Два Василия

Нилов Михаил Борисович
Смеркалось,князь Василий Ярославович со своей дружиной. по боровской дороге возвращался в свою княжескую резиденцию.Топкая грязь на переправе  затвердела, Нара  уже с неделю как освободилась ото льда, днём было по весеннему солнечно и тепло, а вечером набежали тучи, резко похолодало и подморозило.У устья Серпейки всадники форсировали водную преграду, с хрустом ломая у самого берега тонкую наледь, выбрались на берег где их встречал посадник Тихон со свитой боярской у ворот дубовой крепости, построенной ещё дедом Василия, князем Владимиром Храбрым.
- Добро пожаловать в свою отчину,
достопочтенный князь наш, Василий Ярославович, со славною своею дружиною!
Милостиво просим вас проследовать в княжьи палаты, где готовы для вас вкусные угощения и явства!
Со всех сторон начали сбегаться  горожане.
Князь окинул взором всех встречавших его, низко поклонился и молвил:
- Безмерно рад я встрече с вами мои дорогие бояре, спасибо за явства и угощения, до них время ещё дойдёт,  обстоятельства складываются так, что мне надо срочно отбыть в Высоцкий монастырь и решить кой-какие неотложные дела.
Немешкая князь взял с собой несколько ратников и они свернули на дорогу ведущую направо, в сторону Высоцкого монастыря, там же находилась и его княжеская резиденция.Настоятелем монастыря был игумен Иосиф, вот с ним - то и хотел поговорить князь сегодня.
Монастырь основанный,  его дедом,  Владимиром Храбрым, по благословению преподобного  Сергия Радонежского, являлся неугасающей святыней для князя Василия,
откуда он постоянно черпал силы, в тяжёлые переломные моменты жизни.Он хранил в себе тайны незабываемой истории жития трёх святых Афанасия старшего, Афанасия младшего и Никиты, постоянно подвергался набегам неприятелей, разорялся и снова восстанавливался. Князь любил прогуливаться по территории монастыря, мимо Зачатьевского собора, в подклете которого, в братской могиле лежат герои Куликовской битвы, здесь любили бывать его отец и дед, и много неясного в витиеватых хитросплетениях действительности он пытался понять именно здесь.
Издалека узнав князя и его ратников, насельники раскрыли тяжёлые дубовые ворота. Воины въехали на территорию монастыря, спешились и увидели силуэт монаха, приближающегося к ним со стороны Зачатьевского храма. Это был сам Иосиф, он поприветствовал их, и князь пригласил его для беседы в свою резиденцию.
Пока ратники отдыхали, князь вёл серьёзный разговор с Иосифом:
- Скажи мне, преподобный Иосиф, зачем великий князь Василий Васильевич вызывает меня к себе в Кремль? Митрополит Иона к тебе большой интерес проявляет в последнее время, не случайно ли это? Ведаешь ты, наверное ныне о государевых делах поболе, чем я? Сдаётся мне что готовит дорогой мой зять какую-то оказию,имеет ко мне явную неприязнь, смеется и издевается надо мной, одаривает уделами, потом отбирает, вот отобрал у меня Дмитров, который был ещё во владении деда моего, потом Звенигород и Бежецкий Верх, так дело и до Боровска с Серпуховым дойдёт, и останусь я ни с чем, буду совсем без удела. И за все это он ждёт чтобы я воздавал ему благодарность,привозил дары? Мало ли я ему служил,не щадя живота своего, не единожды я проливал кровь в крупных сражениях, и с татарами, и с литовцами, и в борьбе с Дмитрием Шемякой. Помог ему восстановиться на великокняжеском престоле.., пособил, зело...
 Тут князь замолчал и задумался, опустив низко голову.
- Не гневайся,Василий Ярославович, пути господа неисповедимы, всем нам господь даёт испытания, чтобы мы с честью их прошли.Хранящий заповедь хранит душу свою,а не радящий о путях своих погибнет.Не ведаю я о планах великого князя,об этом только одному Богу известно.Прими, князь, повеление государя со смирением и покорностью, вот мой тебе совет.
   На следующее день,князь занялся хозяйственными делами,вёл беседы с серпуховскими боярами,которые пытались его утешить, но всё равно не спокойно было у него на душе,не ожидал он от Василия Тёмного ничего хорошего для себя,знал насколько он был вероломен и опасен.
Потом вдруг появлялась какая-то надежда,что надо бы постараться проявить икусство дипломатии, может быть,все как-нибудь обойдётся, ведь не чужие,родственники же всё таки друг другу, но спешить все-таки в этом деле не стоит. Великий князь посылал ему гонцов с грамотами, а он все избегал встречи, ссылаясь на неотложные дела, ездил в Боровск, был на Трёхгорке в Москве, в обветшавшей за последнее время своей резиденции, построенной ещё его дедом...
  Лето 1456 года было уже в самом разгаре,когда Василий Ярославович Серпуховско - Боровский князь предстал перед очами великого князя Василия Васильевича Тёмного в великокняжеском дворце Московского Кремля.Разговор был продолжительный и серьёзный, государь долго готовился к нему вместе со своими помощниками:
-Что ж, князь, прошёл слух что ты хочешь отложиться от меня, великого князя Московского? Ещё деды наши клялись в верной службе, этой земле, здесь собирались вместе князья русские после татарского поругания и разорения, и никому не дам я эту землю ослабить.
Не хочешь мне служить, как старшему брату, твоя воля - скатертью тебе дорога, не держу, хочешь, возвращайся опять в Литву, а здесь не Литва, здесь будет, по-моему, так-то, Василий Ярославович, моё слово - закон...
Василий Ярославович даже и возражать не стал, обиграл его великий князь Московский, молча слушал он его пламенные речи, да и скоро совсем сник,опустив голову, долго и задумчиво смотрел то в пол, то в сторону...

Разрядными дьяками и канцелярскими секретарями подготовлено дело о "некой крамоле" и князь Василий Ярославович Серпуховско - Боровский, значимый союзник великого князя московского был осуждён и сослан в заточение в Углич, старший сын Иван Большой с мачехой литовской княжной, бежали в Литву.Трёх младших сыновей. Ивана Меньшова,Андрея и Василия сослали в Кострому.Василий Васильевич Тёмный ликвидировал Серпуховское княжество и почти все уделы внутри Московского княжества, в 1462 году умер от туберкулёза,не задолго до смерти приказал перевезти Василия Ярославовича "в железех"в город Вологду и казнить его трёх сыновей,убоявшись заговора серпуховских бояр,которые якобы собирались освободить своего князя от неподобающей ему участи. А Василий Ярославович прожил после этого ещё двадцать один год в заточении в Вологде и умер в 1483 году.
Такими неимоверными усилиями Василий Тёмный укрепил свою великокняжескую власть на территории Московского великого княжества,а в результате ряда военных походов в сопредельные земли власть его начала распространяться и на соседние княжества
"Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое господом."
(книга притчей Соломоновых, глава 19, стих 21)