Четвёртое пришествие Гоголя

Юрий Николаевич Горбачев 2
После прочтения "Гоголь" (Константин Рыжов)


Гоголя открыли заново модернисты. Как раз тогда , когда так называемый , столь любимый советской филологией "критический реализм", впал в клинч надвигающегося кретинизма. Двоемирие, мифологическая фантастика, гротеск , по истечении времени выявивший в себе феномен угаданных Гоголем национальных и общечеловеческих архетипов - ловчилу-мошенника Чичикова, скареда Плюшкина, прожектёра-мечтателя Манилова, гуляку -игрока Ноздрёва, хозяйственную Коробочку. Гоголь -истинный предтеча "магического реализма" в русской литературе. Любопытно, что "третье пришествие" гоголя произошло в годы "оттепели" и позже. Гоголем зачитывался сумевший выскользнуть из удушающих объятий "социалистического реализма" Виктор Астафьев, к примеру.Пожалуй, и Михаил Афанасьевич Булгаков мог бы поставить Николаю Васильевичу свечку Хомы Брута в деревянной церкви с завязшими в окнах демонами...

 Четвёртое пришествие Гоголя  в кинематографе, литературе, музыке поистине глобально. "Магический реализм"  (во многом, правда, этот метод и жанр литературы воцарился вслед за Эдгаром По, Говардом Лавкрафтом , старшей современницы Гоголя Мэри Шелли и других, более поздних авторов "готики")окончательно увековечил фантазии выходца с Полтавщины. Да и наших полуфантазийных постмодернистов без Гоголя не было бы.И чему тут удивляться, если среди пестроты гастрольных афиш вдруг появляется ВИЙ - рядом с чертяками -рокерами , обвешанными рогатыми электрогитарами?