Памяти генерала белова п. а

Борис Успенский 2
               
     3 декабря 1962 года скоропостижно скончался генерал-полковник П.А.Белов, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, конный гвардейский корпус которого в декабре 1941 года освободил Одоев от фашистских оккупантов. Этот день вошёл в историю Одоева и чудным образом связал этого генерала с Советским писателем, Успенским В.Д., в доме которого он находился со своим штабом во время войны и они не раз виделись и разговаривали.  Успенскому в то время было только 14 лет, но эта встреча повлияла на судьбу писателя и впоследствии свела их вместе на литературной ниве, а также   послужила поводом к написанию книги «Неизвестные солдаты», а Белов помог ему в этом своей памятью и рекомендациями. Такое знакомство писателя со знаменитым генералом послужило и толчком к созданию знаменитой книги В.Д. Успенского «Тайный советник вождя». Это отдельный разговор и мне хотелось перейти к его роману «Неизвестные солдаты». Дело в том, что я, как автор этой статьи, был близко знаком с В.Д.Успенским и его семьёй, особенно с сестрой Натальей Дмитриевной. Мы много с ним общались, тем более, что роман касался жителей Одоева, его героев романа и потому мне бы хотелось несколько прокомментировать этот роман, как житель Одоева и родившегося именно в дни после освобождения Одоева. Я знал только послевоенный Одоев, а вот мой отец, хорошо знал отца Успенского В.Д. , а моя мачеха училась с ним в одном классе во время войны. Вот что привело меня к встрече с ним и тем более родственной морской душой. В.Д. Успенский также дал повод создать в Одоеве литературное объединение, которое было создано буквально после его кончины в ноябре 2001 года и уже существует 21 год. Однако перейдём непосредственно к роману «Неизвестные солдаты».
      Роман Владимира Дмитриевича Успенского – большое эпическое произведение, повествующее о первых месяцах ожесточённой войны советского народа с обезумевшим врагом всего человечества – фашистской Германией.
     Казалось бы, эта тема не новая. Мы знаем немало советских писателей, создавших  с большой художественной силой незабываемые события героических дней Великой Отечественной войны, величие подлинного патриотизма большого сердца советского человека.
     Но, с одной стороны, никогда не оскудеет и не исчерпается до конца тема  о Великой Отечественной войне в советской литературе, так как она не может не волновать каждого советского человека при воспоминаниях о днях, когда все моральные, все физические силы многомиллионного, многонационального народа были предельно напряжены  в исполинской борьбе его с заклятым врагом мира и прогресса – фашизмом. С другой стороны, каждое новое литературно-художественное произведение не может не носить черты оригинальности и самобытности, с какой- то новой стороны, по – своему, освещать всех волнующую тему.
     В «Неизвестных солдатах» мы обнаруживаем черты характеризующие роман, как произведение русского искусства.
     Нет читателя, которого не волновали бы изображения людей и событий военных лет, не испытывающего эстетического наслаждения при чтении описания многих сцен и картин природы в романе. в нём отображено общеинтересное, что характеризует роман, как произведение материалистической эстетики.
     Создавая роман, автор использовал метод социалистического реализма.
     Правдиво и мотивировано изображая исторические события, явления жизни, характеры людей, он показывает их в диалектическом развитии.
    Героем романа, безусловно, является советский народ в год тягчайших испытаний его моральной силы, его верности идеям социализма, в год испытаний прочности и совершенства его политического и общественного строя.
     Волнуясь и внутренне содрогаясь, читатель видит, как гибнут советские люди впервые дни войны, как они проявляют чувства высочайшего патриотизма и героизма. Защитники Брестской крепости и Фокин, Кулибаба и другие бойцы, командиры и политработники до последней капли крови отстаивают каждую пядь родной земли. Немцы обходят крепость и продвигаются вглубь страны. Всем кажется , что немцев остановят и отбросят за границу. Но бронированный враг продолжает развивать наступление. Недоумение сменяется неверием, разочарованностью, а у меньшинства – отчаянием. И в то же время автор показывает , как исподволь неуверенность сменяется надеждой. Если советские воины проявляют такой героизм, то смогут ли победить немцы? Если существует партия, то может ли погибнуть страна, Родина? Особенно ярко этот перелом  в сознании бойцов показан в сцене гибели Патлюка, в сцене приёма Виктора Дьяконского в партию. Надежда сменяется уверенностью, а она даёт новые силы и бойцам и людям тыла. Эти силы обращают в бегство лучшие немецкие воинские части. Советский воин под руководством партии стал другим: он начал путь блистательных побед над врагом. Комиссар Коротилов говорит Дьяконскому: « Они хотели запугать тебя, а ты их возненавидел» Мирные жители также ненавидят захватчиков.
     В романе развенчивается культ личности Сталина, осуждённого партией, приведшего к «благодушию», «зазнайству», субъективному в решении важнейших государственных вопросов, породившего атмосферу недоверия, подозрительности, в результате чего бесславно погибли талантливые и смелые , преданнейшие Родине люди; культ личности Сталина стал одной из причин величайшего несчастья поражения советских войск в первые месяцы войны. Советским войскам было первоначально приказание не вступать в сражение с немецкими войсками, так как наступление , вероятно, - инициатива отдельных немецких генералов. Осуждая своё  поведение предвоенных лет, полковник Порошин с горечью восклицал: « Надо было добиваться, ломать стену». 
     Изображение войны в романе реалистично и имеет своими истоками описание войны Л.Н.Толстым в «Севастопольских рассказах», «Войне и мире». Здесь, в романе «Неизвестные солдаты», показаны огромные трудовые усилия, пот, грязь, лишения, позор отступления, человеческие слабости, трусость, предательство; но здесь же массовый героизм, неистребимое чувство патриотизма советских солдат, гуманизм, трогательное благородство и прекрасная моральная чистота их.
     Автор противопоставляет образ советского воина образу немецкого солдата. Немцам свойственны зазнайство, высокомерие, бессердечие, тупость, Ограниченность мировоззрения личными интересами «волчьего закона», эгоизм. Они расстреливают беженцев, уничтожают  советских людей в концлагерях, пленных и раненных, убивают людей ради развлечения.
     Советский воин испытывает чувство ответственности за будущее культуры всего мира. «Мы теперь за весь мир, за будущее отвечаем», говорит комиссар Коротилов.
     Немцы бравируют своим вандализмом. «Самый прекрасный пейзаж – «военный», изрекает Гудериан. Он мечтает перекрасить белоствольные русские берёзки в защитный цвет. Коли моральное превосходство на стороне русских людей, то могли ли победить немцы?
     Книге присуща стройность композиции, плавное и закономерное развитие сюжетных линий, их взаимосвязь, подчинённая раскрытию общей патриотической теме, что мы находим  в лучших произведениях русской классической и советской литературе.
     Автор использует в романе литературные приёмы построения образов, зарекомендовавшие  себя , как наиболее удачные средства  изобразительности.
     Помещая действующее лицо в различные условия жизни, писатель тем самым всесторонне показывает его моральный облик, его настроения, чувства, переживания обосновывая, таким образом, его поведение в обществе, его отношения к волнующим вопросам жизни, его поступки, развитие. Это основной приём обрисовки литературного образа, приём полноценного доведения до читателя характера литературного героя и в полной мере отвечающий определению А.М.Горьким художественной литературы, как науки человековедения. Образы комиссара Коротилова, Игоря Булгакова, Виктора Дьяконского, Ивана Булгакова, Степана Ермакова, полковника Порошина, Насти Коноплёвой, Фридриха Крумбаха, Гудариана и других = значительное художественное достояние автора.
     К известным литературным приёмам можно отнести также использование автором в романе и таких, как портрет героя, например, Игоря Булгакова, Альфреда Ермакова; значительное и глубокое по содержанию или подчёркивающее переживания героя. Описание пейзажа, иногда перерастающего в символ, что напоминает нам черты древнейшего литературного памятника русского искусства «Слово о полку Игореве», образное развёрнутое сравнение, например, описание природы в начале книги; картина первых печальных признаков осени в родном саду Игоря, уезжающего учиться в Москву; образ заходящего над Брестской крепостью багрового солнца, наблюдаемого Гударианом; изображение надвигающейся  с запада грозы, в то время, когда Дьяконский едет из отпуска в Брестскую крепость; картина осеннего леса , падающего, оторвавшегося от родной ветки жёлтого листа, что видит Степан Ермаков, решивший убить себя; мастерство описания бытовых сцен, праздничного стола, например, описание именин у Булгаковых, сцены охоты, что напоминает нам произведения Державина, Пушкина, Гоголя, Толстого; описание широких батальных полотен, сражений в Приднепровье, на Бородинском поле, что напоминает нам описания батальных сцен в произведениях Л.Н.Толстого; содержательные концовки глав, дающие широкий простор мыслям, прочно запоминающиеся, например, звучащая, как афоризм: «отрадное нельзя забывать», хотя бы для того, чтобы не допустить повторения; лирическая : «На тёмном фоне избы белела кофточка Василисы»; лирическая  и очень значительная по содержанию» Игорь наклонился над ним(сыном), хотел поцеловать его, но помешал висевший на груди автомат; такие концовки  мы находим в произведениях Л.Н.Толстого.
     Таким образом роман В.Д.Успенского, как патриотическое  произведение , продолжает дорогие нам традиции самой передовой литературы мира – русской и советской литературы.
     Чем же интересен роман в отличии от других романов о Великой Отечественной войне?
     Нас поражает в нём необычайная широта охвата явлений жизни в их сложности и противоречивости. Здесь история прошлых веков, дорогая русскому сердцу. История борьбы русского народа за свою независимость, история событий ближайшего времени и событий современных; здесь изображение жизни людей маленького городка Одуева, расположенного в центре Европейской части страны, пограничной зоны, Белоруссии, Приднепровья, Подмосковья, Орловщины, Москвы, Ленинграда, Харькова, наконец, Бельфоре – во Франции, Кальмара – в Эльзасе, Берлина и других городов и местностей. В романе около 130 действующих лиц, не считая воинских соединений от отделения до фронта. Широчайший диапазон боевых действий от одиночного бойца в окопе-ячейке до движения армий и фронтов.
     Среди действующих лиц мы видим вчерашних школьников, студентов, служащих, и учёных, красноармейцев, командиров, полководцев, Членов Военного Совета, представителей многих национальностей, старшее и молодое поколение; немецких солдат, офицеров армии и гестапо, генералов, фельдмаршалов  и ,наконец, Гитлера.
     Но что самое главное, свидетельствующее о недюжинном таланте автора – это индивидуализация образов и действующих лиц как обобщение явлений социальных; это реалистический подход к изображению человека, которому свойственно всё человеческое. Образы романа – живые люди, которые обладают достоинствами и недостатками, силой и слабостью.
     В центре романа стоит народ, советский человек, хранитель и носитель лучших, высоких моральных качеств: миролюбия, интернационализма, коллективизма, воинской чести, доблести и героизма, стойкости, верности революционным идеалам преданности партии, как выразительницы заветных народных чаяний.
     И в то же время мы видим  в здоровой и прекрасной советской семье народов, как отрыжку  старого буржуазного строя или, как результат порочного воспитания отдельные фигуры предателей и трусов: Ракохруста, Сидора Антипина(Крючка) Кислицина, начальника районной полиции Горицвета, полицаев, которых презирают даже немцы. Трусы и предатели гибнут: им нет места на земле.
     Индивидуализация делает образы романа самобытными, не похожими друг на друга. У каждого из них свои, наряду с общими, особые черты, присущие каждому отдельно. Игорь  Булгаков, Виктор Дьяконский, Сашка Фокин – близкие товарищи, но каждый из них имеет свои индивидуальные черты.
     Знаменателен образ колхозника Ивана Булгакова. Он охраняет колхозный сад, героически сражается, отдаёт последнюю честь командиру дивизии, мстит немцам, выходит из окружения, не остаётся в семье, а уходит защищать Москву. Он становится поваром и кормит танкистов горючей пищей – вкусной кашей. Как много во всём этом смысла.
     Оригинальным и новым приёмом в книге является подчёркивание героизма русских людей, как традиционной черты. Игорь Булгаков, молодой политрук сражается на Бородинском поле, на месте, где когда-то во время Бородинского сражения, стояла батарея Раевского и словно принимает эстафету героизма незабываемых храбрецов Отечественной войны 1812 года.
      Идею романа можно выразить словами одного из героев книги Игоря Булгакова: « Главное -  Родина»!  В этом высказывании – весь смысл романа, его оптимизм, его глубокая вера  в силы народные, их вечную молодость, вера в победу животворных ленинских идей.
      Роман Успенского В.Д. «Неизвестные солдаты»  перекликается и с сегодняшним днём, когда Россия защищает свою Родину от фашистов, воспитанных  странами НАТО, подчинённые и по сути оккупированные  США. Опять фашизм, опять повтор бедствий и гибель наших солдат и большей частью они в этих боях становятся неизвестными, так как их расстреливают фашисты и закапывают в неизвестной стороне и неизвестной земле.     Опять жестокость, лютая ненависть к русским и желанием уничтожить, расчленить Россию. Такие же задачи ставил и Гитлер в свой книге «Майн Кампф».  Вот почему наша специальная военная операция ставит своей задачей уничтожить фашизм и нацизм, вот почему главное в романе Успенского В.Д. «Главное – Родина» актуальна, как никогда и это должны понять все люди России и даже либералы и предатели России. У нас одна Родина – это Россия и этому должна быть посвящена жизнь наших солдат, президента , генералов и всего тыла, всего народа, тем более олигархов . Пример есть с кого брать  с  Генерал- полковника Белова П.А.- Героя Советского Союза, надёжный помощника и консультанта, глубоко знающий войну ,прекрасного душевного человека, который помог В.Д.Успенскому написать такие замечательные книги, как роман  «Неизвестные солдаты» и книгу «Тайный советник вождя».  Теперь уже нужно вернуть лозунг ВОВ – ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА - ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!!!» Русская армия должна  иметь всё для ПОБЕДЫ, а воров призвать  к ответу без жалости, как в Великую Отечественную войну!!! СИЛА в ПРАВДЕ! «ПОБЕДА БУДЕТ  ЗА НАМИ»!!!
       23 ноября 2022 года               
                Б.Успенский
                Руководитель Одоевского
                литературного объединения  «Родник».