Посвящение проходчикам-строителям тоннелей на БАМе

Валентина Перевозникова
      
    Повезло мне в жизни: в двадцать пять лет я, жительница Бурятии, проехала с мужем на поезде пять суток почти через всю Россию, оказалась впервые в столице нашей Родины Москве. Конечно, Москва поразила нас.  Как и все, вначале  мы побывали   на  Красной площади,  Кремле, на ВДНХ.  Но  больше всего меня поразило Метро!
       Какая  же длинная, разветвленная  железная дорога работает под землей! Миллионы людей ежедневно спускаются под землю и едут на скоростных электричках в разных направлениях! Да,хорошо продумана организация перевозок москвичей под землей! Очень красиво оформлены подземные станции, особенно Кольцевая линия! Даже не верится,что наверху живет огромный город: стоят большие  высотные дома, по улицам ходит всевозможный транспорт, перевозя по районам города миллионы людей; работает много заводов и фабрик, течет много рек! И как под такой тяжестью работает подземка!Господи,до чего же умен человек! Сотворил такое чудо!
    И вот через семь лет мне опять очень повезло! Мы с мужем работаем на строительстве Байкало-Амурской магистрали,  в Управлении Строительства «Бамтоннельстрой», которое  работает  под началом  «Главтоннельметростроя». «Главтоннельметрострой»  строит метро не только в Москве, но и в городах - миллионерах   СССР!  Теперь эти строители возводят тоннели на Байкало-Амурской магистрали.  Значит, я когда-нибудь увижу людей, творящих чудо!
    Я не  хочу никого обидеть. Построенная Байкало-Амурская магистраль, это великое творение, созданное в СССР  народами союзных республик. Сколько же труда вложили в нее хорошие  люди разных специальностей. Слава строителям БАМа! Но для меня, строители тоннелей, это особые люди! Простите меня, Бамовцы не тоннельщики!
     Все-таки, все, что строится на земле, это (на мой взгляд)  хоть и сложно, но более-менее понятно, все на виду.
     Прокладывают по тайге строители железнодорожное полотно (очень сложное сооружение) через болота, реки, распадки, вечную мерзлоту и упираются в огромную  гранитную гору, почти упирающуюся в облака. Тупик. 
Как преодолеть эту огромную гору? Знающие  специалисты решают: нужно строить тоннель. 
     Таких преград  на будущей магистрали   Бурятского участка БАМа оказалось  немало. Специалисты по строительству тоннелей решили, что через Даванский  хребет, разделяющем  Иркутскую область и Бурятию нужно строить  тоннель длиной около семи километров. Для пропуска поездов через отроги Байкальского хребта надо построить  комплекс из четырех тоннелей, общей длиной более пяти километров. Через Северомуйский  хребет нужно сооружать тоннель  длиной более пятнадцати  километров!
        Тоннель через Даван назвали Байкальским. На строительстве этого тоннеля  будут работать три отряда. С Западной стороны Тоннельный отряд №19,  с восточной стороны - Тоннельный отряд №12. Тоннельный  отряд №21 пробьет шахтный ствол с вершины хребта и будет идти навстречу отрядам.
      Тоннель через Северомуйский хребет так и назвали –Северомуйский. Его  будут  строить четыре тоннельных отряда: с западной стороны определено  вести  проходку ТО-№18 и ТО-№27, с восточной стороны ТО-№11. А ТО-№22  пробьет шахтный ствол с вершины  горы и пойдет под землей навстречу  одному из отрядов.
        Проектировщиками  определено  в горах  места - порталы, откуда нужно начинать строительство тоннелей с двух сторон горы. Проектировщики, маркшейдеры рассчитали  все параметры будущего тоннеля, оформили соответствующие  документы, чтобы  проходчики по этим документам прорубили в горе две огромных трубы. Одна труба - будущий тоннель для пропуска поездов, вторая - транспортно-дренажная штольня. Это вспомогательное сооружение для работы самого тоннеля. Тщательно рассчитано строительство шурфа для отряда, который будет пробиваться к основному тоннелю с вершины горы.
       Меня удивляло, поражало мастерство маркшейдеров.Они  должны были рассчитать всю проходку так, чтобы все  отряды встретились под землей на одной линии. Помню: маркшейдеры расстраивались, когда одна из стыковок -встреча двух труб  не сошлась на 5 сантиметров.Оказывается,при диаметре тоннеля в 9,5 не стыковка в 5 сантиметров считается браком!
    В тоннелестроении  все кадры, работающие под землей, квалифицируются, как  основные специалисты. Это совершенно верно.
     Ежедневно люди идут на опасную, героическую  работу в замкнутом пространстве.  Здесь с верха сочится вода, под ногами ручьи, температура не комфортная. Над штольней со всех сторон на много километров камень-гранит, вечная мерзлота, миллионы тонн  воды и льда.  Какая тяжесть давит на тоннель, представить  не возможно. К тому же  тоннели  строятся в сейсмически опасной зоне.
      Организация  работы в тоннеле должна быть на высшем уровне. Каждый этап проходческих работ планируется и  проводится по строгим правилам подземных работ.  Каждый человек, идущий на работу в тоннель, обязан быть высококлассным специалистом.
     Геологи обязаны точно определить  свойства породы, которую  предстоит проходчикам  дробить в горе. Взрывникам нужно эффективно и безопасно произвести взрывные работы. При строительстве штольни используется очень сложная техника, устройство которой надо знать в совершенстве. Механики обязаны поддерживать технику в рабочем состоянии, грамотно эксплуатировать ее Электрики следят за беспрерывной подачей энергии в штольни. Раздробленную породу звено водителей специальной техники вывозит на поверхность.
   Бригадир проходчиков с инженерно-техническими работниками  организуют   работу  смены под землей  так, чтобы каждый специалист  работал продуктивно и строго соблюдал все требования по технике безопасности производства. Здесь маленькая небрежность, малейшая оплошность, неаккуратность могут привести к большой беде. Любой тоннельщик всегда помнит, что он в ответе и за себя,  и за товарища. Строителям нужно выполнить план намеченных работ и выйти живыми на-гора! Будь моя воля, я бы каждому, кто работал в забое, учредила награду за мужество, смелость, взаимовыручку! 
    Проходчики смелый трудолюбивый народ в забое. Но это веселые, добрые люди  на земле. Каждый из них хороший отец или мать (женщины под землей тоже работали). Они умели красиво отдыхать, веселиться.  Тоннельщики любили спорт, устраивали разные спортивные  мероприятия. Это я знаю не понаслышке. С женами многих из них я работала, была у них в гостях.
   Сейчас  я бы не постеснялась  попросить  автограф у проходчика! Как знать, может быть,  это еще  у меня  сбудется!
     К сожалению, с природой не всегда можно «договориться», невозможно предвидеть все ее сюрпризы. Геология сильная наука, но и она не может предвидеть поведение  горного хребта в  сложных гидрогеологических условиях. Были несчастные случаи при строительстве тоннелей, в том числе и со смертельным исходом. То из стены или потолка штольни вывалится огромный кусок породы, то хлынет холодная вода. Но самое страшное было на Северомуйском тоннеле,  когда из разбуженной горы с неимоверной силой вывалился огромный массив насыщенный водой, неся глину, валуны и сметая все на своем пути!
       Да, тоннельщики народ героический, трудолюбивый, талантливый в своем деле! Несмотря на все препятствия и сложности, в результате настойчивого труда проходка тоннеля завершена.
    Теперь тоннельщики приступают к следующей не менее сложной и опасной работе, обделке тоннеля.  Это значит, что они обязаны создать строительную конструкцию для закрепления горной выработки в соответствии с проектным заданием. И эта работа  будет выполнена с отличным качеством.  Так же качественно строители проложат   в тоннеле  путь и установят   технику, необходимую  для движения поездов. Тоннель будет надежно работать долгие годы, безопасно пропускать поезда!
       И вот  Тоннельные отряды №12, №19,№21 по плану  сотворили первое чудо, построили и сдали в эксплуатацию Байкальский тоннель!
       Отсюда Тоннельный отряд №12 перебазируется  в Читинскую область на строительство Кодарского тоннеля на БАМе.   Тоннельные отряды №19 и №21 переедут на строительство Северомуйского  тоннеля.
     Комплекс тоннелей, названных мысовыми, вдоль берега Байкала строил Тоннельный отряд №16.  Мысовые  тоннели сразу строились  для встречного движения поездов, то есть  с двумя путями. Проходчики этого отряда так же с ежедневным  героизмом шли под землю, ответственно  выполняли свою работу. Коллектив ТО-№16 тоже по плану построил чудо, открыл дорогу поездам сквозь горы на Байкале!  После успешной сдачи в эксплуатацию готовых тоннелей  ТО-№16 перебазировался  под Москву для строительства  другого тоннеля.
   Байкальский тоннель и мысовые тоннели были возведены в советское, стабильное время, когда работа почти всегда шла  по установленному графику.
      Долго, сложно строился Северомуйский тоннель. Кроме того, что  тоннельщики  строили самый сложный по горно-геологическим  условиям и длинный тоннель, они пережили перестройку-разруху огромной страны, для которой и строился тоннель!  Тогда строители месяцами выживали без заработной платы. Иногда получали ее  натурой: сахаром, американскими  военными пайками, мукой, обувью, мылом и другими материалами.
    Тоннельщики - сильный народ, выстояли, выдержали и достроили чудо -самый необычный тоннель в стране, возможно и в мире!
     Честь и слава строителям  всех тоннелей на Байкало-Амурской магистрали!
      И у меня  все-таки  случилось чудо, связанное с проходчиками! Мне посчастливилось оказаться  почетным пассажиром и проехать с другими счастливчиками в первом пробном поезде по Северомуйскому  тоннелю 21 декабря 2001 года!
    Я по специальности не инженер, я экономист.
Подземную работу проходчиков  я представляю по их рассказам, по просмотрам  фильмов  о работе проходчиков, по всевозможным  мероприятиям ( техническим, творческим), посвященным  их работе.
  Для меня тоннельщики - проходчики особый героический народ, и   неважно, по какой специализации, должности они работали!
      Конечно же, я допустила неточности, неправильные термины,  формулировки при изложении своего мнения. Простите меня, специалисты!
     Будьте здоровы пенсионеры, строители тоннелей. Будьте здоровы все пенсионеры Бамтоннельстроя! Будьте здоровы все строители Байкало-Амурской  магистрали!  Пусть с радостью живет Ваше потомство!
            Перевозникова Валентина. 22.01.2022г.