Кардиограмма любви. Гл. 18

Валерий Ростин
                «Старая подруга»
      Пусть каждому из вас будут сказаны такие слова: «Я очень хочу: к тебе,
           тебя, с тобой и всё, что у меня есть, это ты!»
    
   Вернувшись в домой в Бованенково из Надыма, где он был по служебным делам, Егор, пока летел в самолёте Як-42, всё время думал о встрече с Ириной.
   Он не лукавил, когда говорил ей, что она изменилась в лучшую сторону. Ира, за эти два с лишним года, пока он её не видел визуально, а только по «скайпу», очень похорошела, стала более женственной и… уверенной в себе.
  И ещё, он неожиданно поймал себя на мысли о том, что заметил, как потемнели глаза Ирины, когда он назвал её «старой подругой».
«А что? Она действительно его старая подруга, потому что между ними ничего не было…»
В нескольких километрах от места, где добывают и очищают газ из Бованенковского НГКМ – нефтегазоконденсатного месторождения, располагался посёлок вахтовиков, где жил Егор.
  Очень часто нефть и вода при интенсивном перемешивании образуют эмульсию - смесь, в которой мелко раздробленные капли воды находятся в нефтяной среде во взвешенном состоянии и поэтому не отстаиваются и не сливаются друг с другом.
В продукции газовых скважин,кроме газа,может содержаться жидкая фаза в виде капелек и паров воды, а в газоконденсатных скважинах также и жидкие углеводороды.Кроме газа и жидкости, в продукции скважин содержатся механические примеси: частицы песка и глины, выносимые из пласта.
   Для сбора нефти и газа, их транспортирования, отделения друг от друга и освобождения от посторонних примесей, а также для замеров добываемой продукции на территории нефтяных промыслов строится система трубопроводов, аппаратов и сооружений.
От каждой скважины на кусте идёт вы-кидной нефтепровод: труба, диаметром от 89 до 114 миллиметров, толщина стенки 5 миллиметров, до АГЗУ.
АГЗУ - автоматизированная групповая замерная установка; здесь происходит дегазация нефти, а также измерение количества поступаемой с каждой скважины продукции.
    Далее, с АГЗУ идёт нефтепровод - коллектор на дожимную насосную станцию (ДНС), где продукция попадает в УБС (установка блочная сепарационная), здесь как раз и начинал свою работу мастером Егор, когда прибыл сюда после окончания университета.
 В этой установке выбрасывается грязь, отделяется газ, который по газопроводу идёт на газокомпрессорную станцию, остальное же по нефтепроводу поступает на установку по подготовке нефти (УПН).
Здесь на Ямале,при работах по добыче нефти и газа,всё давно и чётко было от-работано, и действовало как часовой механизм.
 Например, за доставку газовиков от вахтового посёлка до места работы отвечают водители. На Бованенково их целый штат. Водители отвечает за перевозку персонала, возят людей на промыслы, кусты скважин и забирает их оттуда. 
Потому что,дойти пешком по морозу и сильному ветру к рабочему месту невозможно: к примеру, расстояние между вахтовым поселком и газовым промыслом № 2 составляет 13,5 км.
Максимальное расстояние, которое в условиях вечной мерзлоты приходилось преодолевать некоторым водителям за рулем авто, около 350 километров. В эти дни они сопровождали груз с метанолом от газового промысла до грузовой станции.
   А чтобы «карась» не дремал, за работой водителей, как «щука», внимательно следит дорожная полиция. И хотя на насыпных дорогах нет разметки и привычного изобилия дорожных знаков, правила дорожного движения тут те же, что и на Большой земле.
   Отдалённость месторождения потребовала создания автономной инфраструктуры для всего промысла. 
 Поэтому на месторождении есть собственная электростанция, которая преобразует энергию газа в электричество. За производство электроэнергии и её доставку потребителям отвечает служба электроснабжения.
Выработка электроэнергии на Бованенково, также, как и газодобыча - процесс полностью автоматизированный.
  Все процессы отражаются на пульте управления. За ними постоянно наблюдают машинисты газотурбинных установок.
    Обеспечен вахтовый поселок и соб-ственной питьевой водой, которая под контролем специалистов поступает в систему водоснабжения Бованенковского месторождения из местного озера.
   Огромное значение в работе месторождения играет аэропорт «Бованенково». До недавнего времени это был маленький вертодром, принимающий только вертолёты.
  Диспетчера службы организации вахтовых перевозок организуют вертолетные сообщения полуострова с Большой землей ещё с тех пор, как на Бованенково только приступили к бурению первых скважин.
Тогда работать и жить приходилось в маленьком вагончике. Сегодня у диспетчеров появился собственный кабинет, а у аэропорта - накопитель для пассажиров и взлётно-посадочная полоса.
А Бованенковский аэропорт уже принимает не только вертолеты, но и большие самолеты, в том числе и транспортные.  Он расположен на в северо-западной части полуострова Ямал, в 40 км от побережья Карского моря и играет важную роль в освоении Бованенковского и Харасавэйского месторождений.
    Аэропорт был введен в эксплуатацию в 2012 году. Функции оператора аэродрома выполняет ООО Авиапредприятие «Газпром авиа».
Воздушный транспорт преимущественно используется для доставки вахтового персонала, грузов и почты на объекты газотранспортной инфраструктуры ПАО «Газпром». 
Ещё в 2012 году аэродром был внесён в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации. По действующей в России классификации аэродромов гражданской авиации аэродрому присвоен класс «Б».
В аэропорту имеется служебно-пассажирское здание пропускной способностью 150 чел/час.
Аэродром допущен к приёму следущих типов воздушных судов:
Ту-154, Як-40, Як-42 и их модификаций; Sukhoi Superjet-100 и его модификаций; В-737-700; В-737-300, В-737-800 и их модификаций; В-737; А-320; А-321 и их модификаций; Falcon-900; Bombardier CRJ-200;
Embraer-145; L-410 и его модификаций; вертолёты всех типов.
   Воздушное сообщение организовано по шести основным направлениям: Москва, Воркута, Надым, Сабетта, Медвежье и Харасавэй. Иногда вертолеты принимают из Салехарда и Лабытнанги.
  Путь от Бованенково до Большой земли занимает в среднем около 4 часов. Однако из-за неустойчивой погоды нет чёткого расписания рейсов. Бывало, что рейсы откладывали на трое суток.
  В хорошую погоду аэропорт способен принимать и отправлять до 25-ти самолётов и вертолётов. Сложность работы диспетчеров заключается в том, что все эти воздушные суда приземляются не в течение суток, а в течение 2–3 часов.
  Виной тому короткие световые дни и погода, которая чаще всего портится утром и вечером.
За это короткое время работники аэропорта должны успеть разгрузить только что прилетевший вертолёт, заправить его, загрузить и отправить обратно.
 Инфраструктура в Бованенково спланирована не только для того, чтобы добывать полезные ископаемые, но, и чтобы создавать людям комфортные условия проживания.
  В жилом вахтовом комплексе для вахтовиков работает кофейня, продуктовые магазины, столовая. Есть и кухни, где при желании можно готовить самому. Из развлечений - комнаты отдыха с телевизорами и бильярд.
   Но вахтовики чаще проводят время с коллегами за разговорами и настольными играми, которые привозят с собой.
   А вот спортзал и лечебно-профилактические кабинеты никогда не бывают пусты.
   Медицинская часть вахтового поселка, входящая в Медсанчасть «Газпром добыча Надым», оснащена всем необходимым оборудованием и укомплектована специалистами, которые в любую минуту могут оказать людям помощь.
Нет отбоя от посетителей у стоматолога.Запись на приём к отличному специалисту, «стоматологу от Бога» - Юрию Савченко заполнена до начала следующей вахты.