Кардиограмма любви. Гл. 13

Валерий Ростин
                На атомном ледоколе
   
   …На пересечении сотен дорог случайно сталкиваются люди, не зная, что их прошлая жизнь была подготовкой к этой встрече.
                Константин Паустовский

     На этом огромном судне, который впервые вживую увидел Вадим, были созданы все условия, чтобы человек мог продолжительное время находиться в море.
Члены экипажа, а их было 110 человек, и 130 человек, когда совершаются круизные рейсы с туристами на Северный полюс, менялись через каждые четыре месяца, жили в одноместных каютах с санузлом, который включал в себя умывальник, туалет, душ и иногда ванну. Каюты были оборудованы кроватями с бортиками на случай качки, диваном, рабочим столом и шкафами для одежды.
   Из развлечений на ледоколе функционировали три сауны, бассейн, спортзалы.  Ему объяснили, что, недавно для экипажа появились интернет и телевидение - правда, воспользоваться ими можно в зоне действия спутников.
А в высоких широтах - севернее Земли Франца-Иосифа - работает только «Иридиум». Это глобальная система подвижной спутниковой связи, обеспечивающая покрытие 100 процентов поверхности Земли. Далеко не каждое судно оборудовано «Иридиумом», в основном эту систему устанавливают на ледоколах.
  Капитан атомохода Руслан Александрович Стасов, которому Вадим представился вместе с судовым врачом, очень любезно встретил его, расспросил о его прежней работе, а потом коротко, на мостике, ознакомил с судном и рассказал ему о некоторых вопросах, касающихся пресной воды:
- Перед рейсом мы с берега загружаем 600-тонный запас пресной воды. Цистерны делятся на санитарные и питьевые, вторые проходят высокую степень очистки. Для пассажирских круизов 600 тонн хватает, но для длительных рейсов на четыре месяца и более — нет. Поэтому на ледоколе стоят большие опреснители, и очищенную таким образом воду мы используем как в душевых, так и для приготовления пищи. Кроме того, опресненная вода, это, по сути, дистиллят, а он нужен для атомного реактора.
   Многие туристы, которые путешествуют на нашем ледоколе, а мы можем взять 130 человек и разместить их в комфортабельных каютах, удивляются, когда видят, что туалеты у нас способны смывать бесконечно. Дело в том, что для нужд канализации берется забортная вода. Смыв буквально происходит водой из океана.
  Конечно, система обеспечивает не только канализацию, но и охлаждение различных механизмов. Кроме того, вода из Северного Ледовитого океана в подогретом виде поступает в наш бассейн для экипажа и пассажиров.
   Поскольку мы возим туристов на северный полюс, то наш судовой госпиталь, расположенный в палубе надстройки, оснащён самым современным медицинским оборудованием, позволяющем делать даже сложные хирургические операции в океане, и такие случаи уже бывали, вон Шота Шалвович, не даст соврать.
 Сегодня в обед, я Вас Вадим Петрович, представлю экипажу, и сразу приступайте к исполнению своих обязанностей. Готовьтесь к приёму гостей-туристов.
  12 июня мы выходим из Мурманска. Маршрут: Мурманск - Северный ледовитый океан - Северный полюс - Архипелаг Земля Франца-Иосифа – Мурманск.  Круиз займёт 11-12 ночей
  Тогда Вадим ещё не знал, что стоимость этого 12-ти дневного круиза на северный полюс стоит от 32 до 51 тысячи долларов, и желающих совершить этот тут, огромное количество.
А пока он, познакомившись с экипажем, начал сначала знакомиться со своим рабочим местом – судовым госпиталем, расположенным в палубе надстройки и операционной в нём, а потом уже по возможности и с судном.
  Мини-госпиталь ему понравился Он состоял из смотровой, стационара, изолятора, комнаты для психологической разгрузки и даже операционной. Короче, это была мини-клиника на борту атомного ледокола.
  Шота рассказал ему, что в связи с тем, что их атомоход совершает перевозку туристов, то в штат судна, ввели дополнительно должность врача-анестезиолога.
 А вообще, о благополучии экипажа, работающего в сложных условиях проводки судов по Северному морскому пути, заботятся, как правило, высококвалифицированные - врач и фельдшер.  Потому что, работая в открытом море в северных широтах нужно быть готовыми к любым сюрпризам.
   Вечером 12 июня, они вышли из порта Мурманск в море через Кольский пролив, и его работа, и путешествие, в качестве второго судового врача-началось.
   Вадиму рассказали, что в 2008 году, атомоход «50 лет Победы» прошёл путь от Мурманска до Северного полюса за рекордно короткий срок, преодолев расстояние всего за 4 с половиной дня.
  Но в этот раз, ледовая обстановка непредсказуема, и переход до нашей главной цели может занять до 8 дней. Но именно, непредсказуемость погодных условий наполняют атмосферой приключения экспедицию к Северному полюсу для туристов.
    Вадим впервые был на севере, впервые плыл на таком мощном ледоколе, и с уверенностью мог сказать, что вряд ли кто-то сможет забыть вид этого монстра-ледокола, ломающего мощные арктические льды.
 Он уже знал, что атомоход «50 лет Победы» способен эффективно работать в самых суровых условиях,не доступных для других судов. А у туристов, за их деньги, была возможность наблюдать работу ледокола с вертолёта в один из дней путешествия.
    Потом ледокол взял курс на Землю Франца Иосифа, вернее на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Во время следования туристов знакомили с судном и уникальными механизмами машинного отделения.
  В этот же день был также проведён инструктаж по использованию спасательных средств и операциях на вертолётах.
 На шестой день они прибыли на Северный полюс, и Вадим не заметил вокруг ничего необычного: всё вокруг белым бело, кругом льды, как и по пути следования ледокола.
   Шота рассказал ему, что в это время года здесь обычно бывает хорошая погода: температура воздуха 0 – 1°C. И как только судно достигает точки Северного полюса 90°N, все туристы встречаются на навигационном мостике «50 лет Победы», чтобы отпраздновать это событие-достижения цели путешествия.
  Потом все туристы в сопровождении членов экипажа, спускаются на лёд. Так было и в этот раз. Вадим, тоже спустился на лёд, и впервые ощутил какое-то неповторимое чувство гордости за Россию, построившую такой замечательный и мощный ледокол, способный легко и просто пробиться сквозь толстые льды к самому северному полюсу.   
   Члены экипажа, отвечающие за обслуживание туристов, организовали на льду пикник и празднование достижения полюса. Среди туристов, нашлось несколько самых отважных «моржей», два мужчины и одна женщина, решившие окунуться в водах Северного Ледовитого океана. 
   Фамилия мужчин он не запомнил, а вот женщину запомнил хорошо. Лет сорока, с широко раскрытыми серыми глазами, красивым пухлым ртом, и симпатичным носиком, она покорила всех мужчин стоящих рядом с прорубью для купания своей фигурой «песочные часы» и своим идеальным, тренированным телом, на котором не было ни капельки лишнего жира.
 Как врач, он стоял рядом с купающимися моржами, а потом любезно, когда женщина вылезла из ледяной воды и сделала несколько шагов голыми ногами по льду, словно на улице было не минус 5,а всего плюс 10. Вадим  окинув её восхищённым взглядом, протянул большое мохнатое полотенце, и сказал:
- Ну, Вы молодец! Я бы на такое никогда не решился.
 Растирая тело полотенцем, женщина мило улыбнулась ему, и сказала:
- Я тоже ни сразу к этому пришла, пять лет понадобилось, чтобы стать «моржом».
 А потом, желающим туристам, с помощью специальных средств спутниковой связи дали возможность связаться с цивилизацией – «позвонить друзьям и родным с самого Северного полюса».
 На седьмой день, от северного полюса ледокол взял курс на юг в Баренцево море.
    Он продолжал движение, разбивая ледяные торосы и плотный лёд, а появление белых арктических чаек вскоре сказало всем о приближении земли.
Капитан сообщил по радио о том, что, если позволят погода и ледовая обстановка, то туристы по их желанию могут посетить некоторые из фантастических по красоте островов архипелага Земля Франца-Иосифа.
 Это случилось на восьмой день путешествия.
Вадим узнал, что Земля Франца-Иосифа на 80° северной широты, это мир многолетних паковых льдов, возвышающихся вулканических гор, айсбергов и ледников. И о том, что, большая часть архипелага, открытого в 1873 году австрийской экспедицией на судне «Тегеттхоф», до сих пор остаётся сравнительно малоисследованной.
  В этот раз туристам повезло, потому что, погода и ледовая обстановка благо-приятствовала их экспедиционным планам, ледокол зашёл в бухту Тихая, чтобы полюбоваться скалой Рубини - местом «поэтажного» гнездовья многочисленных колоний полярных птиц.
  На побережье, сквозь небольшой туман, все увидели строения покинутой исследовательской станции и несколько громадных ледников. 
  Гиды, объяснили, что территория архипелага облюбована белыми медведями и моржами – именно здесь велики шансы встречи с ними. 
  Моржи выглядели весьма импозантно, а трогательное поведение полярных мишек порой заставляло всех забыть о хищной натуре этих животных.
  Удивительно, но белые медведи часто из любопытства подходили к самому борту судна, давая тем самым не только туристам, но и членам экипажа, возможность для уникальных фотографий.
 После Земли Франца-Иосифа, капитан сообщил, что они также планируют посетить мыс Норвегия, где когда-то, ещё в 1896-97 годах зимовали Нансен и Иохансен после неудачной попытки достичь Северного полюса.
  И уже, после посещения мыса Норвегия, ледокол взял курс на Мурманск. 
  И ровно через 11 дней, первое путешествие Вадима, закончилось. Он получил необыкновенное удовольствие от увиденного и работы экипажа, а главное стал полноправным членом экипажа, где его все называли только по имени и отчеству – Вадим Петрович.
    Вадим всё-таки успел познакомиться с понравившейся ему женщиной. Её звали Вероника Евгеньевна Арсентьева, она была из Санкт-Петербурга, работала там тренером женской сборной по плаванию.      
    Ещё она была мастером спорта по плаванию и вдовой, недавно погибшего в автокатастрофе министра промышленности и торговли Ленинградской области.
   А ещё, у неё был пятилетний сын-Кирилл, который сейчас находился у бабушки.               
   Всё это она рассказала ему в последний день путешествия, а потом дала свою визитку и пригласила в гости в Питер.               
   В Мурманске, сойдя на берег, Вадим получил свою первую зарплату, и тут же половину из всей суммы послал детям в Пермь.
Дашка его бросила, её больше нет, а дети то, остались…               
 А потом вернулся на судно, где теперь было его рабочее место.