1. Живое олицетворение России
«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) Ивана Петровича Аргунова это живое олицетворение самой России, её икона, русская "Джоконда", православная Нефертити...
Невероятно живой, чуть задумчивый взгляд и слегка намеченная улыбка, мягкая нежность, не ненарушающая строгого достоинства. Весь её лик светится как яркая лампада излучающая жизнь.
Классицизм Аргунова достигает в этом портрете непревзойдённых вершин реалистического символизма. Сравните этот портрет с другими картинами художника и вы поймёте, какой прорыв сделал он в этом шедевре.
Я не знаю другого образа России, в котором бы так ярко была выражена её «особенная стать», её душа. В нём во всём совершнстве раскрываются поэтическая идея Н. А. Некрасова: «Золото, золото, сердце народное...»
Эта картина - солнце Третьяковской галереи, так же как Мона Лиза - это луна Лувра, а Нефертити - звезда Нового берлинского музея.
В силу всего вышесказанного этот портрет - величайшее национальное достояние России, которое трудно переоценить.
2. Сравнение трёх шедевров
Имя Нефертити в переводе на русский значит "красавица пришла". Кокошник русской крестьянки, расшитый золотом, не уступает короне Нефертити. Они несут свой головной убор с одинаковым достоинством, и это сближает "Неизвестную" Аргунова с египетской царицей.
А улыбка русской красавицы отдалённо перекликается с улыбкой Моны Лизы. Однако она более сдержанная. В её лице неизмеримо больше света, чем в лике Джоконды и царицы.
Кроме того в нём присутствует живой румянец, а в глазах сияют блики. Тёплый колорит портрета, состоящий из гармоничного сочетания красного, золотого и жемчужно-телесного цветов, также выделяет эту картину среди двух других.
Благодаря этим цветам так живо раскрывается теплота, доброта и чистота этого образа. По размеру все три произведения почти одинаковы.
Есть в музеях мира и другие гениальные женские портреты. Северными Джокондами называют также «Портрет девушки» Петруса Кристуса и «Девушку с жемчужной серёжкой» Вермеера. Однако при всей их гениальности они, на мой взгляд, уступают трём этим шедеврам.
Вывод
В силу всего вышесказанного этот портрет - величайшее национальное достояние России, которое трудно переоценить.