Взлетая, падала ракета

Анатолий Корешков
Появление у Советского Союза межконтинентальной баллистической ракеты в корне меняло расклад сил в мире между двумя противоборствующими державами. Но пока лишь только в психологическом плане: ракета Р–7 в силу громоздкости, уникальности стартового сооружения и низкой боеготовности, не могла надёжно обеспечить обороноспособность страны. Для этой цели в ОКБ–1 Королёва была создана новая ракета 8К75 /Р–9/, отвечающая современным требованиям боевого применения. Двигатели к ней разработала фирма В.П.Глушко, систему радиоуправления – фирма М.С.Рязанского. Стартовый стол для её установки разместили неподалёку от бункера, из которого осуществлялись пуски «семёрки». В этот же бункер укрывался боевой расчёт при старте новой ракеты.   

Лётно-конструкторские испытания /ЛКИ/ ракеты Р-9 начались крайне неудачно. Поднявшись над столом на высоту в несколько десятков метров, она неожиданно взорвалась и рухнула вниз, при этом выведя из строя и само стартовое сооружение. Такая же участь в ближайшие месяцы постигла вторую и все последующие ракеты. Чтобы выявить причину неудач, конструкторы выдвигали по этому поводу разные гипотезы и, произведя каждый раз капитальный ремонт стартового стола, поверяли их в деле.  Однако все их усилия были тщетны – картина при пуске ракеты не менялась: раз за разом она продолжала взрываться, едва лишь поднявшись над землей. В итоге на указанные эксперименты ушло около года, и при этом израсходовано до десятка ракет.

В конце концов, один и тот же характер происходящей на старте аварии навел испытателя двигательной установки капитана Вячеслава Галяева на мысль, что её причина, скорее всего, кроется в конструкторской ошибке, допущенной при проектировании двигателя ракеты. В частности – в превышении длины юбки его сопла так называемого "критического значения", что уже само по себе чревато взрывом.  Из академического курса нам было известно, что от этого параметра напрямую зависит величина тяги двигателя, и конструкторы,– предположил он,– в погоне за максимальной тягой вполне могли, что называется, переусердствовать, увеличив длину юбки за допустимую черту.

Талантливый испытатель решил проверить свою гипотезу математическим путём, и расчёты подтвердили её правомерность. Командованием было тотчас доложено об этом Сергею Павловичу Королеву.  Тот отнёсся к проведённым капитаном Галяевым исследованиям с должным вниманием и назначил их экспертизу.  В результате её проведения оказалось, что при проектировании двигателя первой ступени ракеты Р–9 действительно допущена ошибка, которая и была причиной неудач. На основе математических расчётов, произведенных испытателем, в конструкцию двигателя были внесены соответствующие изменения, после чего долгожданная ракета успешно прошла ЛКИ и вскоре была поставлена на боевое дежурство.

       Королев высоко оценил вклад Вячеслава Ивановича Галяева в доведении ракеты Р-9, что называется, до ума и пригласил его на работу на своё предприятие ОКБ-1 в качестве помощника Главного конструктора. А он, как известно, умел подбирать кадры. С той поры Сергей Павлович прилетал на полигон НИИП-5 неизменно в сопровождении своего нового помощника, одетого по-прежнему в военную форму.