегель, Маркс и Энгельс, Ленин и Конрад Лоренц(великий биолог) и многие другие мыслители.

Гераклит – автор знаменитых изречений, известных практически каждому:

«Все течет, все изменяется».

Этот мир(космос) один и тот же для всех, не был создан  никем из богов, и  никем из людей,  он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно вспыхивающим и мерно  угасающим».

«Нельзя войти дважды в одну и ту же реку».

Вот что пишут в  английские ученые  Дж. Агасси и Р. Коэн статье  «Влияние Гераклита на современную математику»: «Из всех греческих философов самое значительное влияние на XX век оказал Гераклит. Когда Мао Цзэдун говорил о единстве противоположностей как о «законе противоречивых вещей», он исходил непосредственно из идей Гераклита»…

Гераклит сетовал, что большинство людей воспринимают вещи не так, «как они есть» в своей основе, в своем объективном «логосе». Он призывал : «Не мне, но логосу внимая, мудро согласиться, что все едино». Единство всего сущего Гераклит видел  в том, что мир (космос) и все что в нем есть   согласованы до полной тождественности и совпадения противоположностей.

Кстати, он первый ввел в оборот слово «космос».

Единства мира  не понимают многие, считал Гераклит, в том числе «учителя большинства»: «Гесиод считается очень много знающим. Между тем он не уразумел дня и ночи – того, что они суть одно»; «И добро и зло (тождественны), ведь “врачи, режущие и прижигающие… требуют незаслуженную плату…, вызывая то же самое» (то есть боль, зло); «Путь вверх и вниз – один и тот же»; «Связи: целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучное и несозвучное, из всего – одно, из одного – все»; «Бог: день – ночь, зима – лето, война – мир, изобилие – голод (едины);«Для бога все прекрасно, хорошо и справедливо, а люди одно признали несправедливым, а другое – справедливым»; «Человеческая природа не обладает разумом, а божественная обладает».

Интересно, читал ли Гераклит труды Гермеса Трисмегиста, в частности его «Изумрудную скрижаль», где в первой же фразе говорится: «Что наверху, то и внизу»?

Говоря об открытом им  универсальном законе борьбе или даже войны   противоположностей, он  провозглашает: «Следует знать, что война всеобща и справедливость – распря, и что все происходит через распрю и по необходимости». И далее: «Враждующие соединяются, из разнящихся происходит прекрасная гармония»; «Они не понимают, что расходящееся с самим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры».

Не удивительно, что Гераклиту  жилось нелегко. Причиной тому был его собственный характер. Диоген Лаэрций прямо говорит об этом:

«Был он высокоумен и надменен превыше всякого, как то явствует и из его сочинения, в котором он говорит: “Многознайство уму не научает, иначе оно научило бы и Гесиода с Пифагором, и Ксенофана с Гекатеем”. Ибо есть “единая мудрость – постигать Знание, которое правит всем чрез все”. Также и Гомеру, говорил он, поделом быть выгнану с состязаний и высечену, и Архилоху тоже. Еще он говорил: “Спесь гасить нужнее, чем пожар” и “За закон народ должен биться, как за городскую стену”.

Эфесцев он так бранит за то, что они изгнали его товарища Гермодора: “Поделом бы эфесцам, чтобы взрослые у них все передохли, а город оставили недоросткам, ибо выгнали они Гермодора, лучшего меж них, с такими словами: “Меж нами никому не быть лучшим, а если есть такой, то быть ему на чужбине и с чужими”. “Просьбою эфесцев дать им законы он пренебрег, ибо город был уже во власти дурного правления. Удалившись в храм Артемиды, он играл с мальчишками в бабки, а обступившим его эфесцам сказал: “Чему дивитесь, негодяи? Разве не лучше так играть, чем управлять в вашем государстве?”

Возненавидев людей, как пишет Лаэрций, Гераклит удалился в горы, где питался «быльем и травами».

 С философами Гераклит обращался не менее надменно и пренебрежительно, чем с простыми горожанами. Тимон Афинский сочинил на эту тему такой вот стих:

«Взвился меж ними тогда Гераклит, толпу оcуждая

В темном своем кукареканье»…

 

Лаэрций  пишет об успехе гераклитова  сочинения «О природе», которое   «стяжало такую славу, что у него явились последователи, получившие название гераклитовцев».

Прослышавший о его  великой учености, персидский царь Дарий пригласил Гераклита к себе в гости:

 “Царь Дарий, сын Гистаспа, Гераклиту, мужу эфесскому, шлет привет. Тобою написана книга “О природе”, трудная для уразумения и для толкования. Есть в ней места, разбирая которые слово за словом видишь в них силу умозрения твоего о мире, о Вселенной и обо всем, что в них вершится, заключаясь в божественном движении; но еще больше мест, от суждения о которых приходится воздерживаться, потому что даже люди, искушенные в словесности, затрудняются верно толковать написанное тобой. Посему царь Дарий, сын Гистаспа, желает приобщиться к твоим беседам и эллинскому образованию. Поспешай же приехать, дабы лицезреть меня в моем царском дворце. Эллины, я знаю, обыкновенно невнимательны к своим мудрецам и пренебрегают прекрасными их указаниями на пользу учения и знания. А при мне тебя ждет всяческое первенство, прекрасные и полезные повседневные беседы и жизнь, согласная с твоими наставлениями”.

И чтобы вы думали, ответил ему Гераклит?

“Гераклит Эфесский царю Дарию, сыну Гистаспа, шлет привет. Сколько ни есть людей на земле, истины и справедливости они чуждаются, а прилежат в дурном неразумии своем к алчности и тщеславию. Я же все дурное выбросил из головы, пресыщения всяческого избегаю из-за смежной с ним зависти и по отвращению к спеси. Потому и не приеду я в персидскую землю, а буду довольствоваться немногим, что мне по душе”.

Таким ответом мог бы гордиться и наш Гриша Перельман. Диоген Лаэрций приводит эпиграммы, сочиненные современниками про Гераклита.

 Например:

 «Я – Гераклит. Что вы мне не даете покоя, невежды?

Я не для вас, а для тех, кто понимает меня.

Трех мириад мне дороже один; и ничто – мириады.

Так говорю я и здесь, у Персефоны в дому».

И вот еще одна:

 «Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца –

Книга его – это путь, трудный для пешей стопы,

Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный

Вводит на эту тропу – солнца светлее она».

Тяжела была не только жизнь, но и смерть великого философа. Он заболел  водянкою, вернулся в Эфес  и обратился к врачам с такой загадкой: «могут ли они обернуть многодождье засухой?» Те, естественно, ничего не поняли, и тогда  он  «закопался в бычьем хлеву, теплотою навоза надеясь испарить дурную влагу. Однако и в этом не обретя облегчения, он скончался, прожив 60 лет». Так сообщает Диоген Лаэрций.

Вот и выходит, что  не всегда в многознании можно обрести счастье и покой. Прав был Экклезиаст: «Умножая знание, умножаешь скорбь». Однако, есть люди, которые пренебрегая счастье  и  покоем, стремятся к высотам познания, и этим вполне довольны бывают. Об одном из таких оригинальных  и замечательных людей  и  был мой рассказ.