Онегин и Татьяна

Вадим Слуцкий
Героев пушкинского романа: Евгения Онегина и Татьяну Ларину - обычно противопоставляют друг другу. Онегин - как известно, "эгоист" (это ещё Писарев определил, и с тех пор все это повторяют, как попугаи), а Таня - "милый идеал" автора, - ну, то есть - идеальная девушка.
Начало этому недоразумению, этому совершенно неверному пониманию собственных героев положил сам Пушкин. И это далеко не единственный случай, когда сам автор не понимает им же созданные образы.
Очевидно, воображать и понимать - это разные умения. Воображать Пушкин умел прекрасно. Понимать - не всегда.
Вообще отношение А.С. к мужчинам и к женщинам - две большие разницы. Известно, что Пушкин сам характеризовал своё отношение к женщинам, составив свой "дон-жуанский список" из более чем 100 имён. А.П.Керн, хорошо его знавшая и понимавшая, также считала, что Пушкина в женщинах привлекали отнюдь не их человеческие достоинства. Она писала: "Живо воспринимая добро, Пушкин, однако, как мне кажется, не увлекался им в женщинах; его гораздо более очаровывало в них остроумие, блеск и внешняя красота. Кокетливое желание ему понравиться не раз привлекало внимание поэта гораздо более, чем истинное и глубокое чувство, им внушенное".
А Татьяна - женщина.
Пушкин, в сущности, объявил её "идеалом" по одной-единственной причине: потому что Татьяна не захотела обманывать мужа, не изменила ему с Онегиным.
Этот добродетельнейший поступок настолько затмил в глазах поэта всё остальное, что об этом остальном он даже не задумался.
Но почему бы не задуматься нам?
Итак.
В деревню, где живёт Таня, приезжает столичный шалопай Онегин, о котором Таня знает только то, что он приятель жениха её сестры, и более ничего не знает. Тане Онегин так понравился, что она написала ему великолепнейшее послание - признание в любви.
Тут уже можно начинать задумываться.
Да, Тане 17 лет. Но вообще-то для девушки это уже не детский возраст. В те времена и замуж отдавали в этом возрасте, и даже раньше.
Таня дворянка, она не может не знать этических норм, принятых в то время. Она не сирота: у неё есть мать.
Да, Татьяна немного странная: замкнутая, очень мечтательная, начитавшаяся французских романов. Но, между прочим, и в этих романах в любви признаются мужчины, а не женщины.
Вообще в отношениях мужчины и женщины такое поведение противоестественно. Любая женщина, любая девушка понимает это. И Таня тоже понимала.
Мужчинам не свойственно уважать девушек, которые им сами навязываются. Любить - тем более. Такова особенность мужской психологии.
Нам, конечно, не до конца понятна мера Таниной наивности, но вряд ли она и об этом не догадывалась.
А если всё-таки догадывалась, если принятые нормы она знала - а она, несомненно, их знала, - если понимала, что рискует вызвать неуважение к себе своим поведением, - то почему она так поступила?
Принято считать, что Таня такая тонкая, чувствительная натура, такая исключительная, что она ужасно страдала в деревне от одиночества, непонимания окружающих и пр., и т.п. - а Онегин показался ей родственной душой, и она поскорее за эту душу ухватилась.
Увы, но такое объяснение ничего не объясняет. Оно не объясняет, почему Таня не попыталась вести себя так, как это свойственно девушке - то есть понравиться Онегину, вызвать интерес к себе - а, не чувствуя с его стороны никакого к себе интереса, написала это сверхоткровенное, по тогдашним понятиям, письмо. Стремиться сблизиться с Онегиным, раз он ей понравился, - да, но почему таким странным способом?
В поведении Татьяны я не вижу ни тонкости, ни приписываемой этой героине особой чувствительности - а только нетерпение, эгоизм и избалованность.
Почему-то она уверена, что ей совершенно чужой, едва знакомый молодой человек должен дать то счастье, о котором она мечтает, просто по её желанию. Но почему она думает, что может составить его счастье? Онегина она совсем не знает. Ей непонятен его внутренний мир, ей невдомёк, что он за человек.
Таня прыгнула с обрыва, надеясь, что полетит, но не полетела, а разбилась. А как могло быть иначе?
Онегин же как раз её понял, но понял рассудочно. Особого сочувствия такой странный образ действий у него не вызвал.
Поведение Онегина выглядит, хотя и действительно эгоистичным, холодным, но вполне естественным. Он привык ухаживать за девушками, иметь успех. И ему неинтересна такая "добыча", которая сама бежит к нему в сети. Его совсем не увлекло такое положение.
Онегину Таня могла понравиться. Но только если бы она к этому действительно стремилась, то есть вела себя так, как ведут себя испокон веков все девушки и женщины, когда хотят понравиться мужчине. Но Таня этого не сделала.
Её совсем не интересует САМ ОНЕГИН. Она и не задумывается о нём: какой он, как чувствует, что ему нужно. В Онегине она видит ТОЛЬКО СРЕДСТВО для спасения от одиночества (кстати, скорее мнимого, выдуманного: Таня вообще большая выдумщица - она живёт в каком-то придуманном ею самой мире), то есть ОТНОСИТСЯ К НЕМУ ЭГОИСТИЧЕСКИ.
Напомню, что "эгоизм" - это и есть отношение к людям как к средству, а не как к цели. Это игнорирование их собственных потребностей, их чувств.
Так и ведёт себя Татьяна.
Потом она "с горя" соглашается - так и быть - выйти замуж за генерала. И становится блестящей светской дамой.
Как мы помним, Онегин встречает её в свете, влюбляется. Пишет ей письма, не менее блистательные, чем то, что она ему написала. И она ему даёт от ворот поворот.
Попробуем задуматься.
А что: то, что Таня вышла замуж за нелюбимого человека, но знатного и богатого, - это действительно только потому, что "меня с слезами заклинаний молила мать, для бедной Тани все были жребии равны"? Да? В самом деле?
Знатность, богатство, возможность блистать в столичных салонах - совсем не привлекали деревенскую скромницу?
А тогда зачем она выезжает в свет? А она там постоянная звезда. Муж, что ли, заставляет? Не может быть! Муж её искренне любит, потому и сделал предложение. Он в ней души не чает. Он ни в коем случае не стал бы заставлять её выезжать, да и не мог: попробуй такую заставь. Она, конечно, это делает потому, ЧТО ЕЙ ЭТО НРАВИТСЯ.
А Онегину она заявляет: "А мне, Онегин, пышность эта, весь этот блеск и мишура, мои успехи в вихре света, мой модный дом и вечера - что в них?.." Что в них? Очень многое в них! Тане очень-очень нравятся эти "блеск и мишура". Она стала высококвалифицированной светской львицей. Её никто не заставлял: она сама была высоко мотивирована.
То есть - она просто лицемерит, хотя сама и не осознаёт этого.
Чувства Онегина к ней она намеренно опошляет: "Как с вашим сердцем и умом быть ЧУВСТВА МЕЛКОГО РАБОМ..." Это неправда. Онегин совершенно одинок. Увидев вновь Татьяну, он спохватился: понял, что именно она-то ему и нужна. Он её искренне любит.
Этого невозможно не видеть. Но Татьяна предпочитает не видеть.
Она так же игнорирует его чувства, как он тогда, в саду, игнорировал её чувства.
И всё, что она говорит, - или ложь, или просто стремление его побольней задеть, отомстить ему за его отказ.
А "добродетель" - тоже лицемерная. "Я другому отдана и буду век ему верна" - это очень красиво, но, как мы видели раньше, Татьяна совершенно не считается с условностями. Почему-то, живя с родителями, она готова была броситься в объятия молодого человека, который ей не делал предложения, что по тем временам считалось позором, - так почему родителей, которых она так любила, можно покрыть позором, а нелюбимого мужа - нельзя?
Нет, здесь дело не в честности, не в уважении к мужу, к его орденам и ранам. Это - только чтобы побольнее уязвить Онегина.
Ах, ты мне отказал, ты меня не оценил, - так вот же тебе теперь! Получи!
Помучайся теперь ты.
Татьяна даже более эгоистична, чем Онегин. И гораздо менее гуманна.
Онегин и правда эгоист. Но он сам страдает от своего эгоизма, он "эгоист поневоле". Он правда не самый лучший человек, но вызывает и сочувствие.
Татьяна у меня не вызывает сочувствия. Она не только эгоистичная, но и жестокая. Онегин её намеренно не мучил, а она мучает намеренно. И получает от этого удовольствие.
Свои "бедствия" "бедная Таня" (так она сама себя назвала) вообще-то выдумала. Она выросла в любви, она дворянка, вышла замуж за знатного и богатого человека. Она блистает в свете.
Какие такие "бедствия"?
А вот Онегин, запутавшийся в жизни, и правда бедный человек. Его жалко.
Нет, Татьяна совсем не "милый идеал", а крайне избалованная и эгоистичная девушка, кроме своих желаний ничего в жизни не видящая, ни с чем и ни с кем не считающаяся.
Пушкин не понял того, что написал.
Да и не мог понять. Потому просто, что Татьяна женщина, а женщин он не судил той же нравственной меркой, что и мужчин.
И совершенно напрасно.
Эти пушкинские герои - два сапога пара.
Онегин и Татьяна, как минимум, достойны друг друга. А как максимум - Таня даже хуже Онегина. Увы.