Светильник Ноя гл. 14

Анна Магасумова
Мифы народов мира о Великом потопе

"Я часто больше верю легендам и мифам..."
(Михаил Задорнов)


  Люди с давних пор пытались справиться со стихией воды. Во многих мифологиях есть упоминания о первом наводнении -  Всемирном Потопе.
Мифов  и преданий  о потопе очень много. Все они имеют нечто-то общее, а именно: Бог насылает на людей потоп в наказание за плохое поведение... Некоторые люди (обычно праведники), заранее извещённые о потопе, принимают меры по спасению: строят корабль (ковчег, плот, большое каноэ, лодку и др.).
   Спасающиеся берут с собой животных, семена или растения и т.п. Когда ливень прекращается и воды начинают спадать, на поиски суши выпускается птица, приносящая, наконец, благую весть. Корабль достигает горы. Начинается новая жизнь: люди, скот, растения размножаются и вновь заселяют землю.
  Так схожи мифы о потопе Индии, Греции, Бирмы, Малайского архипелага, Австралии, Африки, Новой Гвинеи и Полинезии, Китая и Европы. (1)
"Творите о себе мифы. Боги начинали только так"
(Станислав Ежи Лец)
  Еврейский миф.
   Почти один в один, как в Библии.
  Бог Яхве, чтобы покарать людей за грехи, решил устроить потоп на земле и уничтожить всё живое. Он пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению бога, Ной построил трёхпалубный корабль - ковчег. В ковчеге спрятались Ной с женой, тремя сыновьями и их женами. На корабль взяли и "всякой твари по паре". Напрасно грешники бросились к ковчегу: он не мог всех вместить. (2)
  Потоп длился сорок дней (по другой версии 11 месяцев, по третьей -  150 дней) и ночей, как вода покрыла всю землю. Все, кроме спрятавшихся в ковчеге, погибли.
"Когда всем на всё наплевать, все гибнут в Потопе"
("Жемчужины мысли")
  Спустя много дней, бог закрыл шлюзы небесные  двумя звёздами из созвездия Большая Медведица. Ковчег прибило к вершине горы Арарат. Ной выпустил ворона в поисках в поисках земли, пригодной для жизни. Но ворон не хотел лететь, а когда он всё же полетел, то решил не возвращаться в ковчег, а принялся клевать трупы утопленников. За это он стал чёрным.
  Выпущенный следом голубь нашёл землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесённая голубем в клюве, стала символом спасённого мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве.
Когда последняя волна
Взошла стеною,
Два человека (он/она)
Явились к Ною.
Они сказали: "Кончен век,
И воздух солон",
Они сказали: "Твой ковчег
Не так уж полон.
Вода накроет шар земной,
Он станет плоским.
Возьми людей с собою, Ной,
Мы очень просим!"
(Александр Ланин)
  Бог, видя преданность спасённых людей, дал завет/заключил договор: не посылать больше потопа на землю. В  знак завета повесил в облаках свой лук - радугу.  После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов.
  Вавилонский миф.
 От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло ещё 12 тысяч лет. Энлиль, не выдерживая  людского шума, напускает в наказание  на землю  засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им:
"Чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу".
 Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, насылает на землю потоп. На этот раз Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который  взошёл сам, взяв с собой своих родственников, а также различных животных и  птиц, диких и домашних.
  Пока они плыли, вокруг всё ревело, как разъярённый бык. Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу - ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя суши. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. А когда он послал ворона, тот нашёл не покрытую водой землю.
  Утнапишти, выйдя с корабля, принёс жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль увидел, что несколько человек  спаслись, однако, больше не пытался их уничтожить, стал даже восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего, даровав  ему бессмертие.
   Греческий миф.
   Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс, отец богов и людей,  решил покарать их, послав на землю потоп.
  Зевса представляли огненной энергией, растворённой во всём окружающем мире. Владея небом, он управлял и земной жизнью. Таким образом, именно Зевс в представлении язычников был ближе всего к Единому Истинному Богу, Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого. Вот и вынес решение - уничтожить нерадивых людей, скорее нелюдей за их недостойное  поведение и поступки.
Потоп стал карой небесной. Люди, звери, растения - всё скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра.
  Прометей - титан и защитник людей от произвола богов царь скифов, был двоюродным братом Зевса. Именно он принёс людям огонь.
  Узнав о планах Зевса, Прометей решил предупредить сына:
"Построй сундук и укройся в нём".
   Девкалион выполнил указание отца. Это был не просто сундук. Это был настоящий корабль! Девять дней плыли праведники по безбрежной воде. Горы в Фессалии разделились, и весь мир за перешейком и Пелопоннесом был потоплен. Почти все люди погибли, за исключением нескольких человек, бежавших в высокие горы.
  Зевс, зная, что Девкалион и Пирра вели праведную жизнь, пощадил их, приказав воде отступить. Когда дожди прекратились, Девкалион с Пиррой высадились на горе Парнас. В первую очередь Девкалион за своё спасение принёс жертву Зевсу.
"Жертва богу… дух сокрушен… сердце сокрушенно и смиренно»… Х-хе…
(М.Горький "Жизнь Клима Самгина")
  Девкалион и Пирра не хотели оставаться единственными людьми на земле. Поэтому они попросили Зевса возродить человеческий род и получили совет:
"Бросайте  через голову кости праматери Земли".
  Девкалион и Пирра подумали и решили, что Зевс назвал матерью землю, а кости земли - это камни. Они шли и кидали за спину камни. Камни, брошенные Девкалионом, становились мужчинами, а камни, брошенные Пиррой, - женщинами. Так возродился земной род, и появилось новое поколение людей. А сын Девкалиона и Пирры Эллин, стал родоначальником всех греков.
   Неизвестный древнегреческий писатель Псевдо-Аполлодор ок.II века трактует этимологию греческого слова Laos ("люди") как производное от laas ("камень").
  Некоторые учёные считают, что миф о Потопе зародился на территории современной Индии. Здесь стихия явилась естественным процессом. Она очистила мир и завершила жизненный цикл.
  Бог Вишну превратился в маленькую рыбку Матсья. Мудрец Ману, прародитель людей, совершая ритуальное омовение в реке, увидел в прозрачных водах необыкновенной красоты рыбку. Хотел он её поймать, но та ловко увернулась и заговорила человечьим голосом:
-  Не губи меня, о Великий, спаси от тех, кто хочет меня съесть. В  благодарность я спасу тебя от большой беды.
-  От какой беды спасёшь меня ты, такая маленькая?! - удивился  Ману.
- Будет Великий Потоп! - сказала рыба. - Но ты спасёшься, если последуешь моим советам. Вот что должен ты сделать. Помести меня в сосуд с водой, а когда я подрасту немного, выкопай пруд и брось меня туда. Когда же я вырасту ещё больше - отпусти в море.
Так и поступил Ману. Он кормил и ухаживал за рыбкой. Плавая в пруду,  рыба вскоре стала огромной-преогромной, к тому же на лбу у неё вырос большущий рог. (3)
Так маленькая рыбка стала огромной рыбой Джхаша*.
*Джхаша  - в индийской мифологии гигантская рыба с рогом на лбу.
  Рыба в пруду уже не помещалась, запряг Ману в телегу двух могучих буйволов, с трудом погрузил в неё Джхашу и отвёз к морю. И тотчас стала она расти и сделалась такой огромной, что заслонила собой горизонт.
  Рыба Джхаша велела Ману построить большой прочный корабль. Так Ману и поступил. Много дней и ночей трудился он, пока не построил корабль.
-  А теперь, о Великий, - сказала рыба, - возьми с собой по паре животных, птиц, семена различных растений, чтобы жизнь на земле не прекратилась, когда Потоп закончится, и взойди на корабль. Но это ещё не всё. Возьми толстую верёвку. Один её конец привяжи к носу корабля, другой -  к моему рогу.
  Так Ману и поступил. Натянула Джхаша верёвку и с легкостью повлекла за собой корабль. А волны тем временем стали заливать берег, и вскоре всё живое скрылось под водой. А они всё плыли и плыли, пока не добрались до торчащей из воды вершины самой высокой на земле горы - Хималайя. На вершине Ману увидел  торчащее из воды могучее дерево.
- Привяжи веревку к дереву, -  сказала рыба. - Скоро вода начнет спадать, так что смело спускайся с корабля, ты спасён.
  Так Ману и сделал…
  Это древнее индийское сказание тоже напоминает библейскую легенду о Ное и его ковчеге. Правда, Ноев ковчег плыл сам по себе, без помощи рыбы - единорога.
Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в благодарность богам принёс жертву и начал вести аскетический образ жизни.
  Боги в награду за их  почитание даровали Ману жену Иду. От этой парочки и пошёл род человеческий.
  Самый распространённый сюжет в китайской мифологии - потоп, как водная стихия.  Существуют различные версии о Потопе.
   В давние времена вода обрушилась на землю, неся неисчислимые беды и разрушения.  Жители Поднебесной не воспринимали потоп  как наказание за грехи, а видели в нём просто хаос водной стихии.
  Потоп, раскинувшийся на всю Поднебесную, наслал на людей сам Хуан-ди* в наказание за их грехи.
 * Хуан-ди, псевдоним  Жёлтый император  (2711 до н. э. - 2597 до н. э.) - легендарный правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев.
 Земля -  обитель людей. Её исчезновение означает и их исчезновение. Такое исчезновение им грозило во время великого потопа.
  На помощь людям пришёл Гунь* - внук Хуан-ди. У него было человеколюбивое сердце. Он пожалел людей.
* Гунь - герой китайской мифологии, аналог греческого Прометея, его имя переводится как "огромная рыба". Возможно, рыба - это его животное воплощение.
 Мольбы  Гуня о спасения людей  от повсеместного наводнения, обращённые к владыке Вселенной, не имели успеха. Он решил сам остановить потоп. Девять лет он возводил дамбы, но безуспешно.
  В борьбе с потопом свою роль сыграла земля. Ей  приписали чудотворные свойства.
  Гунь не знал, как остановить потоп. Неожиданно он встретил сову и черепаху.
- Усмирить наводнение  - это вещь нетрудная, - сказали в один голос сова и черепаха.
- Но как это сделать? - поспешно спросил Гунь.
- Ты знаешь, что в небесном дворце есть сокровище, которое называется сижан?
- Слышал, но не знаю, что это такое.
-  Сижан -  это кусок земли, который может увеличиваться беспредельно. Он кажется не больше обычного комка. А если бросить его на землю, этот маленький кусочек сразу же вырастает и образует горы и дамбы. Этой землей можно засыпать воды, и потоп прекратится.
- А где хранится сижан?
- Это самая ценная вещь небесного правителя. Мы можем узнать, где она лежит. А разве ты хочешь её украсть?
-  Да, - ответил Гунь, - я готов сделать это!
  Сижан охранялся свирепыми духами, но Гунь сумел его достать. Он взял сижан  с собой и опустился с ним на землю, чтобы, подобно греческому Прометею, помочь людям.
  Опустившись на землю, Гунь продолжил строить  дамбы, чтобы спасти народ от наводнения. Сижан был волшебный, из этого маленького кусочка вырастали новые  горы и дамбы.
   Наводнение стало спадать, вода высыхала и впитывалась в землю, постепенно следы наводнения совсем исчезли, и перед взором открылся сплошной зелёный луг. Люди, жившие на верхушках деревьев, начали вылезать из своих гнёзд. Жившие в горах, стали выходить из пещер. На их иссохших лицах опять появились улыбки, они испытывали глубокую благодарность и любовь к Гуню. Люди  готовились продолжать свои прерванные занятия на многострадальной земле.
  Но недолго им пришлось радоваться. Верховный владыка был разгневан на своего внука, подобно тому, как Зевс был разгневан на Прометея за то, что он принёс людям огонь с Олимпа.
"Как посмел Гунь ради людей посягнуть на то, что принадлежит богам!"
Хуан-ди приказал богу огня Чжужуну убить Гуня и забрать саморастущую землю на небо. Бог огня так и поступил.
  Чжужун убил Гуня и забрал сижан
Наводнение снова усилилось, и вода опять залила всю землю. Надежды людей не сбылись: они по-прежнему страдали от голода и холода, оплакивали своё несчастье и жалели Гуня, пожертвовавшего для них жизнью.
  Спустя три года, из мёртвого тела Гуня родился Юй (по другой версии - из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. 
  Юй, сын Гуня, стал использовать сижан, саморастущую землю, для усмирения потопа умнее, чем его отец. Он, сооружая помощью сижана дамбы, чтобы преградить дорогу воде, использовал помощь дракона и черепахи.
  Дракон Ин-Лун хвостом прокладывал каналы,  за ним шла черепаха, которая несла зелёную глину на своей спине.
Так были завалены самые глубокие потоки,  расширялись участки суши, на которой могли жить люди.
  Похожая история есть в славянской мифологии: Никита Кожемяка делает межу с помощью змея. 
   Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвёл воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей, драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис.
  Однакоы в  некоторых местах Гунь  насыпал земли больше, чем а других.  Так образовались знаменитые горы.
  За спасение человечества  император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся.
  Другой миф о потопе  принадлежит народу яо, который проживает на юго-западе страны.(4) В нём совсем иная  трактовка.
   Жил отец с сыном и дочерью. Во время одного из дождей отец поймал бога грома - Лэй-гуна. Ушел отец на базар и наказал детям не поить духа. Лэй-гун попросил дать ему несколько капель воды. Сестра уговорила брата напоить духа. Почувствовав воду, Лэй-гун выбрался из клетки. Он подарил детям зуб, который они посадили в землю. Из зуба духа выросла тыква-горлянка.
   Лэй-гун решил отомстить отцу детей и наслал потоп. Отец сел на железный корабль, а дети спрятались в тыкве. Поплыл отец к небесным духам, стал стучать в ворота. Испугались боги, прекратили потоп. Быстро сошла вода. Отец на своём корабле разбился, а тыква уберегла детей. И назвались дети Фуси, и возобновили род человеческий.
  Австралийские мифы.
  У аборигенов Австралии есть сразу несколько мифов о потопе. Они значительно  отличаются  от других и  рассказывают о тех далеких временах, когда единственными живыми существами на земле были птицы. Они были разумными, как люди, и самым мудрым среди них был Сокол. Вторым по мудрости считался Ворон. Однажды Соколу нужно было куда-то слетать по делам, а за своим маленьким сыном он позвал присмотреть Ворона. Соколенку захотелось пить, он попросил у Ворона:
"Дай мне попить, Ворон!"
 Ворон привёл его к реке и сказал: "Выпей всю реку".
Соколёнок послушался. Пил-пил-пил, пока не выпил всю реку, а потом лопнул. От этого и случился потоп.
  Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоёмы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у неё изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Только тогда из её глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.
  Ещё в одной версии мифа потоп происходит в мире зверей. Животные, птицы и рептилии собрались на совет, чтобы решить вопрос о переполненности Австралии. Ящерки решили тайно навести потоп, так как медлительные утконосы не смогли бы справиться с потоками.
   Птицы во время потопа поднялись высоко в небо, животные и рептилии затаились в пещерах. Многие утконосы погибли. Долгие годы их никто не мог найти. Когда же утконосов нашли вновь, их старейшина решил отделить свой народ от животных, птиц и рептилий. Так утконосы основали свой клан. Клан утконосов.
   Ещё один австралийский миф про потоп рассказыват о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Когда начался потоп,  Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на которую  сели все люди, и Каран птицей  взлетел на гору. Приплыли змеи, дикобразы и собаки  динго. Они стали пищей для людей, пережидающих потоп.
  Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну.
Познать пол - мира дано лишь только птицам,
Свой гордый лик, взмах крыльев небу посвятив,
Летят свободно, ничуть не утомившись,
В небесный свод, что им Господь так щедро подарил
(Yuliana Nosova)
  В  мифологиях народов России по-своему отразился миф о Потопе. По мнению башкирских сказителей, к нему привело противостояние братьев - Шульгана и Урала.
   Старший брат Шульган с помощью волшебного жезла проделал отверстие в земле в нижний мир. Из него выползли змеи, подземные воды освободились и затопили мир. Младший брат Шульгана -  Урал - на крылатом коне осушил землю и дал ей бессмертие.
   Финно-угорский миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный - он огненный. Так у хантов -  чек-най, "бедственный огонь.
Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня.
   Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить Вселенную.
   Нуми-Торум - верховный небесный бог.
   Мир-Суснэ-хум -  седьмой сын Нуми-Торума, посредник на путях живых и мёртвых.
 Однако конец света неизбежен, огненный потоп всё равно настанет. И спасутся в нём только те люди, которые сделают семислойные плоты.
  Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут ещё столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. (5)
  В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода всё смоет, и начнётся новая жизнь.
"Целые нации могут быть сметены с лица Земли поднимающимся уровнем моря, если тренд на глобальное потепление не будет обращен вспять" (Ноэль Браун)
   Существует много легенд о том, что горы могли бы рассказать о времени, когда Ной и его семья спустилась из Ковчега в долину. Однажды христиане  решили найти Ковчег Ноя, поднявшись на гору Арарат. В этот день епископ Иаков Нисибис, взяв посох и перекрестившись, отправился в путь. Дорога была очень трудной. Он устал, сел на тёплый камень и уснул. Проснувшись, он увидел, что стоит с посохом в руке у подножия горы Арарат. Перекрестившись, он снова начал подниматься.  Три раза он пытался подняться на вершину, чтобы увидеть Ковчег, но каждый раз он настолько уставал, что засыпал, а проснувшись, обнаруживал себя у подножия горы.
  Наконец Бог увидел его усилия и послал ему ангела, который сказал:
"Не стоит подниматься на гору, так как Ковчег не может быть найден."
 Вместо этого, в награду за веру и терпение, Бог дал ему кусок Ковчега.
Епископ Иаков, проснувшись, почувствовал что-то твердое под головой. Это было Ситтим дерево.
Ситтимовое дерево -  упоминаемое в Библии гибкое, очень твердое дерево, употреблявшееся на постройку скинии и на приготовление утвари в ней. Думают, что оно было из рода акаций (Acacia Verek), растущих в изобилии во всех пустынях от Северной Аравии до Эфиопии. Ситтим упоминается также в числе приношений для скинии, походного храма.
Иаков подумал, что лучше вернуться к людям и рассказать всё, что с ним  случилось. Затем эта часть дерева Ситтим была обрамлена золотом и помещена в главный храм армянской апостольской церкви  - Эчмиадзинский собор в городе Вагаршапат. (6)

 

(1) Читайте также другие темы главы III "Древнейшая история мира и человечества" Мифы народов мира licey.net/free/
(2) "Мифы о всемирном потопе у разных народов / И. Е. Королев, О. М. Бабаянц. — / Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 53-56.
 moluch.ru/
(3) Джхаша
  symbolarium.ru
(4) Всемирный потоп. Мифы из Индии, Китая и России
Общество
tvbrics.com/news
(5)  читайте: Мифы финно-угров
Петрухин Владимир Яковлевич
"Конец света"
(6) Легенды о Реликвии от Ноева ковчега
araratour.com/ru/
читайте: Рамиль Мавлютов > Тайна Ноева ковчега. Легенды, факты, расследования.