Я жила в СССР. Наглядная агитация и реклама

Нина Джос
   Всякая власть на своей территории стремиться обозначить себя символами, вывесками, плакатами, памятниками и монументами. Это для того, чтобы сразу было видно, "кто в доме хозяин". Эти символы действуют, как на уровне сознания людей, так и на их подсознание, формируя моральные ценности общества. У меня на этот счёт глаз намётанный - смолоду десять лет отработала в качестве художника-оформителя.

   В Советском Союзе всюду висели плакаты с жизнерадостными рабочими и колхозниками, на каждом предприятии были доски почёта с портретами передовиков производства. "Человек славен трудом!", "Выполним пятилетку досрочно!", "Слава труду!" - вот лозунги того времени. Перед праздниками 7-го ноября и 1-го Мая писалось множество транспарантов для мирной демонстрации, ехали машины от заводов и фабрик с образцами выпускаемой продукции. Всячески прославлялись производство, строительство и труд. 
 
   Общественные здания украшались лепниной с изображением серпа и молота, пятиконечной звезды и рога изобилия. Нам с детства внушали, что СССР - страна рабочих и крестьян, где каждый должен трудиться на общее благо. От того, какую работу выполняет человек, зависел его социальный статус. Особым почётом пользовались врачи, учителя и работники творческих профессий, хотя зарабатывали они куда меньше шахтёров, лётчиков или моряков.
 
   Особое внимание уделялось ветеранам Великой Отечественной войны. Их приглашали выступать в школы и на предприятия, выдавали льготные путёвки в санатории, пропускали без очереди везде. Были магазины для ветеранов с дефицитными продуктами. Ветеранов награждали юбилейными медалями, обеспечивали жильём вне очереди. В каждом населённом пункте был Мемориал Воинской славы, куда в День Победы возлагали цветы.
 
   Торговой рекламы на телевидении не было вообще! Сейчас в это трудно даже поверить. А вот об открытии новых предприятий, объектов культуры, стадионов сообщали регулярно. Реклама на телевидении появилась только в начале 90-х, вместе с развалом страны.
 
   Рекламных плакатов на городских улицах тоже не было. Могли висеть афиши театров и концертных гастролей, объявления о спортивных состязаниях. Витрины магазинов конечно же украшались, могли повесить информацию о распродаже, но не более. Стремление граждан к материальным благам осуждалось обществом, называлось "вещизмом" и "мещанством".

   Посмотрите на улицы наших городов, загляните в "зомбоящик". Так кто же сегодня "в доме хозяин?".