Японский сад в миниатюре. Часть 6

Заринэ Лоренцовна Арушанян
ТРИ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛА

Чтобы правильно передать атмосферу японского сада, который мы собираемся создать своими руками, и ощутить свое единство с ним, необходимо придерживаться трех основных правил.

Первое правило: Дизайн сада должен соответствовать окружению, а не наоборот.
Второе правило: Сначала надо правильно разместить камни, потом деревья, а потом кусты.
Третье правило: Надо знать принципы «син», «гио» и «со».

Если первые два правила понятны, то чтобы понять смысл третьего, надо узнать, что скрывается за словами «син-гио-со». Термины син, гио и со заимствованы из каллиграфии и используются для описания формального, частично-формального и неформального стилей дизайна японского сада. Эстетическая концепция трехчастного развития «син-гио-со» встречается также в живописи, чайной церемонии, сервировании блюд, размещении цветов и других видах искусств, в которых фигурируют пространственные факторы. Принципы «син-гио-со» можно объяснить как 3 степени сложности применения канонов, разработанных в японской эстетике. Из них «син» - самый полный и сложный, «гио» - промежуточный, а «со» - самый простой и строгий.

Все японские сады можно разделить на эти три большие группы. Сады «син» полномасштабные и все элементы могут быть представлены в натуральную величину. В них ничего не надо придумывать: скала в таком саду – это настоящая скала, а дерево – дерево. Эти сады большого размера, и раньше такие сады создавались для императоров и высшей знати. Сады «гио» передают концепцию о том, что такой сад не совсем является тем, что видно невооруженным глазом, а следует еще полагаться и на свое воображение, чтобы дополнить увиденное в нем. Сады «гио» размером меньше садов «син» и доступны намного большему количеству людей. Сады «гио» связаны с иллюзией относительно степени придания впечатления глубины и емкости сжатым пространствам. Иллюзия размера может быть получена посредством размещения в саду разного размера камней. Большие по размеру камни можно разместить ближе к наблюдателю, а камни меньшего размера размещаются дальше, чем создается впечатление более глубокой перспективы. Или растения с более крупными листьями размещаются ближе к смотрящему, а растения с меньшими по размеру листьями – дальше. Восприятием манипулируют, чтобы наблюдающий увидел нечто, что не обязательно там присутствует. Мелкомасштабные образы являются интегральной частью садов «гио». Небольшая куча камней может представлять большую гору, а струйка воды – горный ручей. Хорошо знакомое нам миниатюрное дерево бонсай является объектом «гио» и представляет большое дерево, растущее в природных условиях, а воздействуя на воображение наблюдателя, помогает создать иллюзию удаленной полномасштабной картины.

Сад «со» является наиболее абстрактным. Для создания полной картины он полностью зависит от воображения наблюдателя. Сады «со» не являются ничем конкретным. В эти сады заложена возможность быть чем угодно для зрителя. Сады «со» часто располагаются рядом с храмами и монастырями, и они обычно задумываются для медитации на природе. Случайное размещение нечетного количества камней в нечетном числе групп камней может представлять все, что пожелает зритель: континенты в океане, галактики в небе или тигрицу с тигрятами. Возможности бесконечны. Эти сады создают тонкую ауру, которая помогает расслабиться и войти в состояние расширенного сознания.

Принципы «син», «гио» и «со» также могут определять относительную степень формальности в оформлении. Дорожка в стиле «син» выкладывается из правильной формы, плоских гладких камней. Дорожка «гио» выложена из более грубых камней и не должна быть совершенной. Дорожка «со» должна быть из необработанных камней, размещенных в нерегулярном порядке так, как в природе могут располагаться камни, по которым переходят через ручей.