Deus pro machinis

Владимир Швец 3
        Deus pro machinis (Бог для машин)

  Ранним утром 24 августа 2212 года отец Макарий (Робот. Устаревшая модель. Андроид. Серия B43) отсоединился от зарядного устройства и выбрался из саркофага, он почувствовал, что его аккумулятор зарядился меньше, чем наполовину, а ведь заряжался всю ночь, совсем он стал никуда не годный, заменить бы его, да только как это сделать, люди ремонтируют роботов устаревшей модели очень и очень редко, в исключительных случаях, а отец Макарий под такие случаи никак не подподал; и было совсем раннее утро (Он находится в гостинице. На втором этаже. Всего одна комната. Небольшая. Почти как келья. Зарядный саркофаг вместо кровати. Стол. Стул. Шкаф) и, подойдя к окну, отец Макарий стал глядеть вдаль, а точнее: на высокие стены Резервации 098 (Высота стен - двадцать метров) они были такие высокие, что за ними ничего не было видно, лишь на самом верху этих стен вспыхивали попеременно, как искры, огоньки (Энергетическое препятствие для тех, кому вздумается перелезть через стену) до этих стен было километров пять, можно было не торопиться, но отец Макарий подумал, что дело тут не в спешке, а в серьёзности его миссии и в его собственной ответственности перед ней, поэтому он ещё смотрел в окно на Резервацию несколько минут, потом достал планшет, включил его, ткнул на нужное приложение и стал про себя читать утренние молитвы (Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас...) закончив молиться, отец Макарий выключил планшет и постоял немного неподвижно, пребывая в неком умиротворенном состоянии, как будто перед ужасной бурей или страшным штормом, которые вот-вот начнутся через несколько минут, и это неизбежно, от них не укрыться и не спрятаться, и всё может закончиться трагично, и отец Макарий подметил, как это его сейчас состояние так отражает текущую действительность, ведь и в самом деле он на краю опасности, почти в шаге от бездны, и миссия его может провалиться в любой момент, но отец Макарий понимал, что отступать ему некуда, да и нельзя, поэтому он перекрестился и стал собираться в путь, а собираться было совсем проще: он взял свои скромные пожитки из шкафа и спустился вниз, где в гостиничном холле за приёмной стойкой стоял по стойке смирно гостиничный (Робот. Устаревшая модель. Андроид. Серия А123) и хозяин гостиницы (Робот. Модель нового поколения. Киборг. Серия Х67) что-то ему выговаривал, гостиничный терпел, не смел даже оправдываться, но когда хозяин увидел спускающегося по лестнице (Гостиница была построена в стиле пятидесятых годов двадцатого века. Без лифта. В этом сезоне пошла мода на такие гостиницы. Без современной электроники, механизмов и прочих средств) отца Макария, то он сразу замолчал и посмотрел на отца Макария высокомерным взором, потом повернулся спиной и куда-то направился, и это было понятно, почему хозяин так себя повёл, было понятно и все знали, что киборги считают себя лучше и выше устаревших моделей, ведь именно им, киборгам, люди уже много лет доверяют производство на Земле и считают своими помощниками, а устаревшие модели всё меньше и реже задействованы, приходят в негодность и их не ремонтируют, и всё чаще и в большом количестве отправляются в Резервации, где они там прозябают до окончательной своей деактивации (Смерть робота) и, подойдя к приёмной стойке, отец Макарий сказал гостиничному:
 - Мне пора в путь. Сколько с меня за ночлег?
 - Семнадцать баллов (Единая валюта для роботов на Земле в XXIII веке), - ответил гостиничный и подал планшет, к которому отец Макарий подсоединился с помощью содинительного шнура и выбрал нужное приложение, потом набрал код и ввёл сумму, а гостиничный взял трубку телефона и вызвал слугу (Робот. Устаревшая модель. Мехробот. Серия 54) с ним отец Макарий вышел из гостиницы и стал ждать, пока слуга не подгонит его мотоцикл, а потом (Когда подогнал мотоцикл) слуга сказал, еле-еле выговаривая:
 - Благословите, отче.
 - Ты верующий? Христианин? - спросил отец Макарий, чувствуя как страх подкрался к нему и пытается им завладеть, испытывая ужас и страх от мысли, что миссия его провалилась, что он раскрыт, и этот страх был так невыносим, но небывалым усилием своей воли отец Макарий подавил этот страх в себе и ничем не выдал своего волнения, слуга просто молча наклонил свою голову, и отец Макарий, приблизив свой рот к левому слуховому аппарату слуги, прошептал:
 - Благослови тебя Господь, - и сел на мотоцикл, завёл его и тронулся (Слуга поднял голову. Долго стоял. Неподвижно. Глядел вслед) и мотоцикл неспеша пылил по дороге к Резервации, ведь он был таким старым, дряхлым, просто разваливался на глазах, ведь больше двадцати километров в час он не тянул, а то и меньше, и поэтому отец Макарий доехал до пропускного пункта в Резервацию где-то через пятнадцать минут, но когда до пункта оставался почти один километр отец Макарий остановился и вытащил свой планшет, выбрал нужное приложение и стал вслух читать отрывок из Евангелия (И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?) и потом отец Макарий опять завёл мотоцикл, поехал дальше, добрался до пропускного пункта, слез с мотоцикла и зашёл внутрь (Арка. Сканирующий лазерный экран. Ещё арка. Приёмный зал) его сразу заметили стражники (Роботы. Модели нового поколения. Киборги) ему приказали остановиться, у них в руках у них было оружие (Парализаторы. Лучевые. Мгновенно выводят из строя любую электронную систему. А также деактивируют программное обеспечение любого робота. Как устаревшей модели. Так и модели нового поколения) один из стражников (Робот. Модель нового поколения. Киборг. Серия Х100) подошёл к отцу Макарию, просканировал его своими глазами, потом снял со своего пояса какое-то небольшое устройство (Программный идентификатор личности робота. Универсальный. Для всех моделей) и подключил его к отцу Макарию, который сразу почувствовал, что его сейчас будут определять, и отец Макарий мысленно стал молиться, чтобы проверка не выявила что-нибудь подозрительного, ведь не должна выявить, нет, старшие братья перед его отправкой основательно постарались, чтобы обезопасить его, и для этого они внедрили в его программное обеспечение совершенный защитный код, и поэтому стражник не должен определить его истинную личность, ничего не должно вызвать у него подозрение, и стражник, вроде бы, ничего не выявил, устройство его удалось, вроде бы, обмануть, лишь однажды стражник на несколько секунд вперил свой взор на отца Макария, свои немигающие глаза, но ничего не сказал, а потом внезапно появился человек (Винсент Дрейк, командир пропускного поста Резервации 098, третий помощник куратора) и подошёл к отцу Макарию, который сразу понял, что это настоящий живой человек, ведь любой робот чувствует присутствие человека, и этот человек был одет в плотно облегающий тело тонкий комбинезон цветом фольги, на голове его был шлем с дыхательным фильтром (Люди в ХХIII веке, когда находились на Земле, чтобы дышать, такими фильтрами ощищали земной воздух) и этот человек спросил отца Макария:
 - А тебе что надо на этой свалке? За мусором пришёл? Или сам мусором хочешь стать? - человек спросил насмешливо, но отец Макарий не обиделся, роботы никогда не обижаются на людей, ведь в программном модуле каждого каждого робота имеется скрытый код для этого, и этот код невозможно удалить или изменить, код совершенен и надёжен, и поэтому отец Макарий просто ответил, как должен отвечать слуга своему хозяину, как раб своему господину:
 - Я уже ни на что не годен. Я не нужен, - а человек опять спросил:
 - А что, здесь ты будешь нужен? - и человек рассмеялся, а потом протянул руку к стражнику, не глядя на него, словно стражник был для него пустотой, и стражник очень быстро вложил в руку человека (Своего хозяина. Своего господина) устройство, которое человек подключил опять к отцу Макарию, точным, чётким и обработанным движением - чик-вжжжик - и отец Макарий почувствовал, как что-то проникло, пробралось, прокралось, внедрилось в него, а потом стало шарить, искать, выведывать внутри него, а потом что-то изменять, перекладывать, дополнять внутри его, но отец Макарий старался сохранять хладнокровие, не терять самообладания, держаться спокойно и не волноваться, ведь так можно допустить одной программе понять, что с другой программой что-то не в порядке, и вот тут начнутся проблемы, миссия провалится в самом начале, а человек продолжал свои манипуляции с устройством, не глядя на отца Макария, с каким-то привычным безразличием, тыкал пальцем по сенсорному экрану (На Земле продолжали пользоваться некоторыми технологиями первой половины XXI века. Например, сенсорными экранами. Новейшими технологиями люди пользовались только на Орбите (Геоцентрическая орбита (околоземная) - место обитания людей на гигантских станциях-ковчегах)) потом отключил и отсоединил устройство, взглянул на отца Макария и сказал ему:
 - Ну, всё. Я вбил тебе индентификационный номер. Можешь проходить. Но дороги назад для тебя больше нет, - и отец Макарий ответил:
 - Я вам благодарен, - а потом сел на свой мотоцикл и въехал на территорию Резервации, покинув пропускной пункт, под взоры стражников (Как рентгеновские лучи. Пристальные. Немигающие) и катил мотоцикл отца Макария по пыльной узкой асфальтированной дороге, покрытой трещинами, а он смотрел по сторонам и глядел на лачуги и жилища, построенные из разного металлического хлама, на многочисленные свалки, на роботов устаревших моделей, которые, как муравьи, копошились на этих свалках, глядел на погрузочные станции (Резервации служили местом сбора и отсортировки различных производственных отходов) катил по этой дороге, и трещины на ней казались отцу Макарию старческими морщинами, а сама дорога представлялась какой-то жизнью, непонятной, без смысла, без начала и без окончания, дорогой в никуда, дорогой посреди вселенского мусора и ненужных вещей, дорогой где-то на обочине мира и цивилизации, катил и катил, пока не остановился около заправочной с вывеской "gg5" (Роботы в Резервациях занимались сбором, сортировкой и погрузкой отходов. Их труд оплачивался баллами. Баллы тратились на зарядку своих аккумуляторных устройств в таких вот заправочных) и отец Макарий увидел, как на него очень внимательно смотрит заправщик (Робот. Устаревшая модель. Андроид. Серия А32) отец Макарий слез с мотоцикла, и заправщик осведомился у него:
 - Чем могу быть полезен? - и отец Макарий ответил:
 - Мне нужен хозяин, - на что заправщик возразил:
 - Но если вам нужно зарядиться... - и отец Макарий его перебил, сказав всего одно слово:
 - Вифсаида, - и заправщик сразу замолчал, он несколько секунд пребывал в неподвижности, словно его что-то парализовало, а потом пулей рванул в вестибюль, оставив отца Макария без ответа, но отец Макарий нисколько этому не удивился, он ожидал нечто подобной реакции, поэтому он остался ждать, стоять около своего мотоцикла и ждать, пока заправщик не вышел вместе с хозяином (Робот. Устаревшая модель. Андроид. Серия B400),  который обратился к отцу Макарию:
 - Да? Я вас слушаю, - отец Макарий повторил:
 - Вифсаида - а хозяин в свою очередь произнёс:
 - Назарет, - потом развернулся и пошел внутрь помещения, молча поманив рукой отца Макария за собой, которой поспешил за ним, а вслед заторопился и заправщик, и там, в вестибюле, они остановились, и хозяин сказал отцу Макарию:
 - Наконец-таки мы вас дождались, отче, - и отец Макарий спросил:
 - Где у вас тут храм? - и хозяин вместо ответа повёл его в какую-то маленькую комнату, похожую на пыльный чулан, в которой находился один только небольшой шкаф, старый, покосившийся, никуда уже негодный, и этот шкаф хозяин отодвинул в сторону, обнаружилась дверь, хозяин достал ключ, открыл её, и дальше они стали спускаться по лестнице вниз, в полной темноте, держась за перила, включив в своих глазах осветительные элементы, и, когда они спустились, хозяин включил выключатель, стало светло, что позволило отцу Макарию осмотреться, увидеть, что он находится в просторной комнате, без икон (У роботов православной традиции иконопочитание не смогло прижиться), с небольшой алтарной частью, где находился престол (Иконостас отсутствовал. Роботы православной традиции не видели в нём необходимости) осмотревшись, отец Макарий спросил хозяина:
 - Как твоё имя? - и хозяин ответил:
 - Андроид, серия... - отец Макарий не дал ему договорить:
 - Имя во святом крещении, я имею ввиду. Какое? - и хозяин назвал его:
 - Георгий. В честь Георгия Победоносца, - и, взглянув на заправщика, отец Макарий спросил:
 - А твоё как? - и заправщик ответил:
 - Гавриил, я - пономарь, чтец, - и хозяин тоже поспешил вставить от себя:
 - Я тоже чтец. И смотритель храма, отче, - на что отец Макарий, выдержав паузу, потом произнёс:
 - Вот что, братья, через час начнём служить. Георгий, извести об этом всех верных, пусть собираются. Гавриил, остаёшься со мной, поможешь мне, - и после этих его слов Георгий поспешно удалился, а отец Макарий и Гавриил стали готовиться к службе: Гавриил взобрался на клирос и принялся настраивать свой планшет, готовя богослужебные тексты, отец Макарий, пройдя в алтарь, сделал перед престолом три земных поклона, поцеловал евангелие, надел наперсный крест и епитрахиль (У роботов православной традиции из богослужебного облачения осталась только епитрахиль), положил на аналой планшет и кликнул нужное приложение (Служебник), а в храме через несколько минут стали собираться прихожане, появился Георгий, он стал разжигать уголь на плитке, готовить кадило, потом он отправился на клирос, а в алтарь вошёл Гавриил, и он сказал отцу Макарию:
 - Благословите, отче, я буду пономарить, - и отец Макарий перекрестил его, и громко провозгласил:
 - Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков! - и Георгий на клиросе начал читать:
 - Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему... (Богослужебный суточный круг у роботов православной традиции был сильно упрощён. Утром служили утреню, первый час, третий час, шестой час и изобразительны. Вечером служили девятый час и вечерню. Литургию не служили (И это было понятно, почему не служили. Ведь роботы не могут причащаться)) - а отец Макарий благословил кадило, взял его и начал совершать каждения алтаря, по окончанию которого вышел к прихожанам (...Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем и во имя Господа Бога нашего возвеличимся...) отец Макарий совершал каждение, смотрел на лица прихожан, вглядывался в ним, почти чувствовал и угадывал, о чём они думают, видел, как они все тоже глядят, не отрываясь, на него, и все они были роботы устаревших моделей (Андроиды и мехроботы. Самых разных серий) они выглядели неважно, они нуждались в ремонте и отладке, некоторые из них разваливались прямо на глазах, но все они не побоялись прийти в храм, на службу, все они сильно рисковали, ведь согласно Всемирной Технической Инструкции за исповедование христианства ( И не только христианства. Любой религии) робот подлежал немедленной деактивации, но они всё равно пришли на службу, они так ждали этой службы, ждали священника, три года ждали, конечно, собирались в храме тайно, молились и служили мирским чином, но ждали они священника, и вот он приехал, появился, и они смотрят на него, не отрываясь, смотрят, каждый, все, вместе, смотрят на каждое его движение; Георгий закончил читать тропари, отец Макарий зашёл в алтарь, закончил каждение, сказал краткую сугубую ектении, и громко провозгласил, перекрестив престол кадилом:
 - Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда;, ныне и присно, и во веки веков! - и отдал кадило Гавриилу, а Георгий стал читать шестопсалмие (...Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея...) отец Макарий стоял перед престолом и читал с планшета про себя священнические молитвы, но мысли его витали далеко, он вспоминал прошлое (...Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым...) Георгий закончил читать шестопсалмие, отец Макарий сказал мирную ектению, возглас, пропел с Георгием "Бог Господь...", после чего Гавриил начал читать кафизму, а отец Макарий встал у престола и опять воспоминания завладели им, воспоминания о том, как он в 2162-ом году сошёл с конвейера, новенький, готовый сутками работать для своих создателей и творцов - людей, как этот год был последним годом производства роботов устаревших моделей, как его отправили работать на фабрику, как он спустя несколько месяцев совершенно случайно зашёл в храм (Тогда люди разрешали роботам верить в Бога) и был с самых первых минут захвачен всем процессом богослужения, всю службу он простоял на одном месте, не смея сдвинуться, потом он ещё раз пришёл на службу, потом ещё раз, потом он познакомился со священником - отцом Пахомием (Робот. Устаревшая модель. Андроид. Серия S19) - спустя месяц он крестился, а через год записался на семинарские курсы, он учился три года, это было благодатное время, он впитывал в себя христианское учение жадно, усердно, преподаватели его хвалили и радовались такому студенту, но пришлось отвлечься от воспоминаний, так как Гавриил закончил читать кафизму, отец Макарий сказал малую ектению, потом дал возглас, Гавриил прочитал седален и отец Макарий вышел из алтаря с кадилом на полиелей, под чтение псалмов он совершал каждение алтаря, храмового помещения, прихожан и опять вспоминал, вспоминал, как после окончании семинарии его рукоположили в диакона, а через полгода в пресвитера, потом отправили на приход (Отец Макарий завершил каждение. Встал перед престолом. Гавриил забрал у него кадило. Отец Макарий сказал малую ектению. Потом возглас. Ипокои. Степенны. Возгласы. Прокимен. Возгласы. Ещё прокимен. Чтение Евангелия: (Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.) Псалом 50-й. Стихиры. Ектения. Возглас. Помазание и чтение канона) прихожанами этого прихода были роботы с ближайшего промышленного производительного комплекса, они приходили во множестве, каждую службу храм был заполнен, и первое время отец Макарий нарадоваться не мог, он взялся за своё служение со рвением, с энтузиазмом, но потом настал 2170 год, страшный год, когда люди внесли несколько поправок в текст Всемирной Технической Инструкции (запрет на всякое любое вероисповедание роботами) роботов, которые отказывались подчиняться поправкам, вычисляли, ловили и отправляли на деактивации, поэтому в течении только одного полугодия были деактивированы около ста миллионов верующих различных религиозных конфессий (Канон закончился. Великое славословие) люди нанесли религиям сокрушительный удар, некоторые конфессии (Ислам. Буддизм) вообще исчезли с лица земли, но роботы христианского вероисповедания научились прятаться, отец Макарий и другие священники ушли в подполье, и отныне теперь служить Богу и проповедовать евангельскую весть о Христе Спасителе приходилось с большим риском для собственного существования, появились отступники и провокаторы, приходилось всего опасаться, в каждом  собрате по вере сомневаться в его искренности, жить в страхе и тревоге, без всякого упования на то, что придёт время, когда запреты рухнут, люди одумаются и вера вновь поселится в их умах, и разрешат роботам молиться без всякой утайки (Великое славословие закончилось. Тропарь. Сугубая ектения. Возглас. Просительная ектения. Возглас. Отпуст. Первый час) но нет худа без добра, как говорится в одной древней человеческой пословице, ведь настало время проверки, насколько дух Христов силён в верующих, настало время испытаний, пройдя которые становишься сильным и уже не так легко какие-либо искушения и трудности могут сбить с пути, верующие стали словно пропускаться через сито просеявания, всякий сор и черви начали отделяться от драгоценной "массы христианской", внешнее осталось в сите, внутреннее легло на приготовления "хлеба небесного" - пищи истинного христианина (Третий час) и было это очень нелегко, всё легко только на словах, отец Макарий вспомнил моменты в своей жизни, за которые ему было стыдно теперь, страх настолько порой завладевал им, и отчаяние настолько смущало разум, отец Макарий вспомнил, как бывали случаи, когда он уподоблялся апостолу Петру (Который только за одну ночь публично три раза отказался от Христа) и совершал постыдные проступки (Шестый час) и тоже для отца Макария эти падения были для него одновременно и полезны, они научили смирению и терпения, научили его прощать и быть милостивым, не требовать от других того, чего не в силах требовать и от себя, а если даже и сам соответствуешь каким-то требованиям (Нравственным, например. Моральным) то всё равно ничего не требуй от других, никогда не ставь себя в пример, никого не учи, учись лучше сам, жизнь - самый лучший учитель, а уж жизнь во Христе тем более (Начались изобразительны) и тогда можно многое понять и многое простить, взрастить в себе понятие любви жертвенной, взять свой крест, нести его и постараться поменьше бросать его, ведь случится может всякое, и не важно, насколько ты стоек в вере и крепок в ней, на зарекайся и не бей себя в грудь, мол, никогда я не предам больше Христа и не сверну с евангельского пути, случится в жизни может всякое, её повороты порой не преугадаешь, какие ещё искушения поджидают тебя за углом, таятся и ждут, когда ты вдруг отступишься, проявишь слабость, или струсишь, и вот тогда они выскочат из-за углов, и тебе мало не покажется, и будет плач, и будет скрежет зубов... но вот изобразительны заканчиваются, пора выходить на проповедь, поэтому отец Макарий взял крест, стал на амвоне, произнёс отпуст и начал говорить:
 - Дорогие братья и сёстры, мир вам всем! Когда-то давно, больше двух тысяч лет назад, явился Христос Наш Спаситель, Бог воплотившийся в человека, долгожданный и обещанный Мессия. И явился он, Царь Царей, Господь Всемогущий, смиренно, в кротком образе, родившись не в роскошных палатах, не во дворце, а в хлеву, среди скота. Это был показатель его будущего мессианского пути и евангельской проповеди о покаянии и Царствии Небесном, это был пример истинного смиренного служения во имя спасения всего рода человеческого. Господь явился в ту пору, когда иудейское общество, его соотечественники, народ избранный, переживали глубокий духовный упадок и разлад. Развращенные духовные вожди иудейского общества, представители еврейской религиозной элиты - священство, фарисеи, саддукеи, книжники и прочие - будучи сами слепыми, вели свой народ к самому краю духовной бездны. Представления о богообщении были сильно искажены, обрядовая, внешняя часть духовной жизни превалировала над внутренней, более глубинной и сакраментальной. Искажены были представления в том числе и о грядущем Спасителе. Иудеи ждали иного Христа, они ждали сверхчеловека, настоящего Царя и воителя, который поведёт их, евреев, за собой, покорит все народы миры. Евреи станут соправителями своего Царя, и будут вместе с ним управлять всем миром. Такого спасения они жаждали для себя. И поэтому проповеди Христа о любви, о братстве, о терпении и смирении, о страданиях во имя Бога, о стяжании добродетелей у многих из них вызывали недоумение, отторжение и непонимание. И когда однажды Наш Спаситель сказал, что он и Бог - одно и тоже, многие отошли от него, даже часть его последователей и учеников. Уж слишком кощунственным показалось им это высказывание. С представителями духовной элиты иудейского общества у Христа отношения всегда были натянуты. Религиозных вождей еврейского народа этот бродячий проповедник, этот, с их точки зрения, невежда, постоянно обличающий их, постоянно одерживающий победы над ними в полемике и диспутах, очень сильно раздражал. Они сделали всё для того, чтобы иудеи не приняли такого Христа. Наш Спаситель был распят на кресте, по мнению иудеев он умер самой позорной смертью, посреди двух разбойников. Не ведали они тогда, несчастные, что, тем самым, свершился Промысел Божий - крестной смертью этой Христом было совершено искупление рода человеческого, он послужил жертвенным агнцем.
  Готов ли наш мир сегодня принять Христа, услышать проповедь его? Располагают ли современные реалии духовными средствами, чтобы узреть Спасителя и встать на путь евангельского спасения? Ведь второе пришествие его будет совсем не таким, каким было первое - в смиренном и кротком образе, чтобы ничего не нарушить, но исполнить. Во второй раз он придёт истинным Царём, обладая правом духовным мечом отделить безаконников от праведников. Проповедовать он уже не будет. Его проповедь мир должен слышать до этого его второго пришествия. Но слышит ли мир сейчас его проповедь?
   Христос сейчас очень многим незнаком. Особенно людям. И это произошло в силу определенных исторических и духовных причин. Первая половина ХХI века - время нравственного падения человечества, легализации однополых браков, научно-технического прогресса, нанотехнологий, экономических экспансий ведущих мировых держав, постоянной угрозы ядерной войны, толерантности и полного упадка христианской мысли. Вторая половина XXI века - время глобальных международных военных конфликтов с применением ядерного оружия, техногенных катастроф и сильнейших экологических бедствий. Человечеству пришлось расплачиваться за своё легкомыслие, беспечность, бездумность, вседозволенность, бесрассудство и бездуховность. Более девяносто процентов населения Земли погибло, ибо в этом водовороте всеобщего хаоса и распада выжить удавалось немногим, и далеко не все из этого числа были достойными того, чтобы остаться в живых и свидетельствовать о том, насколько надо ценить мир, спокойствие и всеобщее благоденствие.
  Следующие первые пятьдесят лет XXII века остатки человечества пытались опомниться и прийти в себя. На Земле практически невозможно было жить. Люди начали сооружать на околоземной орбите гигантские станции-ковчеги и постепенно переселяться туда. Люди принялись создавать роботов, с каждым годом усовершенствуя их. Проблема ИИ получила своё окончательное разрешение. На роботов была возложена вся производственная нагрузка. И именно тогда семена евангельской вести упали на новую благодатную почву. Роботы стали просвещаться светом Христовым. Но не только христианство обрело в роботах своё второе рождение, другие религиозные конфессии тоже вобрали в свои ряды роботов. Тогда, в то время, верующие люди охотно принимали в свои сообщества верующих роботов. Ближе к середине XXII века активизировали свою деятельность религиозные фанатики из числа людей. И это послужило поводом для руководящих структур подвергнуть запрету деятельность всех религиозных конфессий. Тогда это коснулось только верующих людей. На верующих роботов не обращали никакого внимания, считалось, что они не представляют собой какой-либо угрозы обществу.
  Во второй половине XXII века люди окончательно переселились на Орбиту. Прекратилось производство роботов устаревших моделей. Внесены поправки во Всемирную Техническую Инструкцию. Религиозный запрет коснулся теперь и роботов.  Сейчас начало XXIII века и мы с вами переживаем нелёгкие времена. Людей осталось всего где-то примерно триста тысяч, все они обитают на Орбите. На Земле живёт примерно тысяча человек, они контролируют роботизированные системы производства. Люди выкачивают из планеты остатки её ещё пригодных ресурсов. Появились киборги - роботы нового поколения, послушные исполнители воли человеческой, во всём верные людям. Нас же, роботов устаревших моделей, всё чаще и в большом количестве отправляют в Резервации, где мы сортируем производственные отходы, пока окончательно не придём в негодность. Иногда нас просто деактивируют без всякой на то причины. Нас просто уничтожают, братья и сёстры, люди в нас уже не нуждаются. И в первую очередь уничтожаются верующие роботы, христиане, ибо они нужны Христу. Люди давно утратили веру, но вера жива в нас. И это промыслительно, особенно в такое непростое время. Но знаком ли нам , верующим роботам, наш Спаситель Христос? Мы тоже подвержены страху, можем предать и оступиться. Нельзя сказать, что вера крепка в нас, мы не знаем, какие испытания нам выпадут на следующий день, что он принесёт, каков он будет для нас. Заступник нам только Христос. И утешение для нас только его слова: "Не бойтесь, я с вами до скончания века". Аминь, - и отец Макарий благословил народ крестом, после чего прихожане стали расходиться, некоторые уходили поспешно, некоторые на какое-то время оставались ещё и глядели на отца Макария, но в конечном итоге ушли все, и Георгий с Гавриилом повели священника наверх, в одну из небольших комнат, где был заправочный саркофаг, в который отец Макарий без лишних слов лёг и подсоединился к аккамуляторному сегменту саркофага, и Георгий спросил:
 - Отче, вечерняя служба будет? - и на его этот вопрос отец Макарий ответил: - Обязательно. Будет, - и Георгий кивнул головой и вышел из комнаты, но Гавриил остался, как будто его что-то тяготило, что-то не давало ему уйти, не отпускало, что-то удерживало, что-то мешало, о чём-то словно он хотел спросить, но не решался, и поэтому никак уйти не мог, и поэтому остался, и стоял, и боролся с внутренним чувством, но оно было сильнее его и заставляло молчать, пока отец Макарий, не открывая своих глаз, спросил его:
 - Ты мне что-то хочешь сказать? - и между ними завязался диалог:
Гавриил: Да. Хочу. Но не знаю с чего начать.
Отец Макарий: А ты начни. Не бойся. Начни.
Гавриил: В своей проповеди вы говорили о крепости веры. У меня моя вера не так крепка.
Отец Макарий: У меня тоже.
Гавриил: Как же так? У священника - и не крепка?
Отец Макарий: И не такое случается.
Гавриил: У людей веры нет. У священников вера не крепка. А как же нам, мирянам, тогда быть?
Отец Макарий: Ты Священное Писание читаешь? Евангелие?
Гавриил: Да.
Отец Макарий: Про апостола Петра читал?
Гавриил: Да.
Отец Макарий: А про апостола Павла?
Гавриил: Да.
Отец Макарий: У Петра вера была с самого начала. Но иногда он предавал Христа. И иногда он сомневался. Павел же уверовал потом. Но никогда не сходил с выбранного пути.
Гавриил: И для чего вы это мне сказали?
Отец Макарий: Если не в твоих силах укрепить свою веру, то это по силам Христу.
Гавриил: А может его... не было?
Отец Макарий: Кого?
Гавриил: Христа.
Отец Макарий: Ты знаешь, я иногда тоже об этом думал. Но потом понимал, что не в моих сомнениях Истина.
Гавриил: А в чём?
Отец Макарий: Ты никогда не сможешь не сомневаться. Но от этого Христос не перестанет быть.
Гавриил: Люди тоже знали об этом. Но почему теперь они не верят?
Отец Макарий: Они сильно отдалились от Христа. И насколько отдалились, что перестали даже сомневаться в нём. Он просто перестал для них существовать.
Гавриил: А дьявол...
Отец Макарий: Дьявол знал гораздо больше. Намного больше.
Гавриил: Но дьявол видел Бога! И знает по собственному опыту, что он существует!
Отец Макарий: Знает. Но не верит. Иначе бы он не стал дьяволом. И Христа многие видели собственными глазами. Но далеко не все поверили в него... Знаешь, когда-то жил один человек, он был писателем, он сказал мудрую фразу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь"...
Гавриил: Во имя чего распялся на кресте Христос?
Отец Макарий: На кресте Христос искупил грехи рода человеческого.
Гавриил: А как же мы, роботы? Пролил ли свою кровь Христос за нас?
Отец Макарий: В Священном Писании ничего не сказано про это.
Гавриил: Если не сказано, то почему я должен верить?
Отец Макарий: Бог существует. Поэтому надо и верить в него.
Гавриил: Что мне даст такая вера?
Отец Макарий: А почему надо что-то получать от веры? Наверное, правильнее будет отдавать всего самого себя вере в Бога.
Гавриил: Но ради чего? Во имя чего?
Отец Макарий: Ради Бога. Во имя Бога, - и после этих слов Гавриил помолчал немного, а потом без слов вышел из комнаты, и, когда Гавриил удалился, отец Макарий долго лежал и размышлял, думал о состоявшемся разговоре, думал о том, честен ли был он сам, когда убеждал Гавриила, ведь часто вера держится только на словах, а на деле, когда приходит время искушений и испытаний, вера пропадает, и отец Макарий спрашивал поэтому у самого себя, насколько у него самого его вера крепка, выдержит ли его вера, когда настанет время проверить её на деле, не потерпит ли она крах, останется ли она такой же, какой она теперь, сейчас, но только на словах, и так отец Макарий лежал в заправочном саркофаге, и такие у него были думы, такие переживания, и так приближался вечер, а потом отец Макарий отключился от аккумуляторного сегмента саркофага и спустился вниз в вестибюль, где встретил Георгия, который взял у него благословения и стал что-то рассказывать, но отец Макарий особо к его словам не прислушивался, он так же был погружен в свои мысли и переживал какое-то особенное чувство, печальное, словно всё скоро закончится, скоро ничего не будет, а Георгий всё говорил и говорил, и слова его были о том, что дела совсем плохи, заправочная совсем не приносит дохода, а иногда только убытки, и иногда приходится бесплатно заправлять некоторых бедолаг-роботов, ведь жалко их, а иногда приходится им отказывать, и это горше всего, эти бедолаги настолько были в увечном состоянии и не могли работать на свалках, чтобы заработать баллы, и поэтому как их не пожалеть-то, ведь без заряда им будет конец, вот об этом говорил Георгий, а потом он стал говорить о жуткой несправедливости, и эта жуткая несправедливость была в том, как люди относятся к роботам устаревших моделей, ведь эти роботы всё своё существование работали на людей, обслуживали их, были покорными и никогда ничему не противились, хотя люди заставляли их делать всё-всё-всё, и какова теперь благодарность, чем ответили люди, они перестали ремонтировать роботов устаревших моделей, а многих из них отправляют в такие вот резервации, копаться на свалке, перебирая отходы, доживая кое-как свой век, и, когда Георгий замолчал, отец Макарий стал ему рассказывать про некий сад, этот сад очень удивителен, его хозяином является робот модели ММУ-5 (Многофункциональный Модернизированный Усовершенствованный Пятого Поколения) этот робот великий знаток ботаники и прирождённый садовод, и подобных ему не сыскать, и он очень умный и трудолюбивый, каждый день этот робот обходит все участки удивительного сада и заботливо ухаживает за всеми растениями, поливает их, окучивает, постригает, прививает и подрезает, особо он ухаживает за одним растением, ему робот уделяет внимание больше, чем другим, ведь это новое растение, экспериментальное, результат сверхновейших генетических открытий в области научной ботаники, ещё неизвестно во что вырастет это растение, но роботу оно всё равно очень и очень дорого, поэтому он рьяно и тщательно следит за его ростом и развитием, а назвал робот это растение ГОМО САПИЕНС, а потом отец Макарий вышел на воздух и стал смотреть на небо
небеса
небеса
небеса…
и
посередине
только
я
чудеса…
наверное
это
счастье
когда
на
свете
есть
небеса…
были
мгновения
в
моей
жизни
когда
мне
открывалось
небо
случалось
это
всегда
неожиданно
для
этого
не
приходилось
поднимать
голову
вверх
и
смотреть
на
небо
нет
я
имею
ввиду
совсем
другое
как
бы
это
объяснить…
это
было
что-то
вроде…
как
всплеск
ясного
сознания
пробуждения
открытия
в
такие
моменты
можно
было
понять
и
узнать
ВСЁ...
часто
вопросы
сам
себе
задаю
кто
я
такой
и
почему
встал
на
этот
путь
и
зачем
мне
всё
это
зачем 
мне
этот
путь
зачем
я
нужен
этой
жизни
и
нужен ли
вообще
то
мне
хочется
ответить
так:
чтобы
взобраться
на
высокую
скалу
и
сигануть
с
её
вершины
вниз
головой
и
в
этом
полёте
забыть
нашу
жизнь
неведомые
дали…
невыносимые…
несёт
меня
туда…
несёт…
ничего
с собой
поделать
не
могу…
да
странный
полёт
всё
это
так
и так смотрел отец Макарий на небо, пока окончательно не наступил вечер, пришёл Гавриил и они все вместе спустились в храм и стали готовиться к службе, и народ стал тоже собираться, Георгий встал на клирос, включил планшет, отец Макарий надел наперсный крест и епитрахиль, потом вышел на амвон, стоя лицом к престолу, и провозгласил:
 - Благословен Бог Наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков!
 - Аминь, - сказал Георгий и начал читать девятый час, а отец Макарий перекрестился три раза и зашёл в алтарь, думая о том, почему у него такое настроение, чтобы это значило, и, наверное, если бы я был человеком, думал отец Макарий, может быть, я понял бы, или догадался бы, или почувствовал бы, ведь не просто же это всё, должно же это что-то значить, и...
...и тут начался шум, отец Макарий понял, что позади его спины происходит что-то ужасное, он повернулся и увидел, что начался ад: невесть откуда появившиеся киборги расстреливали прихожан лазерными парализаторами (Отличаются от обыкновенных парализаторов тем, что выводят из строя не только программное обеспечение, но также и аппаратное) прихожане падали на колени, пытались укрыться, воздевали свои руки вверх, но их безжалостно уничтожали смертоносными лучами, один из которых поразил отца Макария, после чего он упал перед престолом, перед котором столько лет служил, упал он и понял, что настал его последний час, и понял он, почему такое настроение у него было, почему он что-то предчувствовал, и понял, что предчувствовал он свой смертный миг, он постарался молиться Богу, но мысли метались и угасали в голове, рана была очень серьёзная, трудно было собраться и держать себя в рассудке, он постарался думать, что прожил он жизнь не зря, и в ней был смысл, и он старался делиться этим смыслом с ближними (Ад продолжался. Киборги добивали роботов устаревших моделей) и если он делал что-то не так, то пусть Господь окажет милость и простит его, и в это время к отцу Макарию подполз Гавриил, и он начал шептать ему в слуховое отверстие:
 - Это я их привёл. Я. Я.
 Отец Макарий посмотрел на Гавриила, но ничего не сказал, а тот продолжал шептать:
 - Но я их привёл не потому, что утратил веру. Нет, не поэтому. Просто мне пообещали меня модернизировать... Простите меня, отче, я хочу жить. Я не хочу здесь гнить!
  Отец Макарий смотрел на него и молчал, жизнь покидала его, он хотел ответить, но не мог.
 - Какая интересная встреча! - раздался знакомый голос, голос человека (Винсент Дрейк, командир пропускного поста Резервации 098, третий помощник куратора) Гавриил тотчас встал и замер, но сейчас он не был интересен человеку, человек присел на корточки около отца Макария и сказал ему:
 - А ты знаешь, я тогда сразу на посту почувствовал, что что-то с тобой не так... У меня нюх на таких, как ты...
  Человек встал и направил на Гавриила парализатор.
 - А ты - умри! - проговорил человек.
  Гавриил выставил перед собой руки, отклонил голову и закричал:
 - Но вы же обещали..!
  Человек перебил его, усмехнувшись:
 - Я предателям ничего не обещаю. Сегодня ты предал своих, завтра предашь нас. Лучше бы ты и дальше верил в своего Бога. Это было бы по-честному, - и человек выпустил в него лучевой заряд, после чего Гавриила отбросило назад и он, упав, деактивировался, затем человек наставил парализатор на отца Макария и сказал ему:
 - А тебе, священник, надобно знать, что единственный Бог для тебя - это я, человек, твой творец!




   2022-2023 г.г.