Мои женщины Февраль 1965 День СА и ВМФ СССР

Александр Суворый
Мои женщины. Февраль 1965. 23 февраля 1965 года.
 
Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация из домашней библиотеки автора: Песенник 1961 года моего папы, Суворова Сергея Ивановича. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. Москва. 1961 год. 264 с. Практически все песни из этого песенника я знал по мелодиям и словам, мог (и могу) петь или напеть их. Песни из этого и других песенников 60-х годов XX века звучали по радио, в телевизионных концертах, на митингах, демонстрациях и иных мероприятиях. Эти песни знали все и часто пели их во время праздников и домашних застолий. Песни и куплеты из этого песенника наш папа использовал при составлении сценария литературно-художественной композиции, посвящённой празднованию 23 февраля 1965 года в Суворовской средней школе №2 – Дня Советской Армии и Военно-Морского флота.

В 1965 году мои родители, по настоянию моего папы, продолжали выписывать мне газету «Пионерская правда», так как все советские ответственные работники и специалисты, по негласному правилу и решениям парткомов, должны были выписывать разные центральные газеты. Наш папа выписывал «Правду» и «Учительскую газету», мама – «Медицинскую газету», Юра – «Комсомольскую правду», а я – «Пионерскую правду».

Честно говоря, вероятно, только я и ещё некоторые мои одноклассники, например, Лида Игнатова и, возможно, Валя Антипова, выписывали газету для пионеров. Остальные, судя по поведению и незнанию статей, опубликованных в «пионерке», либо выписывали, но не читали её, либо не выписывали вообще. Это не удивительно, потому что родители у всех у нас имели разные заработки, интересы и нужды, поэтому руководство школы и пионерской дружины негласно принимали ситуацию с подпиской на газеты и журналы «с пониманием». Сами учителя, которые получали не очень-то большие зарплаты, тоже «со скрипом» тратили деньги на обязательную подписку газет.

Однако лично мне «Пионерская правда» нравилась, я её читал каждый раз «от корки до корки». Тем более что «пионерка» стала многокрасочной, с иллюстрациями почти, как в журналах. Я читал «Пионерскую правду», вникал в её статьи и материалы, поддерживал инициативы редакции газеты (не все), «заражался» интересными предложениями и в феврале 1965 года особо увлёкся подготовкой к 23 февраля – Дню Советской Армии и Военно-Морского флота СССР. В этот день наши девочки 5 «А» класса готовили для нас, мальчиков класса, свои подарки, гостинцы и угощения с уроков домоводства.

За 23 февраля следовало 8 марта – День международной солидарности женщин или «Женский день», поэтому мы, ребята 5 «А» класса, были тоже озабочены вопросом: «Чем и как мы будем поздравлять с 8 марта наших девочек в классе?». Дело в том, что у нас с 1-го класса девчонок было гораздо больше, чем ребят. Поздравлять всех девочек в классе дорогими подарками нам было не под силу…

Дата 23 февраля стала праздничной ещё в 1919 году, когда её связали с датой образования декретом Совнаркома от 28 января 1918 года первых частей советской Рабоче-Крестьянской Красной Армии для борьбы с немецкими войсками под Псковом и Нарвой. Эти бои были 23 февраля 1918 года и в их годовщину праздник назвали «День Красного подарка».

Декрет первого советского правительства Совета Народных Комиссаров (Совнарком) об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 15(28) января 1918 года гласил:
(Публикуется по изданию: Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957.)

Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе.

Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», на следующих основаниях:
1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создается из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс.
2) Доступ в её ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и  социализма. Для вступления в ряды Красной Армии необходимы рекомендации: войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных или профессиональных организаций или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование.
1) Воины Рабоче-Крестьянской Красной Армии состоят на полном государственном довольствии и сверх сего получают 50 руб. в месяц.
2) Нетрудоспособные члены семей солдат Красной Армии, находившиеся ранее на их иждивении, обеспечиваются всем необходимым по местным потребительным нормам, согласно постановлениям местных органов Советской власти.
Верховным руководящим органом Рабоче-Крестьянской Красной Армии является Совет Народных Комиссаров. Непосредственное руководство и управление армией сосредоточено в Комиссариате по военным делам, в созданной при нем особой Всероссийской коллегии.

Подписи:
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Верховный главнокомандующий Н. Крыленко.
Народные комиссары по военным и морским делам: Дыбенко и Подвойский.
Народные комиссары: Прошьян, Затонский и Штейнберг.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов.

Я очень гордился тем, что наш папа принёс мне книгу с постановлениями Совнаркома и помог мне переписать это постановление, которое я хотел на праздник «23 февраля» зачитать в нашем 5 «А» классе, потому что готовил целый доклад, посвящённый истории этого праздника. Я очень волновался, готовя его…

Мой папа почему-то тоже очень волновался, помогая мне писать в тетрадке мой доклад к празднику. Но сильнее нас волновалась наша мама, которая сердилась и даже запрещала моему папе рассказывать о тех днях и временах. Она прислушивалась к нашим с папой разговорам из кухни, приходила к нам, строго и подозрительно смотрела мне в глаза и говорила папе, чтобы он «не засорял мозги мальчика ненужной болтовнёй, которая принесет нам только горе и несчастья».

Я не понимал и не догадывался, почему наша мама так сердится, поэтому осторожные папины рассказы я воспринимал с жутким интересом. Вот его скудный рассказ о том, как и почему создавалась советская Рабоче-Крестьянская Красная Армия…

- Я родился, как ты знаешь, 4 октября 1918 года, - рассказывал мне папа, - поэтому всё, что я тебе расскажу, я узнавал по крохам, когда в сентябре 1954 года учился на курсах техников узкой специализации Тульского горного техникума по специальности «горная электромеханика». Там были замечательные преподаватели и специалисты, отличная специальная библиотека.
- Кроме этого, - сказал мне папа, - я всегда интересовался историей, особенно нашей начальной историей страны, потому что этому были свои причины…

(Далее автор цитирует документальные публикации из Интернета, посвящённые событиям февраля 1918 года в форме рассказа своего отца).

- Так вот, - продолжал рассказывать мой папа. – Вечером 16 февраля 1918 года в 19 часов 30 минут германское командование официально заявило оставшемуся советскому представителю на переговорах в Брест-Литовске, что в 12 часов 18 февраля заканчивается перемирие между Россией и Германией и возобновляется состояние войны.
- 18 февраля 1918 года германские и австро-венгерские войска начали наступление по всему Восточному фронту. 21 февраля 1918 года был создан Комитет революционной обороны Петрограда во главе с Яковом Свердловым.
- Вечером 22 февраля в Петроград по вызову Ленина прибыл из Могилёва начальник штаба Верховного главнокомандующего, бывший царский генерал Михаил Бонч-Бруевич, который фактически возглавил оборону Советской России от внешнего врага.
- После совещания с Лениным и другими представителями власти Бонч-Бруевич приступил к работе в Смольном, где разместился в комнате по соседству с кабинетом Ленина.

- Наши русские войска оказались не готовы к отражению наступления немцев, - сказал папа. – Наспех собранные отряды красногвардейцев оказались небоеспособными, были случаи дезертирства, непослушания. Это не удивительно, потому что война всем надоела, все хотели мира, возвращения в свои деревни и города, к своим семьям. Никто не хотел умирать, потому что все хотели жить по новому, так как всего полгода назад в октябре-ноябре 1917 года состоялась Великая Октябрьская социалистическая революция.
- Поэтому отряды красногвардейцев были слабыми, плохо маневрировали, плохо управлялись выборными командирами, были не стойкими в окопах. Комитет революционной обороны Петрограда принимал героические меры к обороне города, срочно формировал новые боевые части из революционных рабочих, но многие бывшие «красногвардейцы» бросали оружие, сдавали его в комитет и расходились, кто куда.

- 23 февраля 1918 года, - с волнением продолжал рассказывать мой папа, - было опубликовано воззвание Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности!», а также «Воззвание военного главнокомандующего» Николая Крыленко, в котором было сказано: «Все к оружию! Все на защиту революции! Поголовная мобилизация для рытья окопов и высылка окопных отрядов поручается советам рабочих и солдатских депутатов с назначением ответственных комиссаров с неограниченными полномочиями для каждого отряда. Настоящий приказ рассылается в качестве инструкции во все советы по всем городам».
- 23 февраля 1918 года в газете «Правда» была опубликована статья Владимира Ильича Ленина
«Мир или война», в которой он призывал немедленно заключить мир с Германией и «… готовить революционную армию не фразами и возгласами (как готовили её те, кто с 7-го января не сделал ничего для того даже, чтобы попытаться остановить бегущие наши войска), а организационной работой, делом, созданием серьёзной, всенародной, могучей армии».

- Тогда вся страна бурлила слухами и новостями, - рассказывал папа. – Некоторые приветствовали наступление немцев, потому что хотели свержения Советской власти, большевиков, Ленина. По слухам немцы тогда взяли Смоленск и Бологое. Говорили, что какие-то польские легионы идут на Россию, чтобы «спасать» её от большевиков.
- Кстати, тогда кричали, что немцы и поляки не идут по полям сражений, а едут по железной дороге прямо на Петроград. Немцев ждали в Петрограде минимум через две недели, после начала их наступления.
- 25 февраля 1918 года Ленин так оценивал эти дни немецкого наступления: «Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожить всё и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве. В Советской республике нет армии».

- Утром 23 февраля 1918 года, - продолжал рассказывать мой папа, - Совнаркому был предъявлен германский ультиматум. Ленин потребовал от Совнаркома немедленного заключения мира на германских условиях, пригрозив в противном случае подать в отставку.
- Ленин говорил, что сейчас самое главное – это «ценой любых потерь сохранить островок уже существующей пролетарской власти», сохранить Республику Советов. В ночь на 24 февраля 1918 года германский ультиматум был принят Совнаркомом, но это не остановило наступление немецких войск (оно продолжалось вплоть до подписания мирного договора 3 марта 1918 года).
- 26 февраля Совет народных комиссаров Российской Советской Республики принял решение о переводе всех органов власти в Москву.
- Как ты знаешь, мой мальчик, - сказал устало мой папа, - 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир на германских условиях…

- И всё же не вся Красная Гвардия была дезертирской, - торжественно сказал мой папа. – Наоборот! Тогда весь народ России был настроен революционно, и никто не хотел возврата к старым царским порядкам, к войне в интересах мирового империализма. Люди это хорошо понимали, поэтому формирование частей Красной Армии, хотя и туго, но велось, роты и полки создавались и направлялись на фронт, навстречу немцам, румынам, белогвардейцам и бывшим нашим союзникам по Антанте.
- Да, Сашок, - сказал мой папа. – Бывшие наши союзники в войне с Германией, теперь вместе с Германией захватывали наши города, сёла, районы. Весной 1918 года интервенты Антанты приступили к захвату городов и сёл Мурманской и Архангельской областей, Дальнего Востока, Средней Азии.
- Армии бывших царских войск и казаков – их ещё называли «Белой армией или белогвардейцами – тоже стали многочисленными и сильными. Вот почему, кровь из носу, но нам нужно было создать сильную и боеспособную Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Понимаешь?
- И мы её создали! – победно заключил мой папа, как будто он сам принимал в этом участие.

- Ещё во время русской революции 1905-1907 годов красная гвардия создавалась в виде боевых дружин. В 1917 году революционные отряды красногвардейцев создавались на заводах в Петрограде, в Москве и в других городах России. Несмотря на послереволюционную неразбериху и дезорганизацию эти отряды красногвардейцев стали ядром создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
- Дело в том, что в состав Красной Армии вошли разные добровольческие отряды бывших солдат, батраков, казаков, которые ранее воевали с белогвардейцами партизанскими методами, - сказал папа. – На фронте я дружил с такими казаками. Их после Гражданской войны посчитали за кулаков и сослали в Сибирь на поселение, а когда началась Великая Отечественная война, они добровольцами записались на фронт и воевали, как надо, образцово. Я уже рассказывал тебе о них…

- В 1918 году положение Советской Республики было критическим: Германия наступала и грозила захватить Петроград; белогвардейцы с помощью Антанты окрепли, вооружились и начали захватывать целые районы; сама Антанта начала грабить наши северные и дальневосточные порты и города. Все хотели урвать от Советской России куски пожирнее.
- Кстати, именно внешняя и внутренняя агрессия заставили многих царских генералов и офицеров пойти служить в Красную Армию. Плюс множество сознательных граждан, рабочих и крестьян поняли, что завоевания революции надо защищать, не смотря ни на что, иначе вернутся назад помещики, царь, царские чиновники, рабство и нищета, война в интересах капиталистов.
- Вот почему в кратчайший срок была создана Красная Армия! – вскричал мой папа, и на его возглас из кухни пришла наша обеспокоенная мама.

- Отряды и полки Красной Армии встали на защиту границ Советской Республики, остановили движение немцев, сражались в Бессарабии, так тогда называли Молдавию, с румынскими интервентами. Отряды Красной Гвардии и отряды Красной Армии разгромили антисоветские мятежи Керенского-Краснова под Петроградом, белогвардейского генерала Каледина на Дону и Дутова на Южном Урале. Отряды вооружённых рабочих и крестьян, которые были причислены к Красной Армии, обеспечивали порядок в городах и сёлах, повсеместно защищали представителей и руководителей советской власти на территории всей России.
- К марту 1918 года Советская власть была установлена на всей территории России, за исключением областей, занятых австро-германскими войсками, Закавказья (кроме Баку), некоторых районах Дона, Северного Кавказа, Урала, Казахстана и Средней Азии, - сказал важно мой папа и победно посмотрел на меня.
- Только надо признать, - стушевался наш папа под взглядом нашей мамы. – Отряды красногвардейцев были ещё не готовы сражаться с хорошо обученными и подготовленными войсками интервентов и белогвардейцев. Нашим красным солдатам, матросам, казакам и партизанам надо было учиться военному делу, и Красная Армия училась в боях.

- Владимир Ильич Ленин, вождь мирового пролетариата и глава правительства Советской России, признавался тогда: «Вопрос о строении Красной Армии был совершенно новый, он совершенно не ставился даже теоретически… Мы брались за дело, за которое никто в мире в такой широте ещё не брался».
- И всё же за два месяца после Октябрьской социалистической революции была проведена огромная работа по формированию государственных структур, призванных руководить строительством Красной Армии и Военно-Морского флота страны, - торжественно сказал мой папа. – Вот, смотри…

- 15 января 1918 года СНК принял Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). С января по май 1918 года Красная Армия комплектовалась добровольцами, а командный состав (до командира полка) выбирался солдатами.
- В октябре 1917 года в царской российской армии числилось 10 миллионов человек, а к началу Гражданской войны, в 1920 году, в Красной армии было всего только 116 тысяч пехотинцев и 7940 кавалеристов.
- Столько военнослужащих в нашей армии явно не хватало на всю нашу огромную страну, в которой тогда проживало более 130 млн. человек населения, а на наших границах бесчинствовали многотысячные отряды и полки интервентов, бандитов, белогвардейцев. Что делать?

- Старая царская армия демобилизовалась стихийно вплоть до апреля 1918 года. Многие солдаты дезертировали, бросали оружие, бежали по своим деревням, сёлам, хуторам, станицам. Почему? Потому что там уже вовсю делили помещичьи земли, возникали сильные хозяйства кулаков и беззащитные жёны и семьи солдат очень бедствовали.
- В городах масса народа была заражена стихией революции и повсюду бесчинствовали банды грабителей и разбойников. Повсеместно была дезорганизация и разруха, армия ослабела и Россия казалась беззащитной, рухнувшей, падшей.
- Вот почему 18 февраля 1918 года германское командование развернуло наступление против Советской республики, а 21 февраля Совет Народных Комиссаров обратился к трудящимся с ленинским декретом-воззванием «Социалистическое Отечество в опасности!».

- Этот призыв Ленина и Советского правительства вызвал в стране революционный подъём. Верховный главнокомандующий революционными отрядами и полками Красной Гвардии Н.В. Крыленко 21 февраля подписал приказ об объявлении «революционной мобилизации».
- 23 февраля 1918 года началась массовая запись добровольцев в Красную Армию и Красная Армия приняла боевое крещение с наступающими германскими войсками под Псковом и Нарвой. Вот почему дата 23 февраля была объявлена «Днём Красной Армии».
- Этот день в нашей стране праздновали всегда, потому что только Красная Армия могла спасти и спасла нашу Родину: в революцию, в интервенцию, в Гражданскую вону и в Великую Отечественную войну. Вот почему советская Красная Армия любима в нашем народе!

Заряженный рассказом моего отца о праздновании Дня Красной Армии, я уже самостоятельно, по своим воспоминаниям и по газетам составил своё представление о праздновании этого праздника и хотел выступить у нас в классе и предложить ребятам и девчонкам наш общий, а не персональный, праздник, так как мы, пятиклассники, ещё не были солдатами или матросами.

Папа рассказал, что помнит как в 1928 году, когда ему было всего 10 лет, в Ханино, районном центре, в котором была знаменитая базар-ярмарка, на площади этого старинного города, праздновали 10-летие Красной Армии. Тогда в Ханино было много демобилизованных и покалеченных на Гражданской войне бывших солдат и их все угощали, а милиционеры и военные никого не арестовывали, а давали им отсыпаться в «казённых помещениях».

В 1930-е годы, рассказывали наш папа и наша мама, когда они были школьниками, в школах были очень популярны военно-спортивные физкультурные соревнования и наш 12-летнй папа и 8-ми летняя наша мама участвовали в построении на праздниках всяких физкультурных пирамид. Папа тогда очень любил участвовать в лыжных вылазках с заданием ориентироваться в лесу и доставлять в нужное место донесения. Мама говорила, что они, девочки, участвовали в военизированных играх и однодневных походах, катались на коньках «снегурках» катках, ходили в праздничных колоннах строем с флажками под маршевые военные песни.

24 января 1938 года, к 20-летию создания Красной армии, Президиум Верховного Совета СССР учредил первую советскую медаль «ХХ лет Рабоче-крестьянской Красной армии». Ею награждались действующие военнослужащие, а также участники Гражданской; воины. На круглой медали выступала рельефная лучистая звезда, покрытая красной прозрчной эмалью. Поверх звезды внизу были две латинские цифры «ХХ». Колодка медали была обёрнута серебряной лентой с красной окантовкой.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов праздник «23 февраля или День Красной Армии» тоже отмечался широко и торжественно. В 1942 году в московском Музее революции открылась экспозиция «Героические; путь Красной; армии». В 1943-м в Центральном доме Красной; армии была организована выставка «Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками», а в 1944-1945 годах выставлялись произведения Студии военных художников имени М.Б. Грекова.

После войны в 1946 году праздник получил новое название — «День Советской Армии и Военно-Морского флота». Теперь каждый год повсеместно проходили торжественные партийно-хозяйственные заседания с участием руководителей, военных, представителей предприятий, учреждений, организаций. Также широко отмечали праздник 23 февраля в школах, где он постепенно стал мужским праздником, так как после него был праздник «8 марта» - День международной солидарности женщин или Международный женский день.

В первой половине дня 23 февраля во многих городах СССР проходили военные парады, вечером – салюты, посмотреть на которые выходили практически все граждане от мала до велика. Начальники и иные выступающие с трибун поздравляли военных, ветеранов, героев, отличников боевой и политической подготовки, вручали им награды, знаки отличия, ценные подарки, почётные грамоты. Особо отмечали будущих призывников и победителей разных военно-спортивных соревнований. У нас в школе, например, 23 февраля чествовали победителей соревнований по ГТО – Готов к труду и обороне…

На заводах, фабриках, предприятиях, в учреждениях и организациях женщины готовили разные подарки работникам-мужчинам, причём, независимо от того, служили ли они в армии или нет. Очень распространились стихотворные и песенные поздравления в виде разных литературно-музыкально-художественных композиций. Даже разыгрывались сценки в виде отрывков из пьес и кинофильмов, например, «Два бойца».

В качестве подарков мужчинам дарили блокноты, календари, кошельки с монетками, носовые платки, носки, ремешки для часов, мужские одеколоны, бритвы, коньяк в маленьких плоских бутылочках, галстуки и рубашки. Короче, женщины проявляли заботу об одиноких мужчинах, а женатым они дарили такие подарки, которые одинаково были полезны всем в их семьях, например, фотоальбомы, дефицитные книги или подписки на газеты и журналы.

Также повсеместно в организациях, на предприятиях, в школах и воинских частях на 23 февраля организовывались концерты художественной самодеятельности, а в небольших коллективах – праздничные застолья, обеды и ужины. В научных или высших учебных заведениях очень распространилось движение отмечать День СА и ВМФ вечеринками-дискотеками, «капустниками» или играми в КВН.

Даже в детских садиках день 23 февраля отмечали как «мужской» праздник: рисовали картинки на военные темы, учили и исполняли «военные» стихи и песни, слушали и читали вслух рассказы Аркадия Гайдара и других советских писателей о детях на войне. Девочки «дарлли» мальчикам «военные» игрушки и все вместе весело и азартно играли «в войну».

Конечно, День СА и ВМФ очень широко и здорово отмечали в кинотеатрах, показывая разные военные фильмы, как правило, героические, исторические или комедийные. Например, часто показывали фильм «Подвиг разведчика», «Чапаев», «Оптимистическая трагедия», «Иваново детство», «Нормандия – Неман», «У твоего порога», «Пядь земли», «Балтийское небо», «Великая битва на Волге», «Трое суток бессмертия», «Они шли на Восток», «Последние залпы».

В нашем городе не было театра, была театральная студия, но у наших «доморощенных» артистов что-то не заладилось. Однако в нашем Дворце культуры и отдыха Черепетской ГРЭС была сильная художественная самодеятельность и проходили отличные концерты, дискотеки, танцевальные вечера, в том числе и специально для тех, кому «за тридцать».

В городских школах, как обычно, на 23 февраля проходили торжественные линейки, сборы пионерских дружин и собрания комсомольцев. На эти мероприятия приглашались военнослужащие из воинских частей и военкомата, участники Великой Отечественной войны, родители учеников, чтобы они рассказали школьникам в классах или на собраниях о войне, о жизни и труде в тылу под лозунгом "Всё для фронта, всё для Победы».

К этому празднику все школьники усиленно готовились, писали поздравительные письма солдатам Советской Армии и морякам Военно-Морского флота. Мы в нашем классе тоже писали такие письма, но чаще всего не по своему уму, хотению и воображению, а по подсказке наших учителей. Иногда кто-то из нас отваживался выступить перед классом с краткими сочинениями о своих родителях, участниках войны и с рассказами о войне, которые слышали от своих родителей. Правда, лучше всего такие короткие рассказы получались не во время праздничных уроков, а после уроков или на переменах…

Старшеклассники во время празднования Дня Советской Армии и Военно-Морского флота ездили в другие города на экскурсии в музеи, например, в музей оружия в Туле или на спектакли в московские театры. Мы, пятиклассники, пока только мечтали о таких поездках-экскурсиях. Для нас оставались наши городские и школьные мероприятия, походы, в том числе коллективные, всем классом, в кино, праздничные домашние застолья и телевизионные передачи.

В этом 1965 году, в году двадцатилетия нашей Победы над фашистами в Великой Отечественной войне, наш папа решил тоже принять участие в своей школе №2 в подготовке и проведении праздничного выступления силами тех учеников, которые наиболее успешно учились на его уроках труда и машиноведения. Дело в том, что на его уроках труда выделялись успехами те ученики, которые не блистали по русскому языку и литературе, истории и биологии, химии и астрономии, но зато не боялись работать на станках, делали хорошие, добротные и полезные вещи, выполняли вполне профессиональные работы.

Наш папа решил, что эти простые ребята могут доказать, что они разносторонне развитые, духовно душевные, сильные духом, стойкие в трудностях и талантливые во всём, в том числе и в своём человеческом самовыражении. Наш папа решил поставить литературно-художественную и музыкально-песенную композицию, посвящённую защитникам Отечества, воинам Рабоче-Крестьянской Красной Армии, армии Победительнице фашистов в прошедшей войне. Для этого он решил вместе со своими учениками спеть песни военных лет и показать, как вели себя наши красноармейцы на фронте.

Наш папа очень волновался и сначала держал всю свою подготовительную работу в тайне даже от мамы, от Юры и от меня. Мы только видели, как он по вечерам сидел в большой комнате и готовился: выписывал куплеты песен из песенников, что-то писал, перечёркивал и снова писал и даже чертил в тетрадках, внимательно смотрел концерты по телевизору, читал журналы с карандашом в руках, что-то напевал, подыгрывал себе на баяне.

Потом, ближе к 23 февраля, наш папа всё же проговорился и мы все с огромным энтузиазмом подключились к нему, стараясь помочь нашему папе участием, помощью и советом. Я, конечно, больше мешал, потому что «фонтанировал» идеями и предложениями. Юра пытался подобрать на баяне аккомпанемент к избранным папой песням и стихам, а наша мама осторожно поправляла нашего папу и старалась, не мешая нашему горячему и азартному коллективному творчеству, незаметно накормить нас «вкусненьким»…

У нас в доме было много песенников: обычные, которые продавались в киосках «Союзпечать», большие в виде книг, например, растрёпанный донельзя песенник «Песни нашей Родины» издательства «Московский рабочий» 1957 года и любимый папин песенник малого формата военного издательства МО СССР 1961 года. Папа очень дорожил этим песенником, потому что у него и у нашей мамы на фронте были такие песенники, которые, увы, затерялись при демобилизации и переездах.

Песенник 1957 года хранила в тайне наша мама, пряча его в постельном белье в родительском шкафу, а песенник 1961 года папа хранил в секретере рядом со своими профессиональными книгами, справочниками и учебниками, к которым нам с юрой разрешалось прикасаться и ими пользоваться только в присутствии нашего папы. Теперь песенник 1961 года стал рабочей книгой той литературно-художественной композиции, которую задумал провести у себя в школе наш папа.

Естественно, я тоже загорелся идеей и желанием организовать и выступить у нас в 5 «А» классе с такой песенной композицией, поэтому вникал во все мелочи сценария папиного праздничного выступления. Он решил «не мудрствовать лукаво», а просто надеть на нескольких ребят плащ-палатки, солдатские пилотки, гимнастёрки, дать им в руки настоящие или самодельные макеты автоматов и винтовок, поставить их группой в живописных позах и спеть по два-три куплета всех известных военных песен. При этом в перерывах между песнями ребята должны были читать стихи или отрывки из поэмы Александра Твардовского –
«Василий Тёркин. Книга про бойца».

Увы, я не мог присутствовать на выступлении, подготовленном нашим папой, потому что у нас в школе и в нашем классе тоже в этот день и вечер были свои мероприятия, в которых я обязан был участвовать, а вот наш Юра – был, и он был в таком восторге, что просто прыгал и скакал «по потолку» в нашем доме. Юра не говорил, а кричал нам, что папа был очень суровый, мужественный, красивый, что он вёл всех своих ребят, как настоящий командир, офицер, что он командовал «по-настоящему», и что он, Юра, увидел нашего папу совсем не таким, каким он есть у нас дома.

Юра говорил, что все участники выступления пели очень слаженно, с волнением, красиво, музыкально. При этом Юра очень сожалел, что постеснялся принять участие в этом выступлении и просил прощения у нашего папы. Потом он сказал, что папе очень помог учитель из нашей городской музыкальной школы, который наизусть знал мелодии всех, буквально всех и любых песен. Этот учитель по классу баяна пришёл в своём обычном пиджаке, но с орденами и медалями и все увидели, что он настоящий фронтовик, орденоносец, герой.

- Наш тихий, незаметный, маленький, толстенький учитель по баяну, - говорил возбуждённо наш Юра, - играл так, что даже пацаны на сцене и в зале затихли, присмирели, пели очень классно, даже подпевали все. Женщины и некоторые учителя даже плакали, а девчонки, так они просто ревели в голос!
- Выступление папиного «военного ансамбля», как его тут же назвали ребята, произвёл фурор в школе, а «артистов» тут же «запинали» в восторженных поздравлениях. Всё были в восторге, а директор школы, папин друг и фронтовик, даже пообещал ему выписать премию за это выступление.
- Особенно всем понравилось сольное выступление одного парня, - сказал наш Юра, - которого до этого никто не замечал, потому что он был «двоечник» и хулиган. Он пел любимую папину песню «Вечерний звон», а все остальные участники выступления ему подпевали: «Бом, бом, бом»…

- Это наша папа его «открыл», - гордо сказал наш Юра. – Как-то он рассказывал ребятам о войне и о том, что они любили на фронте, и тот парень вдруг напел эту песню. Наш папа его запомнил и уговорил выступить на праздничном концерте к 23 февраля.
- После этого тот парень враз изменился и все девчонки в него тут же влюбились, - сказал наш Юра и досадливо мотнул годовой. – Чего я не принял участия в этом?!.

Я уже не помню дословно сценарий папиной литературно-музыкально-художественной композиции, но по его песеннику могу документально восстановить наброски этого сценария. Вот они…

Эпиграфом постановки были слова из песни «Родина любимая моя» А. Досталя и С. Туликова:

Нет на земле
Прекраснее тебя,
Страна моя,
Любимая моя!

Потом были слова и строки из произведений о Революции, как источнике наших революционных побед и первый куплет песни «Ленин всегда с тобой на слова Л. Ошанина и музыку С. Туликова:

День за днём идут года –
Зори новых поколений,
Но никто и никогда
Не забудет имя – Ленин.

А далее были куплеты песни «Ленин с нами» А. Новикова на стихи М. Вершинина:

Слышат горы, долины и реки
Слышит каждая травка в пути:
"Ленин с нами! Он с нами навеки!
Он в суровой борьбе впереди!"

Мы прошли с ним суровые войны
Вел к победе нас ленинский клич.
Ленин с нами, и люди спокойны,
Если рядом Владимир Ильич.

В наших людях несметная сила,
И как прежде любовь горяча.
Ленин с нами, и в нас не остыла
Боевая душа Ильича.

Слышат горы, долины и реки
Слышит каждая травка в пути:
"Ленин с нами! Он с нами навеки!
Он в суровой борьбе впереди!"

Юра говорил, что ребята пели эту песню с воодушевлением, не по-детски, как пел детский хор по радио, а по-мужски, сурово, твёрдо и мужественно, но очень художественно. Песня была сложная по мелодии, ритму и исполнению.

После этой песни о Ленине вдруг ребята и тот самый хулиган запели песню «Вечерний звон»…

Юра рассказывал, что было непонятно, почему и зачем вдруг начали петь эту песню сразу после песен о Ленине, но потом всё стало ясно, потому что парень, солист, пел её не тенором, а почти басом. Он пел очень душевно, зажмурив глаза, но так мелодично, что все просто затаили дыхание, а ребята, наученные на репетициях, подпевали ему многоголосьем, и это было очень красиво и впечатляюще.

Кроме этого ребята перестроились и расположились рядом друг с другом, как будто они на привале на фронте, о чём-то грустят и думают. А потом, как будто кто-то из них встрепенулся, как Василий Тёркин, и весело «заголосил»:

Будет людям счастье,
Сачьте на века!
У Советской власти
Сила велика!

Сегодня мы не на параде –
Мы к коммунизму на пути.
В коммунистической бригаде
С нами Ленин впереди!

- Потом вышел вперёд наш папа, - торжественно сказал Юра, - приобнял за плечо того солиста и запел…

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной светлой,
Мф Родиной нашей зовём.

И где бы ни жил я,
И что бы не делал,
Пред Родиной вечно в долгу.
Великую землю,
Любимую землю,
Я в сердце своём берегу.

- А потом сплошным потоком пошли солдатские песни! – с восторгом начал рассказывать, показывать и петь наш Юра. – Причём ребята сами, без подсказки, к каждой песне придумали свои соответствующие позы, движения, сценки, действия. Особенно задорно и весело они изображали солдат-новобранцев и пели…

Путь далёк у нас с тобою.
Веселей, солдат, гляди!
Вьётся, вьётся, знамя полковое,
Командиры – впереди…

Солдаты, в путь –
В путь, в путь…
А для тебя, родная,
Есть почта полевая.
Прощай, труба зовёт.
Солдаты, в поход!

- Потом они изображали двух друзей-бойцов и пели…

Были два друга в нашем полку –
Пой песню, пой! –
Если один из друзей грустил,
Смеялся и пел - другой.

И кто бы подумать, ребята, мог –
Пой песню, пой! –
Что был один из них ранен в бою,
Что жизнь ему спас другой…

- А потом, - горячился Юра. – они запели «Комсомольскую песню»…

Протрубили трубачи тревогу.
Всем по форме к бою снаряжен,
Собирался в дальнюю дорогу
Комсомольский сводный батальон.

- И запели так, что все в зале невольно начали им подпевать…

До свиданья, мама, не горюй,
На прощанье сына поцелуй;
До свиданья, мама, не горюй, не грусти,
Пожелай нам доброго пути!

- После этого наш папа сказал всем…

Все, что с детства любим и храним,
Никогда врагу не отдадим,
Лучше сложим голову в бою,
Защищая Родину свою.

- И они вдвоём с учителем по классу баяна запели…

С далекой я заставы,
Где в зелени дом и скамья,
Где парень пел кудрявый…
Ту песню запомнил я.

Играй, мой баян,
И скажи всем друзьям,
Отважным и смелым в бою,
Что, как подругу,
Мы Родину любим свою.
Что, как подругу,
Мы Родину любим свою.

- А потом все ребята, наш папа и баянист хором весело запели…

На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь.
Про то, как ночи жаркие
С подружкой проводил,
Какие полушалки ей
Красивые дарил.

Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума.

- Тут ребята не выдержали и начали топать ногами вприсядку, и даже наш папа «отчебучил» такое, что никто и повторить не смог!

- А тот солист и хулиган, который пел «Вечерний звон», вдруг выступил вперёд и сурово запел…

Я уходил тогда в поход
В суровые края.
Рукой взмахнула у ворот
Моя любимая.

Второй стрелковый храбрый взвод
Теперь - моя семья.
Поклон-привет тебе он шлет,
Моя любимая.

Чтоб все мечты мои сбылись
В походах и боях,
Издалека мне улыбнись,
Моя любимая.

В кармане маленьком моем
Есть карточка твоя,
Так, значит, мы всегда вдвоем,
Моя любимая.

- Все в зале присмирели, затихли, стали слушать, а ребята продолжили уже совсем иначе, встав друг к другу спинами, и как бы задумавшись…

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

- И снова этот парень-солист вдохновенно почти басом полностью спел «Тёмную ночь» и весь зал слушал так, что никто не шелохнулся…

Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила...
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!

- Наш папа после этой песни вышел и сказал, что эту песню он и его бойцы на фронте услышали и увидели в 1943 году в фильме «Два бойца» в исполнении Марка Бенеса и навсегда её полюбили и запомнили.

- «Помните и вы, - сказал наш папа», - гордо и торжественно сказал нам с мамой наш Юра. – «Что музыку этой песни написал композитор Никита Богословский буквально за 15 минут и сразу, а чуть позже поэт Агатов на эту музыку написал стихи этой песни, она стала самой любимой у нас на фронте: они, слова этой песни, и стихи Симонова «Жди меня»…

- А что было потом? – нетерпеливо спросил я Юру.
- А потом кто-то из ребят озорно выскочил вперёд, топнул ногой, взмахнул крылом плащ-палатки и заголосил…

Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград.
Я бледнею, я краснею,
Захотелось вдруг сказать:
"Станем над рекою
Зорьки летние встречать".

- А потом все, в том числе и весь школьный зал, все ребята, учителя, начальники, уборщицы подхватили…

Раскудрявый, клен зеленый, лист резной,
Я влюбленный и смущенный пред тобой,
Клен зеленый, да клен кудрявый,
Да раскудрявый, резной!

- А наш баянист, учитель из музыкальной школы, так наяривал на баяне, что многие повскакали и начали плясать в проходах между рядами кресел, - показал, как они плясали, наш Юра.
- А потом случилось нечто необычное, - сказал запыхавшийся Юра. – Вышел вперёд наш директор школы, Феденёв Михаил Яковлевич, и вместе с нашим папой они негромко запели…

Вернулся на Родину. Шумят березки встречные.
Я много лет без отпуска служил в чужом краю.
И вот иду как в юности я улицей Заречною,
И нашей тихой улицы совсем не узнаю.

Здесь вырос сад над берегом с тенистыми дорожками,
Окраины застроились, завода - не узнать.
В своей домашней кофточке, в косыночке горошками
Седая, долгожданная, меня встречает мать.

Вернулся я на родину. Опять сегодня дома я
И, сняв фуражку, вежливо приветствую девчат.
Гуляют с ними об руку ребята незнакомые,
И только песни старые по-прежнему звучат.

Здесь столько нами прожито, здесь столько троп исхожено,
Здесь столько испытали мы и радостей и гроз.
Пусть плакать в час свидания солдату не положено,
Но я любуюсь Родиной и не скрываю слез.

Вернулся я на Родину. И у пруда под ивою
Ты ждешь, как в годы давние, прихода моего...
Была бы наша Родина богатой да счастливою,
А выше счастья Родины нет в мире ничего!

- После их выступления наступила пауза, - устало сказал наш Юра, - и наш учитель-баянист заиграл мелодию песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане»…

- А потом тот же хулиганистый солист, которого все в зале полюбили, - воодушевился наш Юра, - наверное, по своему желанию вдруг запел, и все весело подхватили…

Пускай ты нынче не в строю,
Но под одеждой штатскою
Всегда и всюду узнаю
Я выправку солдатскую.

Пускай не носишь ты теперь
Армейский свой наряд,
Но люди все же говорят:
"Солдат - всегда солдат".

- И весь зал начал скандировать под музыку: «Солдат, всегда солдат!», - закричал в восторге наш Юра.

- Ну, потом все учителя, кто присутствовал на этом выступлении, спели песню о тревожной молодости из кинофильма «По ту сторону», - сказал Юра. – И я тоже пел вместе с ними. И мои друзья школьные тоже пели…

Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!

И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт.
Меня мое сердце
В тревожную даль зовёт.

Я вскочил со своего места на диване, встал рядом с Юрой и мы с ним, а потом вместе с папой и мамой, дружно спели всю песню до конца…

Пускай нам с тобой обоим
Беда грозит за бедою,
Но дружба моя с тобою
Лишь вместе со мной умрёт.

Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд!

И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды, -
С тобою, как ты, отважно
Сквозь бури она пройдёт.

Не думай, что всё пропели,
Что бури все отгремели.
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдёт!

И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт.
Меня мое сердце
В тревожную даль зовёт.

Ну, как мог не загореться таким прекрасным выступлением на праздник моего отца и его учеников?! Хоть их школа №2 и считалась лучшей и самой сильной школой в нашем городе Суворове и Суворовском районе, но мы-то, в нашей школе №1, были не хуже! Поэтому я тоже предложил в нашем 5 «А» классе выступить на праздник 23 февраля с такими же песнями.

Ребята и девчонки меня молча выслушали, не перебивали, но и не поддержали сразу. Только после других предложений девочек, как нам отметить этот праздник, и после напоминания нашей учительницы о том, что мы должны что-то приготовить на школьное торжественное мероприятие, Лида Игнатова, сначала робко, как всегда с трепетным испуганным волнением, а потом даже настойчиво предложила: «Давайте, действительно коллективно споём что-то из военных песен так, как предложил Суворов»…

- Давайте, - после паузы и уверенно сказала Валя Антипова. – Только не так, как предложил Суворов, а по-своему…
- Это как же? – спросил Валентину Шурик Каргин и с беспокойством посмотрел на меня.
- А это не ваше дело, - сказала, как отрезала, Валентина. – Пусть это будет нашим подарком вам на 23 февраля. Сегодня после уроков мы останемся и решим, что и как спеть вам на праздник…

После уроков в классе, практически выгнав поскорее всех нас, остались только «ближний круг» Вали Антиповой и несколько ребят. Они что-то там горячо обсуждали, шептались, репетировали, ходили по классу, напевали что-то, но никто из нас, даже мой вездесущий друг и товарищ Славка Юницин, не смогли узнать, что же они там нам готовят…

Когда наступил праздник и начались праздничные мероприятия в школе, у нас в классе все приготовились слушать и смотреть праздничный номер-выступление Вали Антиповой и её «камарильи». Это выступление действительно было неожиданным, сильным, красивым, эмоциональным и очень памятным. Все в классе были в восторге!

В те годы (60-е годы XX века) в журнале «Юность» (№ 8-9, 1962 г.) была напечатана повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!». Название этой повести было взято из песни Булата Окуджавы ещё 1958 года, которую и спели наши «элитные» девочки: Валя Антипова, Зоя Конькова, Лида Игнатова, Лида Горелова. Им помогали, изображая солдат-мальчиков: Вовка Муравьёв, Шурик Каргин, Колька Движков. Девочки пели без музыкального сопровождения…

Ах, война, что ж ты сделала подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания мальчики… Мальчики!
Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы… И все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты подлая сделала,
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зеленые крылья погон,
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад,
До свидания девочки… Девочки!
Постарайтесь вернуться назад.

Да! Впечатление от исполнения этой песни Булата Окуджавы нашими девочками и ребятами, которые на месте сурово шагали с носка на пятку и так задавали ритм всей песни. Когда ребята отошли к стене класса у школьной доски и им вслед девочки тянулись на носочках и махали руками, то слёзы сами по себе навернулись на мои глаза. Особенно когда ребята, Шурик, Колька и почти молчавший Вовка Муравьев, пели последние слова куплета: «До свидания девочки… Девочки!
Постарайтесь вернуться назад».

Да, это был настоящий подарок всем нам в нашем 5 «А» классе и мы даже нисколько не расстроились, когда наша учительница осторожно сказала, что нам «ещё рано петь такие песни», а наш завуч и директор школы Татьяна Николаевна Фёдорова заявила, что это выступление она не может вынести на школьный концерт, посвящённый Дню Советской Армии и Военно-Морского флота.

Нам было всё равно, потому что для себя мы решили, что наш подарок нам на праздник самый лучший, и мы не хотели делиться им ни с кем…

После 23 февраля 1965 года что-то изменилось в нашем классе и это «что-то» касалось всех мальчишек и девчонок, всех нас, потому что мы впервые коллективно, все вместе, почувствовали, что мы стали другими, уже не мальчиками и девочками, не детьми, а подростками, почти юношами и девушками. Мы стали вести себя иначе, чем раньше, то есть почти по-взрослому…

Моя эйдетическая (фотографическая) память, которой я запоминал увиденные фильмы, а потом смотрел их во сне со звуком, с музыкой от начала до конца, ещё и ещё раз показала мне во сне этот замечательное выступление наших девочек и ребят. Только теперь это выступление и эта песня была несколько иной.

Во сне я видел одну только Валю Антипову в платье – школьной форме с белым-белым фартуком и широкими лямками с воланами по краям. Она не пела, а только неотрывно смотрела на меня и несмело махала прощально мне рукой, а сама песня, голосами наших девочек, звучала как бы вокруг неё и вокруг меня.

Во сне я уходил. Уходил молча, без слов. Валентина в моём сне тоже молчала, но и она, и я слышали внутри себя наш обоюдный зов: «До свидания, мальчики (девочки)… Постарайтесь вернуться назад».

У меня сердце щемило от ощущения, что мы с Валентиной прощаемся и больше никогда не встретимся, что нас разделяет война…

Я ещё не знал, что это за «война», но чувствовал, что она не за горами, что она скоро начнётся или уже началась. Сердце щемило и не хотело, чтобы мы расставались, и я с ожесточением всё повторял и повторял начальные слова песни: «Ах, война, что ж ты подлая сделала?!».

Я даже не догадывался тогда, что слова этой песни для меня будут пророческими…