Бет-ав или Отчий дом

Ирина Михайловна Дубовицкая
(Начало повести "ИЗ ЗАКОНА К БЛАГОДАТИ". Продолжение http://proza.ru/2022/11/22/738)

Женщина вытерла руки передником и поспешно вышла из кухни: ее привлек резкий звук, раздавшийся из соседней комнаты – показалось, что упало что-то тяжелое.
«Хотя бы с Моше чего не приключилось»…
Моше был их самый балованный и самый любимый – одно слово,  младшенький… «Пока… младшенький», - не смогла удержаться она, чтобы любовно не огладить свой заметно «надувшийся» за последние месяцы живот: скоро, очень скоро у них появится «тинок хадаш» – «новый малыш».  Ну и что, что их уже пять?! Они с мужем всегда считали, что если дети – это счастье, почему счастья должно быть мало?!
Когда женщина, наконец, увидела сидящего и что-то мастерящего на паласе малыша - не сразу разглядела его в полутьме - она успокоилась: постреленок ничего серьезного не натворил. Подумаешь, кувшин свалил? Эка беда! Тот даже не разбился!
Она поставила кувшин на место и погладила мальчика по голове, поправив кипу (Моше едва дождался, когда ему, наконец, исполнится три года, и он получит СВОИ кипу и таллит катан: теперь он не снимал их ни днем, ни ночью). Затем, вспомнив о тушащихся на плите овощах, женщина поспешно направилась назад, в кухню…
***
…А немного погодя все их большое семейство (за исключением старших – его родителей: те гостили у знакомых по соседству)  собралось за массивным обеденным столом. Помолились. Затем первую миску с самым лакомым куском она, конечно же, подала, ба,ал – своему повелителю, мужу; вторую взяла себе (дети должны приучаться к заповеди - «Люби отца своего и бойся матери своей» - как говорится, - «с молодых ногтей!)…
Женщина вообще поступала как должно, всегда начиная день правильно: первое, что она делала, проснувшись, говорила моде ани (так было нужно благодарить Бога за то, что проснулась); потом, еще не встав с постели, «очищалась» - мыла, как это делают священники, прежде, чем войти в Храм, руки (каждую руку три раза) с помощью приготовленных накануне специальных кружки и тазика (когда она была очень маленькой, ее крошечные ручки помогали мыть родители, как когда-то это делали многие поколения до них); потом она шла в ванну умываться; а потом, конечно, молиться (полагалось молиться трижды в день; муж, как правило, шел в синагогу, а она, как большинство женщина, делала это дома).
Она знала много молитв. Но, кроме них, она еще знала много благословений: до еды и после нее, благословения каждому из видов пищи (прежде чем съесть яблоко, говорила: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, который сотворил плод дерева»; перед тем, как съесть хлеб – «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, производящий хлеб из земли»...); знала благословения, которые положено произносить, когда видишь молнию, слышишь гром, нюхаешь душистые цветы или травы, видишь море, падающие звезды, горы… Всегда, как нужно, благословляла она Бога. Даже тогда, когда узнавала о чьей-то смерти: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, судья праведный», - произносила женщина при этом положенный текст. Она научилась молиться и произносить благословения практически сразу, как начала говорить. И дети ее этому научатся.
… Когда все поели, муж бросил благосклонный взгляд на каждого из сидящих за столом (это тоже полагалось: отец должен благоволить ко всем членам семьи!) и произнес особую молитву-благословение, положенную после трапезы с хлебом.
***
Муж этой женщины был человеком серьезным и основательным. С первого дня, как ее, празднично одетую, привели в его дом, она только и знала, что благодарила Бога за то, что здесь оказалась. Нет, любивший ее отец, конечно же, перед помолвкой спросил дочь, нравится ли ей будущий муж; но это была, скорее, формальность, ведь к тому времени брачный контракт был уже составлен и даже приданное – мохар – приготовлено. Но… так тоже было положено…
А потом отец произносил много подобающих случаю напутствий о том, что, -  «…брак и создание семьи — обязанность, которую должен выполнять каждый из них в соответствии с библейской заповедью плодиться и размножаться… что тот, кто уклоняется от брака и рождения детей подобен убийце… что, пока человек не вступил в брак, не стал частью супружеской пары, его личность не может развиться полностью и неженатый мужчина не может потому достичь совершенства, а незамужняя женщина – это незаконченный сосуд… что семья подобна куче камней — вытащи один, и вся куча рассыплется… и тот, кто навлекает бесчестие на себя, навлекает его на всю семью».
Продолжавшееся затем шесть дней свадебное торжество виделось ею с высот настоящего, как в тумане. С тех пор ее жизнью стала эта большая кухня с двумя очагами и двумя наборами посуды (отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи) да детская, год от года наполняющаяся все новыми и новыми «тинок хадашами»…
Мягкая и добрая от природы, женщина всей душой привязалась к уже устоявшемуся быту семьи, который, по сути, мало чем отличался от того, в котором рождались и умирали многие поколения ее предков. Их семья была таким же, как у всех, средоточием религиозных традиций и обрядов – исполнением предписаний суббот и праздников, церемониальных трапез с церемониальным же зажиганием свечей и произнесением бенедикций.
Ей, как раз, и нравилось то, что в этой жизни все раз и навсегда по каждому случаю было определено. Как определено было и то, что когда-то придет в нее Мессия, который «сядет на Царство» и навеки обеспечит достатком и покоем все роды и племена  многочисленного богоизбранного народа.

Фото из Интернета
(Продолжение следует)