Победа будет нашей

Галина Александровна Романова
Из книги "наш завод. Время. События. Люди"

На пороге войны

Накануне Великой Отечественной войны завод по номенклатуре и объёмам выпускаемой продукции не имел аналогов в стране, по существу был уникальным. Единственный производитель авиационных колёс и тормозных систем. Единственный производитель крупных алюминиевых фасонных отливок весом до 0,5 т. Завод был основной производственной базой по выпуску фасонного магниевого литья. Освоил метод литья в кокиль крупных фасонных отливок, что позволило выпускать большие серии.

Ещё при проектировании главного литейного корпуса БЛМЗ в техническом задании были сформулированы стратегические задачи: выпуск моторного алюминиевого литья (верхний и нижний картер, картер редуктора, блок цилиндров); барабанов для авиационных колёс, корпусов и колодок для тормозных устройств. О планируемых объёмах производства можно судить, например, по техническому заданию на комплект деталей для мотора водяного охлаждения М-34 — 15 000 штук в год. М-34 — легендарный авиадвигатель А.А. Микулина для тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6). На самолёт устанавливалось 4 мотора. Было произведено 818 таких самолётов. ТБ-3 использовался как тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт большую часть Великой Отечественной войны. Принимал участие во всех важных битвах 1941–1943 годов: Смоленское сражение, битва за Москву, Сталинградская битва, прорыв блокады Ленинграда и Курская битва.

Постоянно шло освоение всё новых и новых комплектующих. Для авиационных моторов М-22 с воздушным охлаждением перед войной был освоен выпуск ребристой головки блока для пятизвёздчатого двигателя. Это было технически важным событием. С этим мотором строились истребители И-4, И-5 и цельнометаллические истребители И-16 с убирающимися шасси. И-16 являлся основным истребителем ВВС Советского Союза, прекрасно освоенным в воинских частях. И-5, который не мог конкурировать с зарубежными истребителями 30-х годов, тем не менее, стал учебным истребителем, ступенькой для перехода с чисто учебных машин на боевые. К тому же в начале войны из учебных авиашкол он передавался в качестве штурмовика и лёгкого ночного бомбардировщика в новые части, где не доставало более современных машин.

В 30-е годы на заводе ускоренными темпами проводился монтаж оборудования для литья алюминиевых блоков цилиндров авиационного двигателя М-100, рубашек и головок цилиндров двигателя АМ-38, чтобы обеспечивать растущие объёмы выпуска авиационных двигателей двигателестроительными авиационными заводами. Это позволило впоследствии до 1943 года выпустить отливки для практически 12 000 двигателей М-100, которыми оснащались скоростные бомбардировщики СБ (АНТ-40), в т.ч. усовершенствованные модификации данной машины. Эти самолёты воевали в Испании, в Китае, в Финляндии. В самом начале Великой Отечественной войны самолёты СБ становились лёгкой добычей германских истребителей, поэтому их старались применять ночью, когда истребителям противника сложнее их обнаружить и атаковать. Массово применялись эти самолёты во время Сталинградской битвы, в дальнейшем использовались значительно реже, но в роли транспортных и курьерских СБ летали до конца войны.

В конце 30-х годов на заводе были запущены 2 поточные линии, выпускающие картеры для различных авиационных двигателей с заливкой под давлением в автоклавах, и 3 поточные линии для колёсного литья. В 1939 году в литейном цехе было также освоено литьё для вооружений самолётов. Годовой выпуск годного алюминиевого литья перед войной достиг 2000 тонн.
 
Начало войны и период эвакуации

Фашистская авиация уже с первой недели войны производила налёты на Москву и близлежащие районы. В музее трудовой и боевой славы Балашихинского литейно-механического завода сохранилась выписка из приказа директора завода И.А. Жихарева от 4 августа 1941 г. №258: «Объявляю благодарность особо отличившимся при ликвидации зажигательных бомб 27/VII-41г. бойцам МПВО т.т. Мерзликину, Афанаськину, Дутову, Калинину, Калошину». Есть свидетельство очевидца о том, что на территории завода была даже воронка от разорвавшейся бомбы, а ещё две — со стороны южной проходной.

Массированные бомбардировки гитлеровцами приграничных районов СССР в первые дни войны нанесли огромный урон советской авиации. Допустить подобное в отношении предприятий, которые делали для самолётов узлы и детали, было невозможно. Уже в первых числах июля началась подготовка к эвакуации, в первую очередь — механического производства завода. Были намечены пять мест для отправки оборудования и людей: Нижний Тагил и Каменск-Уральский (механическое производство), Казань, Уфа и Куйбышев (литейное производство). Как следует из объяснительной записки директора завода И. А. Жихарева к отчёту за 1941 г., 9 сентября 1941 года была дана директива начать свёртывание производства и эвакуацию оборудования. На эвакуацию завода было дано 20 дней. В дальнейшем в связи с обострением военного положения было предложено эвакуировать к 16 октября 1941 г. всё важнейшее оборудование и аппаратуру. Эвакуация была полностью завершена в октябре 1941 года. На основании Постановления Государственного Комитета Обороны с 20 октября 1941 г. было введено осадное положение в городе Москве и прилегающих к городу районах. Специально созданным отрядом завод был заминирован и подготовлен к взрыву по распоряжению из Ставки Главнокомандующего.
 
Завод продолжал обеспечивать потребности отрасли в литье до сентября 1941 года. Взамен ушедших на фронт мужчин на их рабочие места встали подростки, женщины и пожилые люди. Значительную массу рабочих в годы войны составляли подростки. В октябре 1941 года коллектив литейного цеха вместе с оборудованием был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара) на завод авиационных двигателей. Вторая часть цеха с оборудованием эвакуирована в Казань на завод, производящий авиационные двигатели. Третья часть литейного цеха была эвакуирована вместе с механическим производством в Нижний Тагил, где должно было быть создано колёсное производство.

Основная часть оборудования была отправлена в Нижний Тагил, где оно было размещено в существующих производственных корпусах Уралвагонзавода, который выпускал танки, в том числе легендарный Т-34. Эвакуированных рабочих и их семьи разместили вначале в четырёх километрах от завода, в частных домах близлежащей деревни, затем, уже следующим летом, были выстроены бараки. В Каменск-Уральский эвакуированное оборудование прибыло практически на пустую строительную площадку — все строители к этому времени ушли на фронт. Прибывшим пришлось одновременно строить новое предприятие, обживать его, налаживать выпуск продукции и для фронта, и для самолётостроительных заводов. Фактически здесь был построен завод-дублёр.

Эвакуация была очень напряжённой, не обходилось без непредвиденных случаев. Таких, как описанный в одном из воспоминаний. При транспортировке упала с платформы состава и потерялась основная шестерня от купленного перед войной за рубежом суперсовременного 450-тонного кривошипного пресса. 1500 километров железной дороги пришлось обследовать 27-летнему Алексею Полухину, ответственному за демонтаж, отправку и сохранность оборудования, чтобы найти эту шестерню диаметром около двух с половиной метров и весом порядка трёх тонн. С помощью многих людей шестерня была найдена в снегу и многочисленными попутными эшелонами доставлена на место. Пресс к этому времени был уже смонтирован, поэтому шестерню поставили без задержки и стали штамповать тормозные рубашки для авиаколёс. Завод не сорвал план поставок для фронта, а Полухина в декабре 1941 года наградили орденом «Знак Почёта».

Несмотря на все трудности, с конца 1941 года эвакуированные заводы начали выдавать готовую продукцию, а вновь созданный в Каменск-Уральском завод 16 мая 1942 года был зарегистрирован как самостоятельное предприятие № 286.

Опять на прежнем месте
 
В октябре 1941 года эвакуация с балашихинской территории закончилась. В связи с изменениями на фронте, взрывникам поступила команда «отбой». Заводские корпуса в Балашихе пустовали недолго. Уже в декабре завод начали восстанавливать. Оборудование, станки собирали на близлежащих станциях Реутово, Обираловка (Железнодорожная). Женщины и подростки пришли в цеха. Вместе с оставшейся частью коллектива на заводе снова стали выполняться задания по авиационной и другой военной тематике. В 1942 году Государственный комитет обороны принял постановление о воссоздании в Балашихе на месте заводов № 120 и № 121 одного литейно-механического завода № 219.

В эти трудные годы директором завода был Илья Александрович Жихарев, а главным конструктором и главным инженером — Пётр Васильевич Флёров. Не было организованного, централизованного снабжения, не хватало нужного инструмента и материалов, тем не менее, в первом квартале 1942 года первая партия колёс и тормозов для истребителей и штурмовиков была отправлена заказчикам.

В середине 1943 года из эвакуации на завод возвратилось опытно-конструкторское бюро. За годы войны было выпущено свыше 250 000 колёс, 450 000 тормозов и 600 000 агрегатов тормозных систем. Только по этим данным можно судить, насколько напряжённой была работа коллектива БЛМЗ. По воспоминаниям ветеранов, работавших во время войны, каких-либо претензий к выпускаемой заводами для фронта продукции не было. Все самолёты этого периода оснащались колёсами, большинство которых изготавливалось из магниевых и алюминиевых отливок. Шины колёс были камерными низкого давления. Тормоза, как правило, колодочные. Системы управления — пневматические, основными элементами которых были редукционный клапан, дифференциал и ускорители.

Награды за трудовые заслуги

Все военные годы на заводе выходила газета «Пролетарская правда». На её страницах публиковались материалы о героическом труде коллектива, о преодолении трудностей, печатались письма заводчан с фронта. Рассказывалось о воскресниках, о социалистическом соревновании, о стахановском движении, о трудовых вахтах в честь праздников, о помощи семьям фронтовиков, о посылках и подарках бойцам на фронт, о сборе средств в фонд обороны страны. Дела, имена, дух времени.

В годы войны на имя секретаря ВЛКСМ завода Ани Маховой (Карышевой А.М.) была получена телеграмма Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина: «Прошу передать работникам, работницам, инженерам, техническим работникам и служащим завода, собравшим 750 тысяч рублей на строительство авиасоединения «Москва», мой братский привет и благодарность Красной Армии».

Вот что писала заводская газета в своём номере 24 ноября 1945 года в заметке «В ответ на высокую награду — работать больше, лучше, оперативнее»: «15 декабря в Кремле состоялось вручение орденов и медалей группе работников нашего завода, награждённых за трудовые заслуги в годы Великой Отечественной войны. Высшая награда — Орден Ленина вручена директору завода. Орденом Трудового Красного Знамени награждены главный инженер и главный конструктор завода, начальник цеха Г.Г. Китари. Орден «Красная Звезда» получили председатель заводского комитета А.Г. Гришин, начальник производства А.О. Бургункер, заместитель главного конструктора Н.В. Куликов, главный металлург А.С. Лугаськов, начальники цехов И.М. Кирсанов, И.М. Василенко, И.Г. Стронгин, мастер модельного цеха Ф.М. Акимов, модельщик А.С. Лузин, слесарь-инструментальщик Д.С. Поздняков. Орденом «Знак Почёта» награждены главный механик М.Г. Мошанский, начальник цеха М.И. Семёнов, слесарь Д.И. Червяков. Помимо названных, орденами и медалями награждены ряд других рабочих стахановцев и представители советской интеллигенции завода».

В общей сложности Указами Президиума Верховного Совета СССР за доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. был награждён орденами и медалями 181 работник завода. Группы отличившихся заводчан в несколько потоков получали в Кремле свои награды, фотографии этих событий есть в музее предприятия.

По окончании войны коллективу БЛМЗ Герой Советского Союза генерал армии И.И. Людников передал на вечное хранение символ вклада тружеников завода в победу — знамя подшефной 39-й армии. «Переходящее Красное знамя передовому предприятию оборонной промышленности за успешное выполнение производственной программы от Военного Совета подшефной армии», — вышито на нём. Заводская газета стала называться «Знамя победы». В заводском музее сохранилась копия Приказа Военного Совета действующей армии от 10 мая 1944 г. № 10: «За перевыполнение производственного плана в апреле месяце 1944 г. и наиболее высокие технико-экономические показатели вручить переходящее Красное знамя Военного Совета армии коллективу рабочих, ИТР и служащих завода (директор завода тов. Жихарев, парторг тов. Лишевский, предзавкома тов. Плавецкий). Командующий войсками Армии генерал-лейтенант Берзарин. Член Военного Совета Армии, Герой Советского Союза генерал-майор Бойко. Начальник штаба Армии полковник Семиноский. С подлинным верно: заместитель начальника штаба Армии подполковник Бойцов».

В годы войны на заводе была создана «Книга Почёта», в которую заносились имена и фотографии передовиков производства. Благодарная память коллектива сохранила трудовые подвиги стерженщиц П. Васиной, К. Маркиной, формовщиков А. Пугачевой, В. Роженицевой, строгальщика И. Жмурина, модельщика П. Харламова, газосварщика А. Горбунова и многих других членов коллектива, самоотверженно работавших на победу.

Они защищали Родину

Не случайно заводской музей называется «Музей трудовой и боевой славы БЛМЗ». В этом названии по праву есть слово «боевой»! Несмотря на то, что работающим на военных заводах предоставлялась броня, многие из работников завода ушли на фронт. 23 июня 1941 года 1233 работника завода ушли добровольцами в действующую Красную армию, 40 человек — в Балашихинский истребительный батальон.

Работая на заводе, молодые люди изучали военное дело, практически обучались стрельбе из винтовки и пулемёта и были готовы в любой момент уйти в действующую армию. Девушки-комсомолки занимались на курсах медицинских сестёр, проходили практику в госпитале.

В сентябре 1941 года на завод друзьям-комсомольцам пришло письмо от Александра Никитина, в котором он писал о своём настрое на фронте. Письмо заканчивалось словами: «Победа будет наша».

Более 750 человек не вернулись с войны. Это в их честь в 1965 году на территории завода воздвигнут обелиск и зажжён Вечный огонь на заводской площади Славы. У памятника в капсулах хранится священная земля, доставленная из всех городов-героев ветеранами войны. Здесь ежегодно проходят торжественные митинги.

Память о 5 Героях Советского Союза, бывших работниках завода, хранит заводской музей. Это командир эскадрильи Н.П. Пушкин, командир звена гвардейского истребительного авиационного полка И.К. Нестеров, командир звена гвардейского штурмового авиационного полка Д.Н. Овсянников, командир звена штурмового авиационного полка В.Р. Жигунов. С завода по призыву Родины они уходили учиться на лётчиков, а потом на фронт. Это командир миномётного расчёта стрелкового полка П.Н. Цыганков.

Около 650 участников Великой Отечественной войны работали на БЛМЗ в послевоенные годы. В музее хранится список «Они защищали Родину» из 545 имён участников Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, работающих на Балашихинском литейно-механическом заводе. Он был составлен в 1975 году, к 30-летию Победы. Он сохранил имена воевавших заводчан и сведения об их боевом пути.

Ежегодно в канун Дня Победы коллектив завода собирается почтить память погибших и поздравить живых у обелиска Славы. Надпись на нём гласит: «Работникам завода, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины». Год от года всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла с нами. Сейчас это Е.Ф. Степанов, И.Т. Красносельцев, М.Е. Шестимиров, Л.П. Евдокимова, А.И. Щёкина, З.Г. Дёмина.

После войны на завод пришло из г. Кемерово письмо А.Т. Андриановой, в котором были такие строки: «С праздником вас, друзья мои — труженики 1941–1945 годов! Я работала в 1942 году на вашем заводе в г. Балашихе... Помните, как нам в сквере при заводе вручали медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»?... Вы теперь бабушки и дедушки, у вас есть внуки. Рассказывайте им о нашей нелёгкой, но красивой жизни. Пусть никогда не повторится страшная вой­на!»