Об этой аварии на дороге область не узнала

Михаил Сафиканов
   Однажды в начале 1980-х  годов как обычно на автобусе № 30  еду на работу в комитет по телевидению и радиовещанию. Позади мост через Волгу, Октябрьская площадь, потом поворот  на проспект Ленина и … вдруг удар  по нашему автобусу, стекла полетели. Я успел закрыть глаза, отвернулся в сторону от окна стороны.
   Люди в ужасе, паника, слышу их крики. Что делать? Двигаться к выходу и выскочить? Нет, не так. Я оценил обстановку: надо гасить панику, Как?  На помощь пришел мой армейский опыт. На учениях по установке и снятию с дежурства ядерных ракет подчиненные ждали моих команд. Когда что-то шло не так, я  был обязан первым понять ситуацию, а они были,  у и громко, ясно, чтобы все слышали,  дать команду. 
    Раз все шоке, надо брать инициативу на себя. Этому учили меня отцы-командиры. Действую по обстановке. Если никто еще не осознал ситуацию, не жду – начинаю гасить панику. По опыту знаю: команды, сказанные твердым голосом, -  вот что ждет в состоянии шока большинство, особенно женщины. Их надо успокоить, что этот случай -  не смертельная катастрофа. Тогда они будут слушаться. Слабому полу нужна защита. Так мир устроен. Сильный пол за всё в ответе.
     Я громко командирским голосом старшины крикнул:
     – Спокойствие. Ничего страшного. Все живы. Сейчас без паники выходим из автобуса. Водитель остается.
    Кому нужна помощь? Пострадавшие есть?-спрашиваю я.
    На мой вопрос никто не откликнулся.
    - Пострадапвших значит. нет. Двери открыты спойконо, не торопясь выходим. Пропустите скачала женщин с детей.
   Люди отряхивались от стекла, смотрели в проемы рам окон – там сбоку впечаталась   в наш автобус легковая машина. Все встали  и, толкая друг друга, устремились к двери.
    
     Шок у людей проходил, голова у них от первого ужаса просветлела. И они без давки выходили из автобуса. А дальше  каждый пошел своей дорогой.
Я подошел к шоферу и спросил:
  –  Что  дальше?
  – Буду ждать ГАИ, - ответил он.
  – Я редактор радио и телевидения.  Магнитофон «Репортер-5» со мной. Может сделать репортах  с этой аварии?
  –  Не надо, главное – все живы. Просто позвоните с работы в ГАИ и скажите, что на перекрестке,  на повороте с улицы  Советской улицы на проспект Ленина столкнулся автобус с пассажирами и  легковая машина. Все живы, пассажиры покинули автобус.
    Я быстро добежал до работы и позвонил в ГАИ.Сообщил о случившемся.
    Это происшествие в эфир не попало, хотя я как очевидец мог бы сделать короткий репортаж. В советское время не принято было рассказывать о подобных случаях