Абхазское вино. Эссе от Сказочника

Элизабет Симпсон
Предыстория. Супруг навестил своего друга, привез от него маленькую бутылочку вина: друг недавно вернулся из Абхазии, там купил специально для нас.
Мы со Сказочником вкусили сего напитка за ближайшим обедом, и, вдохновленный полученными ощущениями, муж отправил другу письмо, текст которого, без купюр, прилагаю ниже (при полном разрешении на то автора). Как текст от соавтора по сказкам Робусто, а, значит, тоже вполне имеющего право быть на этой страничке.

******
Вчера выпил стаканчик, супруга тоже.
Супруга сказалась что с пузырьками, наверное, среагировала ассоциация — если молодое, то обязательно должно покалывать хоть небольшой газировкой, я такого не заметил — совсем спокойное вино, по моему мнению.

Вкус — тройственный, сложный, чистый.

Цвет немного сдвинут в сторону портвейна, непрозрачный, с коричневыми оттенками как у пересушенного красного винограда, поэтому ожидается густота и маслянистость напитка, но вино льётся легко и тонко, как всякое молодое вино.

Запах лёгкий, почти прозрачный  —  утренний, до жары, то есть ранне утренний совсем, флёр виноградника: немного сахара, виноградных чуть спелых гроздьев, зелёной крупной листвы и коричневых веточек. Примеси запахов растения, к запахам плода, сразу немного сбивают с толку, но настолько, насколько это редкость среди самодельных вин, а является особенностью магазинных вин совсем коллекционных, конечно, в разумных пределах трёх тысяч рублей цены за бутылку у крупных сетевиков.
Почти мгновенно к аромату привыкаешь и начинаешь погружаться в ощущение предвкушения возможного вкуса. Чистота и легкость сложного четырёх, не побоюсь этого слова, мерного аромата позволяет появится надежде, что вкус не будет вульгарным.

Текучесть. Легкость пития.
Отсутствие густоты и незаметность маслянистости позволяет легко наполнять бокал, не оставляя капель на срезе горлышка бутылки. Аналогично смело, без опаски, пьётся, причём из бокалов любой формы. Но есть особенность — после одного бокала замечаешь, что стоит приостановится, подождать, почувствовать как приходит бодрость и настроение, мысль, что надо повторить, в голову не приходит, понимаешь, осознаёшь, что выпил, вот здесь скажу красиво, потому что только так честно можно сказать, вино от сердца пожилого абхаза, со седой щетиной на лице и слезами во внимательных глазах, руки которого сморщены от труда и опираются на палку посох из очень старой лозы.

Здесь уже можно заканчивать описание, потому что дальше пошло действие вина, пьянящее как вид неба над Кавказскими горами, которые я видел из Пятигорска смотря в сторону Эльбруса. Вершина Эльбруса видна из-за туманов очень редко там, Бештау за ломанную кромку неба отвечает в этом курортном городке, и опьянение от этого вина такое же от слова совсем. Сознанием понимаешь, что все стало вокруг красиво, что ты в горах, вот они мифические склоны титанов, но при этом еще есть мечта, пока спрятанная за утренними туманами. Но совсем скоро придёт новое Солнце, и пик Эльбруса покажет тебе, что такое настоящее горное сокровище счастья.
И вот здесь скрыт секрет этого вина — в счастье порой его ожидание главнее его самого, и это вино не даёт полного опьянения, останавливает от продолжения и, тем самым, даёт вот это ощущение приближения чего-то хорошего, того, что нужно обязательно дождаться. Так ведь и вино пьётся по праздникам, событиям, так что это вино и здесь никого не обманывает, а показывает путь к кульминации праздника.

О вкусе.
Очень лёгкий, скорее намёк на вкус, но он есть. Если аромат четырёх мерный, то про вкус надо сказать немного иначе — он трёх слойный. Совсем как наш, тут уже сам должен скатится до вульгарности, но без этого полного разбора не получится, пищеприемник. Язык, щеки, нёбо — всем достаётся почувствовать эссенции мякоти, которая не очень сладкая, но и совсем не кислая, а такая столово-виноградная, кожуры, которая плотная и тианино насыщенная, и косточек, которые терпкие, но настолько аккуратно присутствуют, что дают ощущение выдержанности в деревянной бочке, что немедленно удивляет, при такой легкости вкуса и раздвигает ощущения от языка через продолжительные щёки до нёба. После этого глоток, и корень языка принимает, понимаешь— это питьё, это надо пить, пить вкушая, воспринимая всеми рецепторами глубину мелкого горного ручейка, неширокой речкой начинающего полноводную реку в долине.
И всё-таки о вкусе.
Без дифирамбов было не обойтись, но возвращаюсь к вкусовым ощущениям.
Это похоже на портвейн из Португалии, то есть напиток крепкий (20гр.), сладкий (до 140г/л), насыщенно сухофруктный , но у которого убрали крепость, сахар и из сухофруктов оставили изюм, который не довели до иссушенного состояния и, может, следы ореха. Можно подумать, что это всего навсего портвейн разбавленный водой из горного родника, но понимаешь, что разбавили его как-то нелинейно, чего-то убрали побольше, а что-то, наоборот, растянули, замещая лакуны вкуса.
То есть омолодили.
В целом вкус настолько нейтрален, что можно пить в любое время и с чем угодно, фактически как очень чистую воду. Но это всё-таки вино. Именно молодое легкое виноградное вино. Вот если есть такая вода, которая бежит по лозе, питая ее, рождая виноградные кистья, насыщая их вкусом, то это она самая.

Тост для этого вина.
Хочу пожелать всем, кто к моей радости выпивает со мной это молодое, но достойное и честное вино, чтобы с какой силой лоза каждый год даёт нам возможность насладится этим вином, так и наше здоровье позволяло нам дарить нашим близким радость, не забывая мудрые слова кавказца родившего это вино — чтите старших, помогайте молодым!
**************
Мне лично, помимо "первого слоя" содержания (безусловно!), понравилось хорошо уловимое крещендо изложения, переход от бытовых, простых ощущений, через все усложняющиеся ассоциации - к полноценной сюжетной картине, к итоговому смыслу всего вышесказанного.
Впрочем, на то я Лиза Симпсон, чтобы наслаждаться аурой, сбалансированной структурой, наполненностью текста, как отличным вином  )
Доброго здоровья! :)