Лекции по истории экономики России. 1

Шеина Ирина
Откуда есть пошла история советская. Часть первая.


 Я попытаюсь раскрыть некоторые причины начала революции в России, не используя для этого ни труды Ленина, ни «теорию заговора». Но вернусь к некоторым цифрам из вводной лекции. Это базовые цифры для понимания экономической составляющей истории нашей страны.

  Для того, чтобы понять почему социалистическая революция случилась именно в России, нужно вернуться в историю начала прошлого века. И сравнить те реалии с их следствием.

Начало 20 века. Российская империя. Одно из крупнейших государств мира. И самое большое на территории, слитой воедино. Это создаёт условия для централизованного государства с жёсткой вертикалью власти. И это приводит к неизбежному результату – всё, что происходит в стране, напрямую зависит от воли одного человека и людей, которых выбирает этот человек в качестве исполнителей его воли. Следствием становятся неизбежные кумовство, коррупция и казнокрадство на региональных уровнях управления, что не может не вызывать роста негативных умонастроений в обществе. Кстати, все эти коррупционные и воровские схемы возникли и продолжают процветать и в государствах маленьких, раздробленных и экономически развитых в разной степени. Коррупция есть и в Африке, и в Автралии, и в США. Воруют и в Германии, и в Бирме. Родственников любят и в Стамбуле, и в Торонто. А "своему человечку" подсобят и в Мадриде, и в Дохе. Более того, возможно, что в Каире или Оттаве, Окинаве или на Бали умеют "распилить" бюджет так, как наши "умельцы" еще не додумались. Но это не отменяет буйного расцвета коррупционной составляющей в системе управления Российской империи.

 Государство на основе идеологической доктрины «Православие, Самодержавие, Народность» исключает право на свободу вероисповедания (только православие при наличии нескольких десятков миллионов верующих мусульман, иудеев и буддистов?), препятствует развитию демократических тенденций (абсолютная монархия, да и не абсолютная тоже, не ограничивает главу монархии в его попытках навязать свою волю большинству) и демонстрирует полное несоответствие лозунга и реальности (народность? А как же всякие «инородцы»? И что общего у крестьянки и владельца рудника или обер-прокурора Синода?). То есть государство оказывается несостоятельным в идеологическом отношении.

 Тем не менее, воля царя и идеи нескольких прогрессивно мыслящих министров позволяют аграрной стране с малограмотным населением начать промышленную революцию. Империя вошла в стадию интенсивного развития. Но…  С отставанием от промышленных центров Европы примерно на пятьдесят или даже более лет.

 Это отставание окажет также своё влияние на развитие событий – любой человек, выезжающий в Германию, Англию, Францию, Швейцарию… обращал внимание на огромную разницу в уровне жизни простых обывателей в Европе и России. Между тем, ежегодно из империи выезжают тысячи людей с разными целями на учёбу, отдых, лечение, с познавательными целями и из снобизма. Косвенно о количестве русских, выезжающих в Европу свидетельствует информация о том, что русские в начале 20 века ежегодно тратили за границей минимум 100-120 миллионов рублей. Практически каждый из этих людей после возвращения из-за границы с отвращением воспринимал свою жизнь на родине. И этот феномен российского восприятия заграничной жизни мы наблюдаем и сегодня, и существует он не столько потому, что турист реально оценивает достоинства европейской жизни и недостатки жизни в России, а потому, что там он получал новые впечатления и тратил деньги, а дома вынужден экономить для таких поездок и тратить жизнь на добывание денег. Эти настроения также подогревали в российском обществе того периода революционные помыслы. Впрочем, в современном обществе имеются настроения и несколько иного плана. Теперь за границу чаще едут не отдыхать и развлекаться, а зарабатывать больше, чем дома. И поэтому теперь чаще уехавшие испытывают ностальгию, отвращение к своей жизни "за бугром" и недовольство условиями жизни и дома, и там. Изменилось и отношение к иностранцам. Теперь на них редко смотрят с пиететом, чаще видят пивные животы мужчин и некрасивые лица женщин. И эта утеря восторженного восхищения Европой также не случайна.

Но возвращаясь к теме выездов за рубеж подданных царя, надо заметить , что такие массовые выезды подданных империи косвенно свидетельствуют о росте благосостояния населения и этот фактор, казалось бы, должен способствовать укреплению системы. Но в данном конкретном случае (развитие событий в Российской империи) рост благосостояния не является определяющим. В первую очередь потому, что он сопровождается всё более усиливающимся расслоением общества внутри сословий и размыванием финансовых и имущественных границ между представителями разных сословий при сохранении правового неравенства.

 И еще два фактора мешали укреплению самодержавия в процессе повышения благосостояния населения. Один из них связан также с возможностями сравнивать ситуацию в РИ и за границей: в 1912 году национальный доход на душу населения в России составлял 110 руб. золотом, в Германии — 300 руб,, Англии — 500, США — 720. В городах Российской империи проживает только 16 % населения, в то время как в Германии - 43,7 %, в Англии — 51,5 %. ВВП на душу населения, исчисленный в международных долларах Гири-Хамиса 1990 года, в Российской империи в 1913 году составлял 1488 долларов на человека при среднемировом значении 1524 доллара, что было ниже уровня всех европейских стран, кроме Португалии, и приблизительно соответствовало уровню Японии и среднему уровню Латинской Америки. ВВП на душу населения был в 3.5 раза ниже, чем в США, в 3.3 раза ниже, чем в Англии, в 1.7 раза ниже, чем в Италии. В Вводной лекции мы уже рассмотрели возможности жонглирования цифрами. Все эти показатели - не более чем игры разума. Но...  Согласитесь, эти показатели не слишком красят жизнь российского обывателя в сравнении с его европейскими соседями. При этом обыватель обычно не задумывается над тем, что белый фартучек Эльзы - это униформа, а не наряд.

Накануне Первой мировой войны рабочие не переставали проявлять недовольство условиями труда: не устраивали продолжительность рабочего дня; большая разница в зарплате мужчин и женщин; низкий уровень зарплаты (в Петербурге на начало войны в среднем 24 руб. при прожиточном минимуме 21 на холостого и 32 на семейного); отсутствие эффективной техники безопасности (частый травматизм и несчастные случаи); множество штрафов, доходивших до 40 % от зарплаты; стеснённые жилищные условия. И такая картина была не только в РИ, но и во всех странах, втянутых в войну.

Для отдельных отраслей промышленности Российской империи был характерен крайне быстрый рост. С 1894 по 1914 года в Российской империи добыча угля возросла на 306 %, нефти — на 65 % (рост остановился в 1901), золота — на 43 %, меди — на 375 %; чугуна — на 250 %; железа и стали — на 224 %. Россия поставляла 50 % мирового экспорта яиц; ей принадлежало 80 % мирового производства льна. А еще Россия была мировым лидером по поставкам пеньки. Как то эти товары не вдохновляют называть страну их производства высокотехнологичной индустриальной державой. Госбюджет за двадцать лет вырос почти вчетверо — до 4 млрд. рублей. И это несмотря на то, что железнодорожные тарифы были понижены, выкупные платежи и многие налоги были отменены, а в 1914 году казённые продажи спиртного были закрыты. Внешне кажется, что Российская империя процветает и имеет все шансы догнать и перегнать в экономическом развитии своих основных конкурентов – Великобританию, США и Германию. Некоторые европейские исследователи того периода даже прогнозировали выход российской экономики на первое место в мире к 1950 году. Но мы в вводной лекции уже подвергли сомнениям однозначность понимания   
               
 В период с 1906 по 1914 российская промышленность в среднем растёт на 6 % в год, страна выходит на первое место по добыче нефти, 4-5 места в мире по абсолютным размерам добычи железной руды, угля и выплавке стали, а по общему объёму промышленного производства выходит на 5-6 место в мире.
Прекрасные показатели! Если закрыть глаза на то, что в 1913 году доля России в мировом промышленном производстве составляла 12,6 % (по некоторым данным она достигла только 5%) Но что это значит?

 Только одно - в мире имеется всего лишь 4 - 5 стран, обеспечивающих свыше 80 % мирового промышленного производства, и Россия ещё далека от того, чтобы стать одной из этих супердержав.

 Своё стремление доказать экономические возможности Россия подкрепляет концентрацией производства. Россия идет по пути создания крупных производств, практически ничего не делая для мелких производителей и кустарей-ремесленников. Это тоже скажется в дальнейшем очень сильно на судьбе страны, в которой в результате этого слишком мало собственников предприятий, опасающихся утратить свою собственность. В стране есть пролетариат и почти нет среднего класса.
Создание крупных производств требует значительных капиталовложений. Семья императора не вкладывает в производство свои средства, а привлекает иностранный капитал (в основном французские и немецкие инвестиции), что неизбежно вызывает недовольство работников, вынужденных работать на, фактически, колонизаторов.

 По росту монополизации промышленности Россия впереди планеты всей, но в стране очень сильны позиции крупных землевладельцев-помещиков, у которых нет достаточных средств для строительства промышленных предприятий, зато аграрное хозяйство и мелкое кустарное производство их вполне устраивают. По мнению консерваторов Россия должна заниматься экспортом хлеба, а не машин. Иными словами, в верхних слоях общества нет единого мнения о путях развития страны.
Те, кто управляет страной, не имеют реального плана и система управления совершает колебательные движения вместо поступательного. Эти метания между промышленным ростом и усилением аграрного сектора приводят к ослаблению обеих важнейших отраслей экономики.

Позицию крупных землевладельцев подкрепляет кризис самого начала века, когда оказались закрыты 3 000 предприятий и сотни тысяч рабочих оказались не у дел. Эти рабочие уже оторваны от села и аграрного производства и лишены возможности кормить свои семьи.

Правительство спешно готовит законы, упорядочивающие труд наемных работников в промышленности. Вообще, времени на подобные решения было достаточно. От момента отмены крепостного права прошло уже сорок лет. Но смена кабинетов министров по воле самодержца не позволяет ни одно решение довести до логической развязки. В результате, часть законов по части обеспечения прав рабочих даже опережает время, чем подталкивает на размышления о том, почему некоторой незначительной части рабочих даются преференции, а подавляющее большинство должно работать 11,5 часов.

В результате за период с 1910 года по 1913 в России в геометрической прогрессии происходит рост массового стачечного движения, и в более чем 5 120 стачках по всем крупным промышленным предприятиям принимает участие более полутора миллионов человек. Накануне Первой мировой войны рабочие не переставали проявлять недовольство условиями труда: продолжительность рабочего дня 11,5 часов; большая разница в зарплате мужчин и женщин; низкий уровень зарплаты (в Петербурге на начало войны в среднем 24 руб. при прожиточном минимуме 21 на холостого и 32 на семейного); отсутствие эффективной техники безопасности (частый травматизм и несчастные случаи); множество штрафов, доходивших до 40 % от зарплаты; стеснённые жилищные условия.Экономические требования в ходе волнений всё чаще сопровождаются политическими. В эти процессы вовлекаются уже не только грамотные рабочие и разночинцы с низким уровнем доходов, но и крестьяне, и армия, и флот. Волнения всё чаще подавляются силовыми методами полиции с помощью казаков и армии. И это ещё более нагнетает обстановку.

 Массовые волнения рабочих не смогли усмирить ни подавление первой русской революции, ни царский манифест, обещавший всем подданным империи свободу совести, свободу слова, свободу собраний, свободу союзов и неприкосновенность личности. Манифест стал символом бессилия власти, символом благих намерений без реального наполнения. Думу царь успевает три раза разогнать менее, чем за 6 лет. Сама Дума ни в малой степени не отражает интересы населения (это связано с несовершенством и несправедливым устройством системы выборов). И это тоже способствует росту политического недовольства и революционных настроений.

 Считается, что Столыпин и ряд других министров царского правительства в предреволюционный период проводили умную, прогрессивную и справедливую политику в сфере экономического развития страны. Считается, что им не дали провести все задуманные реформы в жизнь. Бесполезно гадать на кофейной гуще. Никто не знает, к чему привело бы полное исполнение задуманных этими министрами инициатив. Известно следующее: Российское экономическое чудо начала 20 века захлебнулось в волнах недовольства. И окончательно утонуло в бурю Мировой войны.

 О которой мы поговорим позже.