Читаем Евангелие с художниками. Моление о чаше

Вадим Гарин
Предыдущая часть http://proza.ru/2022/10/28/1711

Очерк 6.

Коллаж автора

Фото 1 на коллаже: Н.Н. Ге «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», 1889 г., холст, масло, 142х192. Находится в Государственном Русском музее. (эскиз картины, выполненный в 1888г., холст, масло, 67 х 100, находится в Третьяковской галерее). Фото 2 – выделенный мной фрагмент картины: голова Иисуса, обращённая в небо к Отцу небесному.

Фото 3 на коллаже: В.Д. Поленов «Олива в Гефсиманском саду» 1882г., холст, масло, 30,1х23,7, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Фото 4 на коллаже: В.Г. Перов «Перов: Христос в Гефсиманском саду», 1878г., холст, масло. 151,5x238, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Фото 5 на коллаже: Г. Воронецкая «Моление о чаше». Иллюстрация на Евангельские мотивы для детей православного журнала «Фома».



                "Отче Мой! Если возможно, да
                минует Меня чаша сия; впрочем,
                не как я хочу, но как ты"
               
                (Мф. 26:39)
 

Предисловие:
                Как я выбираю тему очерка, и что в приоритете: изобразительное искусство или сюжет и текст Евангелия? – спросил меня приятель, прочитав предыдущие очерки. Это несколько примитивный подход. Конечно, меня увлекают евангельские события, в которых разобраться бывает непросто. Древняя история, чужая страна, свой уклад жизни, собственная  религия и социология. Находят и погрешности перевода (с др. еврейского и арамейского на греческий и далее на старославянский и русский язык).
                Всё это служит препятствием для восприятия Евангелия.  Вот я и разбираюсь, размышляю, пытаясь понять исторические причинно-следственные связи событий, не занимаясь их толкованием.
                А почему вдруг художники? Тут всё просто:  во-первых, я люблю изобразительное искусство (можно сказать, родился среди картин, мольбертов, этюдников, красок и кистей), а во-вторых, художники видят мир иначе, чем окружающие. Способность подлинного художника (кстати, это касается не только изобразительного искусства) воспринимать мир во всём его многообразии и духовных связях поражает! Художник проникает во время и события, исходя из СОБСТВЕННЫХ представлений о них, и видит в них то, что рядовой человек редко заметит. Это не значит, что его вИдение отражает истину(«Что есть истина»? Понять бывает трудно), но меня всегда интересовала точка зрения художника.
                Древние китайцы говорили, что картина даёт тысячу суждений или один-единственный образ красноречивее тысячи слов . Мудрые люди!



                «И, воспев* (Иисус с учениками), пошли на гору Елеонскую», - так закончилась Тайная вечеря (Мф.26:30; Мк.14:26)…
                И не просто «пошли» - ведь ученики валились с ног от усталости и хотели спать, а Иисус увлёк их за собой в Гефсиманию к подножью Масличной горы, сказав им на выходе из дома:
                - «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада», на что Пётр  возразил:
                - «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». (Мф. 26:31, 33)
                Иисус с горечью ответил: - «истинно говорю тебе,  что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня». (Мф. 26:34)**

                Николай Николаевич Ге на картине «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» (фото 1 на коллаже и фото 2 – фрагмент с лицом Иисуса) изобразил Иисуса с учениками, выходящего из дома, где только что завершилась трапеза, на которой Христос поведал им о неминуемом приближении исполнения его миссии на земле.
 
                Мерцаньем звёзд далёких безразлично
                Был поворот дороги озарён.
                Дорога шла вокруг горы Масличной,
                Внизу под нею протекал Кедрон.

                Так описал путь Иисуса с учениками Борис Пастернак в стихотворении «Гефсиманский сад», выдержки из которого я привожу:

                Лужайка обрывалась с половины.
                За нею начинался Млечный путь.
                Седые серебристые маслины
                Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

                В конце был чей-то сад, надел земельный.
                Учеников оставив за стеной,
                Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
                Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».

                Он отказался без противоборства,
                Как от вещей, полученных взаймы,
                От всемогущества и чудотворства,
                И был теперь, как смертные, как мы.
                ...................................

                Ночная даль теперь казалась краем
                Уничтоженья и небытия.
                Простор вселенной был необитаем,
                И только сад был местом для житья.

                И, глядя в эти чёрные провалы,
                Пустые, без начала и конца,
                Чтоб эта чаша смерти миновала,
                В поту кровавом Он молил Отца.

                Смягчив молитвой смертную истому,
                Он вышел за ограду. На земле
                Ученики, осиленные дремой,
                Валялись в придорожном ковыле.

                Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
                Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
                Час Сына Человеческого пробил.
                Он в руки грешников себя предаст».

                Можно ли лучше сказать об этих событиях? Художники (не важно, поэт ты или живописец) проникают в самую суть событий!
                Картина Н.Ге потрясает. Она стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, хоть её и подвергла жёсткой критике церковная цензура.
                Ночь. В полосе лунного света - дом и площадка перед дверью, на которой стоят Иисус и позади Иуда в жёлтом плаще, замысливший предательство учителя. Взор Иисуса Христа устремился в мерцающее небо. Он ведёт внутренний диалог с Отцом: - «…Отче! Пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя…» (Ин. 17:1)
                Остальные апостолы спустились с крыльца и со скорбными мыслями в печали медленно  уходят, словно растворяясь во тьме ночи.
                На древние, истёртые камни нисходит мертвенный лунный свет и создаёт ощущение звенящего одиночества  и одно-временно чего-то иррационального, мистического. Художник Михаил Врубель как-то сказал о картине: - «Здесь такой лунный свет, от которого болит голова».
                Глядя на пустынный пейзаж, создаётся впечатление, будто жизнь остановилась, природа замерла в тревожном предчувствии неизбежного.
                Я нашёл, как мне кажется, верное и эмоциональное  описание картины                 «Ге изображает спасителя в последние часы его земного бытия, когда он, своей земной природой, как смертный человек осознал, реально ощутил весь ужас предстоящих ему истязаний: глумления обезумевшей толпы и казнь, самую мучительную и самую позорную. И его пронзает жгучая тоска. Обратив взор свой в небо, к отцу небесному, он весь уходит в молитву, кажется окаменевшим в страстном порыве молитвенного предстояния. Н.Ге в Христе искал высокий этический идеал и видел в нём прежде всего ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ, а не божественную природу».

                Картина демонстрировалась на семнадцатой выставке передвижников и привлекала толпы зрителей новизной образного решения, совершенно не характерного для художников этого объединения.
                Многие художники писали на этот сюжет под разными названиями: «Моление о чаше», «Христос в Гефсиманском саду», «Борение Иисуса в Гефсимании».
                «В 1874 г., находясь в Париже, обратился к этому сюжету и И. Репин, но, не закончив его, на том же холсте вдруг написал «Стеньку Разина в лодке». Бывший в это время в Париже И.С. Тургенев и видевший начало работы Репина над картиной, посчитал состояние художника «психически неблагополучным».
                Репина волновал этот сюжет, и впоследствии он возвращался к нему, но завершить работу над ним  не удалось». (https://www.pravmir.ru/gefsimanskiy-podvig-iisusa-hrista/)
                Натурные этюды олив в Гефсиманском саду в 1885 г. пишет и В. Поленов (фото 3 на коллаже), а в евангельскую серию картин он включает композицию «Прискорбна душа моя» (ныне находится в США. В Третьяковской галерее — карандашный рисунок).
                Натурные этюды Гефсиманского сада выполняет во время своих путешествий на Восток и Н. А. Ярошенко.
                А в 1901 г. к этой теме обращается и мастер лунного света А. Куинджи. Он пишет «Гефсиманскую ночь»***. 
                К этому сюжету обращаются Поленов, Врубель, Айвазовский, Нестеров, Маковский, Глазунов, Турлыгин, Котарбинский, не считая зарубежных живописцев и не говоря уже о иконописи, где есть церковное указание по написанию икон****
                Думаю, перечисленного вполне достаточно, чтобы убедиться в огромном интересе к молитве Иисуса о чаше.
                Но если говорить только о живописи*****, то в моей душе неизгладимый след в оставили  две картины: Н. Ге и В.Г. Перова. Именно на них я и остановился в очерке.
               
                Вот ещё что интересно: все художники писали сцену непосредственного моления Иисуса Христа, и только Н.Ге, совершенно неожиданно остановился на выходе Иисуса с учениками из дома, где происходила Тайная вечеря, хотя по сюжету кульминацией происходящего, безусловно, является сама молитва Иисуса! Но Ге решил изобразить именно первые минуты их выхода,  в которых мы уже видим душевные страдания Иисуса. Он был совершенно уверен в том, что впереди ждёт только смерть. Но перед ней Ему пришлось вынести самую тяжёлую борьбу, чтобы подчинить Свою волю воле Божьей. Смотря на изображение Иисуса, нельзя не видеть жгучей реальности этой борьбы. Картина потрясающе передаёт особое душевное томление и зловещую тишину, в которой предчувствие трагичности последующих эпохальных событий, держит всех в напряжении.
                Я очень советую посмотреть картину ещё раз, но не в коллаже, а свободном доступе интернета, где, увеличив, можно рассмотреть детали изображения.
                И, конечно, не знаю, как у вас, а у меня при чтении глав Евангелия в голову «полезли» вопросы. Почему надо было отправляться для молитвы именно в Гефсиманский сад? Если уж у Иисуса возникла необходимость молитвы, то, как мы знаем из Евангелия, Его молитва происходила в одиночестве, зачем брать всех учеников, затем позже отобрать трёх из них и оставлять их поодаль от себя? Что означает «Все вы соблазнитесь о Мне»?  И какая связь  с книгой пророка Захарии, где написано: «поражу пастыря и рассеются овцы стада»? И самое главное: о чём эта молитва? Вспомним её:

                «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

                Начну с последнего вопроса. На молитву о чаше имеются многочисленные толкования видных библеистов и деятелей церкви: комментарии Баркли; толкование Новой Женевской Библии; толкование Иоанна Златоуста; комментарии Мак Дональда; серия комментариев Мак Артура; толкование Мэтью Генри; толковая Библия Лопухина; толкование Далласской семинарии; толкование Феофилакта Болгарского; новый Библейский Комментарий; лингвистический Роджерс; комментарии Давида Стерна; толкования Августина; комментарии Скоуфилда и др.
 
                Чего так все всполошились? Да потому, что это очень непростой вопрос о человеческой и божественной природе Христа.  Я не высказываю своего мнения (без меня хватает!) по вопросу, вызывающему многочисленные споры, публикации, исследования… Не привожу их разноголосицу.
                Очерк посвящён другой теме, однако вспомним, что В ХРИСТИАНСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ МНОГО ПОНЯТИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ СТОРОНАМ. Они сопоставляются и существуют в определённой напряжённости: разум и вера, вера и дела, закон и благодать, трансцендентность (бесконечность) и имманентность (присутствие) Бога*****:, Божественное предвидение и свобода человека  и т.д.
                Вот видный русский религиозный философ (богослов, писатель, преподаватель Московской духовной академии) М. М. Тареев в работе «Жизнь и учение Христа» писал:
                «что Христос, для того, чтобы решить возникшую во Вселенной проблему греха, затрагивающую характер Бога, должен был быть Богом. Он должен был иметь Божественную природу. Но поскольку Он должен был умереть как наш Спаситель, Ему нужно было стать человеком, потому что Бог умереть не может. Вот почему Сын Божий должен был прийти в этот мир и как человек, и как Бог. Чтобы обе природы были в одном человеческом существе, для чего Иисус должен был родиться другим способом, не так, как каждый из нас».
                Отмечу, что без понимания двойственности природы Христа, невозможно понять существа Его молитвы. Однако должен заметить, что церковь не сразу пришла к пониманию и утверждению этой двойственности. Утверждение её произошло только на четвёртом Халкидонском Вселенском соборе, созванным императором Марцианом в 451 году.

                Увидев внушительный список толкователей молитвы о чаше, я выбрал для себя только Александра Лопухина (Русский библеист, проф. С.Петербургской духовной академии, 1852-1904гг), Феофилакта Болгарского (Архиепископ Болгарский Блаженный 1078-1107гг. Толкователь Нового Завета) и Афанасия Великого (греческий, Архиепископ Александрийский 296-373гг.) – благо их книги у меня на полке.
                Так вот, св. Афанасий Великий писал, что моление Христа о чаше, так богословы назвали эту молитву, «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него». («Толкования на псалмы» Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2).
                Это понял и Пастернак, и художники, которых заинтересовала и потрясла эта раздвоённость и соединение сознания: человеческого и богосознания!

                Теперь, что означает фраза «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада****** Она гораздо глубже, чем можно подумать с первого прочтения.
                Лопухин отмечает:
                «В предстоящее ночное время указывается на ужас, которого не выдержат ученики. Эта ночь будет временем соблазна (отказаться от Учителя) даже для самых ближайших учеников Христа, они расстаются подобно тому, как рассеиваются овцы, когда бывает поражён пастух. Ученики расстаются все». Далее Лопухин указывает на неточность перевода с еврейского подлинника текста пророка Захарии 13:7.
                «Порази» у евангелистов заменено словом «поражу»  (то есть притянуто в текст для соответствия сюжету. Примечание автора), потому что «если бы поставлено было первое слово, то слова Христа не относились бы к настоящему случаю».
                Тут есть и интересный психологический аспект.
                Ученики признали в Христе Мессию. Как и все иудеи, они видели в Мессии земного правителя, который, придя к власти, освободит Израиль от захватчиков и подчинит все народы мира, как это и сказано в Писании. Объяснения Христа о том, что Царство Его – не от мира сего, не смогли переубедить апостолов.
                До самого Вознесения ученики были уверены, что Господь станет, наконец, земным царем Израиля, а себя они видели помощниками и соправителями Мессии и даже спорили о том, кто из них будет главнее в будущем правительстве Израильского царства. Им не было понятно, что земная жизнь Иисуса заканчивается, и рушатся все их мечты, а Учитель фразой о «соблазне» предупреждал их о возможных последствиях отказа от Него Самого и Его учения.
                Феофилакт Болгарский в толковании ссылается на Евангелие от Иоанна (Ин. 16:1):
                «Я сказал вам об этом прежде. чем сбылось, для того, чтобы вы не соблазнились впоследствии, когда увидите, что многие не веруют вашей проповеди, и что вы сами подвергнетесь бедствиям, но чтобы, заключая потому, что Я сказал вам об этом прежде, нежели сбылось, приняли и утешение Моё с верою, что Я не обману вас в этом случае так же, как не солгал. (Ин.16:4)».
Далее Феофилакт продолжил (Ст. 1-4):
                «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня».

                И последнее: почему местом молитвы Иисус выбрал Гефсиманский сад?
                Само слово «Гефсимания», означает пресс для производства оливкового масла. В самом Иерусалиме, расположенном на вершине горы, не было больших садов. Состоятельные граждане имели свои частные сады на склонах Масличной горы. Гефсимания являлась частной территорией. Сады охранялись, и просто так гулять по ним никто не разрешал.
                Уверенность, с которой вошёл Христос в Гефсиманский сад, говорит о том, что хозяин этого участка был тайным сторонником христианства и разрешал находиться в  своей Масленичной роще Спасителю и апостолам. И, видимо, не он один.
                Кто-то дал Ему осла, на котором Он  въехал в Иерусалим; кто-то предоставил Ему верхнюю комнату, в которой состоялась тайная вечеря, кто-то позволил Ему воспользоваться садом на Масличной горе.
 
                Сад располагался очень близко к городу, к нему примыкает к оживлённая дорога с востока, которая и в древности была крупной транспортной магистралью. Именно по ней ранее состоялся торжественный въезд Иисуса в Иерусалим. Место это было хорошо знакомо Иисусу. Там же в Гефсиманском селе Иисус взял ослика, на котором въехал в город (Мк. 11:1-6).
                Согласно Новому Завету, Иисус и его ученики хорошо знали это место, так как регулярно его посещали, и Иисус пришёл туда потому, что искал полного уединения для молитвы, а сад идеально подходил для задуманного. Учеников же увлёк за собой в этот страшный для себя час потому, что искал в них моральную поддержку. Однако с собой он взял самых верных трёх апостолов, остальных попросил остаться у входа в сад, сказав им, что он желает помолиться в глубине сада.
                Пётру, Иакову и Иоанну Иисус доверял самое сокровенное, именно они поднимались с Учителем на гору Фавор и видели чудо преображения, и теперь им предстояло увидеть Христа скорбящего, опечаленного. Учитель Сам предупредил их об этом:
                - Душа Моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною - Ему важно было быть не в полном одиночестве, Он просил не многого: разделить с ним скорбь перед предстоящей страшной смертью…
                Но Пётр, Иаков и Иоанн присели на землю у старой маслины и заснули. Иисус же отошёл от учеников на несколько шагов, встал на колени у большого камня, упал лицом на землю и начал горячо молиться. Ужас и скорбь охватили в тот момент не Бога, а человека Иисуса Христа.  Естественно,  Он хотел увидеть в такой трудный для него миг поддержку Своих друзей. Но... все трое спали! А когда Он разбудил их, снова призвал:
                - Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение: дух бодр, плоть же немощна, — снова призвал их Учитель. Он знал, что и его ученикам тоже грозит опасность. Чтобы их душа смогла сохранить твёрдую веру, когда их будет одолевать страх боли, страданий, смерти, апостолам следовало молиться так же горячо, как и их Учителю... Но они опять заснули. Сон апостолов запечатлели большинство художников, кроме Поленова и Перова – они остановили свой взгляд только на молитве.

                Из множества картин на сюжет моления о чаше я остановился на картине В. Перова, хотя мне очень нравится и работа Василия Дмитриевича  Поленова «Прискорбна душа моя» (https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post413219480). По ссылке найдёте целый видеоряд картин на этот сюжет.
                Читатели, обязательно посмотрите картину Поленова. На ней Христос молится на коленях у старой оливы. Левая рука на сердце, правая поднята к лицу, волосы Иисуса растрёпаны, на лице отчаяние, но в коллаже (фото 3) я не стал размещать эту картину, а поместил картину Поленова «Олива в Гефсиманском саду». Картина написана с натуры, и создаётся впечатление, что именно это дерево было свидетелем евангельских событий, настолько мастерски переданы формы этого старого корявого дерева, его мощных корней.

                Вернёмся к В. Перову. Почему именно он? Да потому, что на его картине так понятная мне БЕЗЫСХОДНОСТЬ, ОТЧАЯНИЕ! Я его почувствовал даже «кожей». Ни на одной картине, написанной на этот сюжет, нет такого сверхнатуралистического изображения состояния Иисуса - человека в молитве «Да минует меня чаша сия»! Перов не изображает Иисуса Христа стоящим на коленях, как Поленов и другие. Мы не видим лица Христа, а видим распростёртого ниц человека, его голову и вытянутые в отчаянии руки. Именно так, "пав на лице свое", жители древней Палестины выражали одновременно и крайнюю степень мольбы, и крайнюю степень покорности", а вдали на заднем плане древний город и оливы.  Это удивительная картина – вершина творчества В.Перова.
                Не знаю, какое у вас она вызвала ощущение, но у меня в душе так и звучат слова Христа: «Моя душа скорбит смертельно»!

                Совершенно случайно в интернете я наткнулся на православный журнал «Фома» (https://ok.ru/fomajournal/topic/154458075706812)
                Там сегодня работает художник-иллюстратор Галина Воронецкая, выпускница Строгановки, кафедры художественной обработки стекла. Кроме журнала, работает дизайнером интерьеров в Звенигороде. Галина рисует иллюстрации для детей и не только.
                Мне очень понравились её иллюстрации Евангелия для детей. Её настроение, определённая условность, так необходимая для детей, и соответствие тексту. На коллаже (фото 5) иллюстрация Воронецкой на сюжет «Моление о чаше». И хоть я давно вышел из детского возраста, скорее наоборот… Поэтому и поместил в коллаж иллюстрацию для детей.

Продолжение  http://proza.ru/2023/01/07/587

Примечания:

*«И, воспев» -  здесь имеется в виду псалмы «Галель» (также халель, алель — общепринятого варианта написания нет;;)  в иудаизме читаемая по особым дням молитва, выражающая хвалу и благодарность Богу. Пение Галеля до сего времени является обязательным элементом в ходе седера — иудейской пасхальной трапезы.
** Римляне и иудеи делили ночь на четыре стражи: от шести часов
вечера до девяти часов вечера, с девяти часов вечера до
полуночи, с полуночи до трёх часов утра и с трёх часов утра до
шести часов утра. Петух должен был пропеть между третьей и
четвёртой стражами. Иисус говорит здесь, что Петр отречётся от
Него ещё до того, как настанет заря.
***Куинджи «Гефсиманская ночь». Художник никогда не обращался к Евангельским сюжетам. Свет в картине (его осмысление) стал самостоятельным героем. Картина сильно потемнела (секрет красок Куинджи не разгадан до сих пор, но картины темнеют катастрафически. По рецептуре красок он советовался с Менделеевым, с которым дружил. Предполагают, что он добавлял в краски даже перетёртый асфальт). Всмотритесь в картину. Кажется, свет на ней исходит от самого Христа.
****Дионисий Фурноаграфиот, или Дионисий из Фурны; — афонский иеромонах, иконописец, теоретик иконописи. Является автором широко известного сборника наставлений и указаний по написанию икон.
***** «Если говорить только о живописи» - тут я имею в виду то, что кроме живописи на сюжет «Моления о чаше» существуют многочисленные поэтические, прозаические, музыкальные произведения. Например, Людвиг Ван Бетховен написал музыку – Ораторию №85, посвящённую плачу Иисуса Христа в Гефсиманском саду («Плач на Масличной горе»).
***** Трансцендентность Бога (от лат. transcendens – выходящий за пределы) – богословское понятие, отражающее бесконечность Бога, Его запредельность тварному миру, подчёркивающее надмирность Его существования, недоступность человеческому познанию.
Имманентность Бога (от лат. immanens, immanentis – пребывающий в чём-либо) – богословское понятие, отражающее присутствие и пребывание Бога в созданном Им мире.
******Захария 13:7: О, меч! Поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы! И Я обращу руку Мою на малых.
И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней.
И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!»

Автор благодарен В. Теняеву за редактирование очерка.