Чмырь

Тапкин -Лейкин
Сзади хрустнула ветка. Чмырь оглянулся. Сдвинул на лоб кубанку. Рукой нащупал саблю.
 
Со стороны реки Старицы поднимался вечерний туман, было зябко и страшно. Впереди горели костры, шумовкой поднимал пробу кашевар Середа.

- Я те из чего хошь кашу сварю! - Приговаривал он шумно прихлебывая навар, вот те крест, ежели совру, был бы перец и и...

- И соль, - подсказал кто-то из парней сидевшие вкруг костра.
- Ну ещё соль, понятное дело, - согласился Середа. - Как без ей родимой. Ежели хотите знать, то без соли и перцу самый жирный и вкусный баран как его ни готовь всё одно как подметка от кирзы. Жуешь жуешь, а что жуешь непонятно.
- А если соли нет, - тогда как? - Спросил кто-то сидевший поодаль.

- А тогда так: в горячей золе вывалю и порядок! Я, паря, находчивый, из чего хочешь кашу сварганить сумею.

- А из топора смогешь.

- Ить из топора то? А что. Могу из топора. Была бы лаврушечка, да смальца чуток. И укропчику.

Парни дружно засмеялись, кажа белые зубы. Ай да кашевар. С таким не пропадешь.Ну уж. Когда сытое брюхо и день удачлив.

- Ну, кажись готова! Подставляй шлюмки, живо, а то на всех не хватит, - скомандовал Середа. Эй, а ты чего там как тать бродишь, - прикрикнул он на чмыря, - погоди, до заговенья успеешь, доставай да поживее тарелку. Ну!

Чмырь из мешка торопливо потянул оловянную тарелку. Чертыхнулся, проехавшись об острый край. Сойкнул, сунул палец в рот. Встал в очередь.

- Чо, обращаться не умеешь?  - Участливо глянул на него коренастый мужичок. Садись рядом, расскажу как шлюмкой пользоваться.

Чмырь потянул ложку из мешка и споткнулся о саблю.
Сабля была ему великовата. Как и шинель. Впрочем, шинель всегда можно укоротить, а сабля... Что ж, чем длиннее сабля, тем даже лучше. Вперед врага рубануть успеешь. Хоть с коня, хоть пешим. Нет, с коня лучше. Так, что бы на полном скаку, вжик! И как головки белоцвета веером.

- Вжик. - Повторил мужичок, ну ладно. Садись рядом. Смальцом угощу.

- А у тебя есть? - Удивился чмырь. Откель взял?

- Оттудова, - неопределенно мотнул головой мужичок, где взял, там уже нет. Дай кось саблю то. В бою добыл? Вострая поди?

- А то! - Чмырь вытянул саблю из ножен любуясь тусклым блеском.

- Точно вострая? - Переспросил, нето словно шуткуя мужичок. Дай ко попробую.Провел пальцем по кромке, хмыкнул. Глянул на витиеватую надпись на лезвии. Покачал головой и положив сало на плоский камень и крайне ловко, словно факир какой порубал шмат на тонкие ломти.

- На вот, ешь.

Чмырь жевал кашу, закусывая салом и смотрел в огонь. Пощелкивая горели смоляные сучья вздымая искры в темное небо.
- Ложку оближи и в карман суй, - сказал мужик. Сам он не ел, смотрел в огонь. Ты вот что, - сказал он чмырю, - не в службу, а в дружбу. Раздобудь где махры. Курить хочется мочи нет. У тебя ведь курева нет? Ну, махры, махры нет ведь?

Чмырь покачал головой. Поднялся, собираясь спрятать в мешок оловянную шлюмку.

- Погодь, - сказал он, протягивая тарелку - покажь чудо.
Мужичок ловко метнул ее в ближайший куст. Тарелка засвистела срезав острой гранью листья и цветки шиповника сделав полукруг вернулась ему в руку.

- Ты, главное пальцы себе не срежь ей. Бумеранга. Только толку. Всё одно костьми скоро ляжешь. Не успеешь научиться.

- Это как бог на душу положит. Авось пронесёт.

- Авось пронесёт, - эхом отозвался мужичок.

Чмырю и самому захотелось курить. - Курева у кого есть?

Он ходил меж парней, дошёл до стреноженных коней, вяло помахивающих хвостами. Погладил своего Чалого, тот фыркнул в ответ, ткнулся мокрыми ноздрями в руку выпрашивая сахар. -  Нету, брат. Вчера поди кось последний доели. Сухарь если только. На, будешь?

Чмырь подправил узду, потрепал коня по гриве и пошел далее. Наконец сделав круг вернулся к плоскому камню.

В руке у него алел огонек козьей ножки, тянуло табаком самосадом.Плескалась рыба в реке озоруя охотничала щука гоняясь за карасями. На камне лежал скалясь череп. Одного зуба не было.

Чмырь глубоко затянулся и сунул туда сигаретку.-Он сидел напротив опершись на саблю, думал. О чем то своем, несбыточном. Ну, простые у него были мысли, незамысловатые. Чтобы живым воротиться, чтобы сабля не подвела. Ну, чтобы завтрашний день был не вчерашний.Потом его сморил сон. А во сне он спал как убитый.