Политика добычи на Луне

Ольга Вячеславовна
The politics of moon mining | The Hill



thehill.com  /opinion/energy-environment  /3741869-the-politics-of-moon-mining/



Ян Осбург и Мэри Ли, мнение специалистов
18 ноября 2022

Успешный запуск в среду (16 ноября 2022) миссии НАСА «Артемида I» представляет собой первый шаг к установлению постоянного человеческого присутствия на Луне и к эксплуатации возможных обширных месторождений чрезвычайно ценных ресурсов там и в других местах в космосе. Но до того, как начнется добыча полезных ископаемых, космические державы могли бы  установить более подробные правила о том, кто и как получит выгоду от этого щедрого подарка.


В конце концов, США не одиноки в открытии природного ресурсного потенциала Луны и других небесных тел. В последние годы Луну посещали космические аппараты из Китая, Индии и Израиля, и планируется запуск южнокорейского орбитального аппарата. Эта космическая гонка 21-го века может наградить победителей неисчислимым количеством очень ценных материалов.


Какие природные ресурсы может дать лунная добыча? Не только драгоценные металлы, такие как золото и платина, или редкие минералы, но, по крайней мере вначале, в основном вода. Вода на самом деле является одним из самых ценных материалов в космосе, и НАСА подтвердило залежи льда внутри глубоких кратеров вблизи южного полюса Луны. Вода, добытая с Луны, будет больше, чем расходным материалом для жизнеобеспечения астронавтов; его также можно преобразовать в кислород и водород, которые в сочетании образуют мощное ракетное топливо. Это, в свою очередь, может позволить исследовать более отдаленные направления, такие как богатые полезными ископаемыми объекты в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, и открыть потенциал огромных экономических и социальных возможностей для вовлеченных стран.


Но добыча полезных ископаемых в космосе относительно слабо регулируется существующей политикой или управлением, несмотря на эти высокие ставки. Это, особенно в сочетании с возвращением соперничества великих держав на Земле и в космосе, создает потенциал для конфликтов между конкурирующими национальными государствами, а также между неправительственными субъектами. Создание структур управления могло бы помочь свести к минимуму вероятность конфликта, одновременно поощряя сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами и способствуя эффективному использованию этих ресурсов.


В поддержку своей программы Artemis НАСА уже разработало соглашение (Artemis Accords), описываемое как «общее видение принципов, основанных на Договоре о космосе 1967 года, для создания безопасной и прозрачной среды, облегчающей исследования, науку и коммерческую деятельность всего человечества». К этому соглашению уже присоединились более 20 других стран.


Видео по теме: Ученый НАСА: к 2030 году люди будут жить и работать на Луне


Помимо многонациональных соглашений, таких как Artemis Accords, существующий режим управления всей космической деятельностью основан на вышеупомянутом Договоре по космосу (ДПК) и множестве толкований и прецедентов, прилагаемых к нему. Но ДПК не хватает конкретики, и он восходит к временам, когда национальные государства только начинали действовать в космосе. И хотя в последующем Лунном соглашении 1979 года говорится, что ни Луна, ни ее ресурсы «не должны становиться собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственной организации или любого физического лица», ни США, ни любая другая крупная космическая держава не ратифицировала его.


На национальном уровне многие страны независимо друг от друга разработали политику, позволяющую извлечь выгоду из космических ресурсов и технологических достижений. В 2015 году Конгресс принял Закон США о конкурентоспособности коммерческих космических запусков, в котором утверждается, что граждане США «имеют право на любой астероидный или космический ресурс, полученный… в соответствии с применимым законодательством, включая международные обязательства Соединенных Штатов».


Чтобы помочь создать прецедент в этом контексте, НАСА недавно выбрало четыре частные компании для сбора лунных образцов и продажи их НАСА, чтобы «удостовериться, что существует норма поведения» при добыче и использовании таких ресурсов. Люксембург, Объединенные Арабские Эмираты и Япония последовали их примеру со своими односторонними законами о добыче космических ресурсов.


Россия и Китай также развили амбиции в области добычи полезных ископаемых в космосе и договорились сотрудничать друг с другом в лунных миссиях. Но маловероятно, что они присоединятся к таким договорам, как Artemis Accords. Китай подверг критике концепцию зон безопасности, изложенную в соглашениях, и глава российской космической программы (Рогозин, 2020) заявил, что соглашения слишком «ориентированы на США», чтобы их можно было согласовать в настоящее время.


Есть несколько потенциальных вариантов будущего, которые могут возникнуть из-за отсутствия сотрудничества в управлении космосом. Недавние исследования, например, проведенные Министерством ВВС и Аэрокосмической корпорацией, изучали эти варианты будущего. Многочисленные организации, в том числе RAND Corporation и Secure World Foundation, начали задумываться о требованиях и вариантах устойчивого управления космосом. Гаагская международная рабочая группа по управлению космическими ресурсами создала строительные блоки для разработки международных рамок космической деятельности, но такие концепции находятся в зачаточном состоянии и требуют дальнейшей разработки с привлечением всех заинтересованных сторон.


Без дальнейшего сотрудничества и согласия между крупными и второстепенными космическими державами может в конечном итоге быть создано несколько конкурирующих систем управления, что еще больше увеличит вероятность конфликта. У нации или группы наций есть преимущество первопроходца, которая берет на себя инициативу на этой арене и определяет более детальную структуру управления. Таким образом, пришло время заняться этим вопросом сейчас, чтобы США и их союзники могли создать будущее, в котором использование ресурсов дальнего космоса способствовало процветанию, безопасности и свободе на Земле и во всей Солнечной системе.


Ян Осбург — старший инженер некоммерческой корпорации RAND.
Мэри Ли — математик из RAND и первый научный сотрудник Центра глобальных рисков и безопасности RAND.



P.S. от переводчика
В Канаде недавно вышла книга The Apollo Murders, приключенческий роман о миссии на Луне, написанный канадским космонавтом Chris Hadfield.
Как раз на тему конфликта между американскими и советскими космонавтами. Не о полезных ископаемых, нет, там скорее военные задачи, но хрен редьки не слаще, избежать драки, конфликта, войны поможет только хороший международный закон и строгое его выполнение.