( из литературного дневника)
Гарлем расположен на северо-востоке нью-йоркского острова Манхэттен. Пятая авеню делит
его на Центральный и Восточный округ. В Центральном округе более 96 процентов жителей –
чернокожие. Манхэттен означает «скалистая гора» . Он тянется вдоль реки Гудзон на двадцать
с лишним километров. Ширина же острова не превышает четырёх километров.
Даже те, кто ни разу не бывал в Нью-Йорке, хорошо знают, что такое Уолл-стрит, Бродвей,
Гринвич-Виллидж, Чайнатаун, знаменитые небоскрёбы и нью+йоркские скверы. Известный
писатель Вашингтон Ирвинг так с иронией отозвался о названии острова Манхэттен: мол, оно
произошло от имени великого индийского духа Маниту…
Торговля чёрными рабами началась в конце XVI века. Их насильно переправляли в Америку.
В английских колониях афроамериканское население подвергалось большим репрессиям. В
католических колониях (испанских, французских, португальских) к чернокожим относились
более терпимо.
Сегодня любители джаза, разумеется, знают, что его корни следует искать в Африке. Чёрные
рабы, привезённые в Америку, пели о боли человека в цепях и о надежде на освобождение.
Джаз развивался на корнях блюза, госпела (gospel), духовных песнопений афроамериканского
населения – потомков рабов, вывезенных из Восточной Африки.
«Спиричуэлс» – это тип народной духовной песни американских чернокожих, сформированный
ещё в середине семнадцатого века, если не ранее. Само слово «spiritual» означает «духовный»,
ибо речь идёт о сакральных псалмах, которые исполняли в церкви. Регент хора торжественно
запевал несколько стихов псалма, а верующие хором вторили ему.
Со временем «спиричуэлс» перешёл и в сферу светской музыки, где песни часто сопровождались
танцем «шаут». Постепенно пение «спиричуэлс» распространилось по всему миру. «Госпел» –
английский термин (от саксонского выражения «good spell», Благая Весть). Это жанр духовной
песни белых американцев. У африканцев позднее возникла своя манера пения «госпел».
Словом, речь идёт, как вы понимаете, о корнях джаза, об афроамериканской музыке между
колониями и континентами, между Америкой и Европой. «Колыбелью» же джаза стал Новый
Орлеан. Век назад такие имена, как Луи Армстронг и Сидни Беше, Бикс Байдебек, Хендерсон,
Элингтон и другие, были у всех на слуху.
Двадцатые годы минувшего века называют «эпохой джаза». Помимо стиля Нового Орлеана, ярко
выделялся более мощный стиль Нью-Йорка – он имел резковатый, немного нервный, бурный
характер. Такой антисентименталтный джаз играли в ночных ресторанах и в барах, где царила
атмосфера Луи Амстронга, которого по справедливости считают первым «классиком» джаза.
(использована справочная литература)
________________________________________
23 ноября 2022; Санкт-Петербург