Как Любовь Себе Мужа искала. Глава VI. Терпение

Алексей Анатольевич Андреев
Когда начало светать, Любовь опять приземлилась на осиротевшую без нее землю. Ей совсем не хотелось спать, она шла по лугу, трогая и вдыхая запах цветов, встретившихся ей на пути. Цветы распускали свои бутоны, что были закрыты на ночь, поворачивали свои листочки, словно ладошки маленьких детей, к солнцу. "Жизнь прекрасна! Если встретиться в жизни, цветок сумей его заметить, имей смелость остановиться и вдохнуть его аромат в себя, только не оскверняй его своим дыханием, не стряхивай за зря его пыльцу, только не расплескать его нектар на землю,"- говорила себе Любовь,- "Ведь многие бегут за какой-то призрачной мечтой, за какой то целью, не замечая красоту, что взросла у них под ногами, бегут и тем самым топчут, топчут цветы, втаптывать свое счастье в грязь. О как мы глупы! Как мы несчастны! "
 
Вдруг она заметила человека, выходящего из леса: он был высок, широк в плечах, белая рубаха на выпуск, подпоясанный крестьянским пояском. В руках он нес плетеную из бересты корзину. Человек махнул ей рукой, и она пошла к нему навстречу.
 
Они поравнялись. Первое что заметила Любовь заметила, была корзина, доверху наполненная грибами… Моложавый улыбающееся лицо человека, его русые волосы, такие же как и ее, широкие ладони, корзина в одной в руке и посох в другой.
 
- Здравствуйте,- сказал человек. - А вы случаем не заблудились? Я тут тридцать годов по этой тропинке хаживал, а человека не встречал. Как вас звать величать? Меня -Терпение.
- А меня люди зовут Любовь. А что это у вас в корзине?
- Это у меня грибы. Вот это вот -белый, вот это- подберезовик, подосиновик,лисички, а это- солодяжки, ну, уж больно с крепкими ножками. Так что, я их тоже, заготовляю - больно уж они в корзину просились,- пошутил он.
- А что подберезовики под березами растут? А подосиновики подосиновиками?- спросила девушка, и сама заулыбалась от наивности своего вопроса.
- Да, это вы правильно толкуете. Так оно и есть,-  улыбнулся белозубой улыбкой, что молоко, человек. Любовь и терпение еще несколько минут смотрели друг на друга, ничего не говоря - просто улыбались друг к другу.
Приятное для обоих молчание и поглядывание друг другу в глаза прервал Терпение:.
- Чудная ты какая? Улыбаешься... Волосы цвета пшеницы, крылья за спиной. И куда же ты это путь-то свой держишь? А?
 
- А вы? А вы расскажите о себе и я расскажу, -  сказала девушка и засмеялась. Почему-то, видя этого лесного человека, ей хотелось смеяться. Но это была не насмешка, не смех ради шутки, не смех чтобы понравиться, не смех смущение, а самый чистый смех, без всяких примесей, без всего лишнего, как ветерок целующий лепестки цветущей яблони, дуновение, свежесть, что не нарушает гармонию момента, а наоборот, рассеивает радость вокруг. Так и смех, который чувствовала Любовь.
Интересно, вот почему мы встречаем некоторых людей и уже как бы чувствуем, что знаем их, их жизнь, мысли, иногда даже угадываем, что они скажут в следующее мгновение, мы будто прочли их как книгу.., а с другими проживем бок-о-бок полвека, а не знаем, чего ожидать от них, что они выкинут в следующее мгновение. Наверное, потому все это происходит, что с опытом мы умеем считывать по мимике, по жестам, что исходит от человека- те внутренние законы, моральные, духовные, жизненные принципы, по которым живет и руководствуется человек. Только в одном случае эти принципы есть, а в другом, они шаткие, в третьем, их совсем нет, а в четвертом, сделан сознательный выбор служить злу. Служение злу так же часто заметно, как и служение добру, но вот наиболее наиболее опасны те люди, кто и сами не знают, как они могут поступить в той или иной ситуации, и к счастью это совсем другая история...
Любовь, не задумывалась обо всем этом она это просто чувствовала. Любовь чувствовала, что от этого крестьянина веет добротой и простым единственно верным принципом служить добру от восхода до заката терпеливо, ведь так его и звали: Терпение.
- А я..,- начала говорить девушка, а потом остановилась,- Можно мне? Понюхать грибы? Они так вкусно пахнут лесом.
- Конечно, можно,-и человек поставил корзину на зеленую траву. - Чудная ты… Если не торопишься, пойдем, я тебя и жареной с картошкой угощу. Ты же, наверное голодная, Крылатая?- и засмеялся. - Я вот еще малины кружку набрал. Только я его своему меньшому сынишке - Прошке обещал, больно уж он ее с молоком любит. Вот столкуетесь с ним, и тебе полкружки, и ему полкружки.
- Спасибо. Мне ничего не нужно. Просто укажите мне в город,- засмущалась она широкой крестьянской души, желающий поделиться всем что есть, и накормить первого встречного.
- А здесь одна дорога: город - назад, лес- вперед. Вон опушка, а вон наша деревушка.
- А что? Я, получается, в лес шила?
- Да, получается, в лес, в гости к медведю ульи ворошить.
 И они оба, и они оба засмеялись.
- А моя история очень простая.., - произнесла Любовь.- Я разговаривала с Богом, и он сказал, чтобы я шла по земле не ропща и верила в то, что однажды я найду свои туфельки, в которых я смогу танцевать, и тогда они приведут меня, к счастью.
 
- Это он тебе правильно сказал идти по земле не ропща, так и надо не роптать, а день ото дня трудиться, жить для детей, а работать для людей, а умирать для Бога.
- Как это вы хорошо сказали..,- ответила задумчиво девушка. - Жить для детей, работать для людей, а умирать для Бога, да. А еще я видела ангела. Он мне сказал, что я должна найти мудрость, и я нашла мудрость, но мудрость оказалась не слишком мудрой, поэтому я и странствую по свету, до сих пор босиком.
- Как же ты сыскала мудрость, если мудрость созревает внутри, а на свет появляется через раны?
- А кто это вам сказал? - открыв широко глаза от удивления, спросила девушка. Точно повторенные слова ангела повергли ее в смущение и счастье одновременно, будто бы она увидела падающую звезду и не знала, стоит ли махать крыльями, чтобы увидеть ее вблизи или же созерцать ее с земли из человеческого сердца.
- А это ветер мне с яблоками надул, - ответил Терпение.- Туфельки, конечно, в здешних местах не водятся. Ничего окромя босых ног, да лаптей на свете наша земля ненашивала, так что, до деревни уж босая добежишь, а там что-нибудь, да и смастерим. Замочена там у меня береста, так что и обувка тебе придумается...
Любовь не знала, что отвечать. Это были те моменты, когда кто-то знает о будущем больше чем ты, делится этим с тобой, и обоим от этого хорошо.
Любовь шагала подле Терпения и слушала его рассказы о лесе, грибах, ягодами, изредка он останавливался, аккуратно тыча батогом в траву:"Вот это- зверобой, очень полезная трава, а вот это- Иван-чай, правда, он сейчас уже отцвел, его нужно собирать, когда он цветет, а потом в чай заваривать, а вот это - мята,а вот это- мать- и - мачеха, а это - ромашка, ты уж знаешь.
Так за разговорами они и дошагали до деревни. Дом терпения стоял чуть поодаль деревеньки. Дом рубленный из еловых полноствольных деревьев, дранкою крытая крыша, дым валящий из трубы.
-  Наверное, старшая дочурка- Надежда проснулась... Обряжается,- сказал терпение.
- А сколько у вас детей? -спросила Любовь, интересуясь, но не желая обидеть Терпение.
- Семеро по лавкам? Да нет, у меня четверо.- С тяжестью в голосе, ответил он, как бы ожидая следующего вопроса.
И Любовь спросила: - А что у вас и супруга есть?
- Нет, супруги нет и никогда не было. Так... Кукушка яичек нанесла и улетела.
- А что так бывает?
- Бывает и похуже. Ну, Бог ей судья, что тут говорить? Главное, чтобы дети счастливы были, а остальное... ах..., -  и терпение махнул рукой.
Отворяя калитку их встретила, двумя гавками, белая с черными пятнами, лайка. "Свои- свои,"- заверил ее хозяин, и она, перестала лаять, подбежала к Любви обнюхала и лизнула ей руку. Терпение и Любовь вошли внутрь: у печи с ухватом в руке стояла молодая девчонка в сарафане и фартуке.
- Здравствуйте! - сказала девушка.
- Здравствуй, дочка!-ответил отец. - Проснулась уже? Молодец, какая! А наши-то супчики все еще по палатам спят. Вот, дочка, наша гостья. Нужно накормить будет. А, это вот, Прошке земляники немножко насобирал.
- Хорошо, Тятя. Все поняла. Буренку-то я  уж подоила.
- Молодец! А я пойду грибы почищу, потом свежую жарёху со сметаной сделаем. Усади гостью за стол, поставь чай,- сказав это ласковым отцовским голом, Терпение вышел на улицу.
Любовь наблюдала за Терпением: вот он чистит грибы рядом с поленницей, затем поливает что-то посаженное на грядках, плетет что-то из бересты, присев на кряжик рядом с яблоней - все это она видела мельком, в редких перерывах, когда помогала девочке ставить в печь горшки с кашей и молоком, чугуны с картошкой. 
Потом они решили печь блины на углях и сделать их с творогом, потому как это было любимое кушанье ее отца. "Позволь я напеку, я думаю, что у меня получится",- попросила девушка дочь хозяина. И действительно, после нескольких неудачных попыток, блины стали получаться круглые, с румяный нежной корочкой. "Совсем как солнышко",- похвалила девочка Любовь. Вскоре на запах блинов слезли и другие дети с палатей.
- Это-Вера, это- Леночка, это-Прошка, он самый маленький из нас.
Любовь подала свою ладошку Вере и Леночке, а Прошку нежно потеребила за его растерянные волосы, будто поправляя их.
- Поиграй, поиграй со мной,-  попросил Прошка, потирая сонные глаза своими ладошками.
- Конечно, - ответила любовь. - Только можно мы сначала допечём блины? А вы пока все марш умываться.
- Тетенька, а вы ангел? Да? - спросила Леночка и потрогала Крылья Любви.
- Нет, я не ангел, но я разговаривала с ангелом. И, кажется, теперь я начинаю понимать, о чем мне он говорил. Зовите меня Любовь.
- А у нас не все из умывальника умываются, а кто-то лапкой...- сказала Вера и обняла кошку.
Дети засмеялись и пошли умываться.
Любовь выпекала блины в печке и думала: "Я чувствую, будто бы я никогда не покидала этот дом, и эти дети, будто бы мои дети... Как странно! Как приятно! Приятно душе!"
Вдруг кто- то потянул ее за подол, она обернулась и увидела маленького крошку.
- Чего тебе Порошенко? -спросила Любовь.
Он поманил её пальчиком, она наклонилась, и мальчик прошептал:.
- Наша маманка к цыганам ушла. Я в окошко видел,  и папе сказал, а он заплакал. Ты девчонкам не говори, они же женщины, а папку нашего забижай. Я тебе за него дудочку дам.
Любовь обняла мальчика с маленькой дудочкой торчащий из его штанишек и сказала: "Не переживай, Порошенко. Я тебе обещаю."
Часа через два, все было на столе :самовар, чай, стопка блинов, блинные конвертики с творогом, сваренная в мундире картошка в чугунке, квашеная капуста, сковорода свежих жареных грибов густо заправленные сметаной, каравай черного хлеба, малина на блюдечке, молоко, тарелки, чашки и ложки.
Дети позвали отца...
Терпение вошел в дом, держа в руках свеже выплетеные лапти. Любовь только сейчас заметила, что у всех, кроме не, на ногах были надеты берестяные лапти, босая была она одна.
- А я вот,-  начал, немного стесняясь, отец семейства,- сплел лапти для нашей гостьи, может быть и в пору будуть..
Любовь взяла из рук терпения подарок, и поблагодарив, надела. Она почувствовала будто идет по теплой летней тропинке, будто тут же она моет свои ноги в холодном лесном ключе, будто бежит по зелёному лугу за порхающей бабочкой - все это было вместе, в одно гновение, и ногжки ее не могли нарадоваться…
"Ну а теперь к столу", - будто пародируя своего отца, сказал Прошка и постучал деревянной ложкой по тарелке. Все засмеялись, и шутя, с веселыми возгласами, уселись за стол.
-Давайте помолимся дети,- сказал терпение. -Я не знаю, в какого Бога вы веруете, обратился он к любви…
-Давайте помолимся тому богу, чей дух обитает в этих стенах,- ответила девушка.
"Господи, спасибо за то, что ты даровал нам возможность жить на этой земле, вдыхать воздух, видеть небеса, ходить по твоим заливным лугам и березовым рощам, вдыхать запах цветов и видеть плеск рыб на реке. Спасибо за то, что ты даровал нам силу. Силу терпеть, не воздавая злом за зло, заботиться друг о друге, помогать странникам, не мечтать о себе, утешаться в надежде находить радость в малом и служить добру. Аминь".
Все сказали: “Аминь”, заработали ложками. "Сначала картошка и грибы, потом все остальное",-  говорила старшая дочка- Надежда, грозя  пальчиком своим сестрам и Прошке.
- Папа, а можно мне малины с молоком?- попросил мальчик.-По-жа-луй-ста, можно? Можно? Я со всеми поделюсь. Отец подмигнул ему и мальчик положил в каждую кружку несколько ягод малины,- И..и..с молоком это вкуснее шоколаду, хотя я его никогда не пробовал.
- Ты прав это вкуснее шоколада, - сказала любовь и вздохнула. По видимому, вспомнив свой долгий путь, до этого момента.
Дети ели грибы со сметаной, запивали все это молоком, а потом приступили к блинам со сметаной.
- Это Любовь напекла,- говорила Надежда.- У нее все с любовью выходит.
Отец семейства был доволен как никогда. Он чувствовал, что то, что ему так долго недоставало теперь рядом с ним, он чувствовал то, что чувствует человек, которому вдруг ниоткуда прилетает голубка и садится ему на плечо. Человек радуется, улыбается, но боится что-то громко произнести или махнуть рукой, дабы ненароком не спугнуть посланницу свыше.
- Папа, а сыграй нам на гармошке, а я на дудочке,- протараторил радостно Прошка и дунул в свою маленькую дудочку.
- Пожалуйста, пожалуйста, Папа! - защебетали в один голос дети.
Терпение перевел взгляд на девушку, она посмотрела ему в глаза и нежно произнесла: "Пожалуйста".
Мужчина встал, взял свой аккордеон, что мальчонка назвал гармошкой, и надавил на клавиши - по дому, разнеслось мелодичное звучание крестьянской души. Все слушали молча. Любовь чувствовала, что мелодия будто подбрасывает ее высоко в небо, затем ловит где-то у самого низу и несет на руках по василькова лугу.
"А сыграй нашу",- попросили сестрица. Отец заиграл. Его пальцы бегали по клавишам, а дети танцевали. Любовь тоже почувствовала непреодолимое желание танцевать. Она вскочила и начала кружиться с детворой. Любовь нашла свои туфельки, она нашла свое счастье!
Вдруг,  деревянные двери в комнату распахнулись, и внутрь вошла женщина в цыганских одеждах. Музыка смолкла- Терпение перестал играть.
- Что же ты не играешь? - спросила его женщина сверкая своими черными глазами.
- Мама.. мама, - запищали дети словно слепые котята.
- Играй! - скомандовала цыганка.
Терпение продолжил играть. Та же мелодия полилась по дому, отчеканиваясь от деревянных бревен, словно от от деревянной треснувшей деки.
 
Цыганка сняла с пояса платок и начала танцевать. Из распахнутой двери повысовывались цыганьичьи лица. Она танцевала, красиво, буйно, словно рыба попавшаяся в сеть, словно живая птица брошенная в костер. Терпение смотрел на происходящее дикими глазами, дети смотрели на отца,Прошка плакал. Любовь смиренным Христовым взглядом оглядывала присутствующих.
Цыганка махала своим цветочным платком словно крылом черной птицы. Она приблизилась к Любви, и с очередным взмахом своего платка,  ударила ее спрятанным в кружева ножом . Удар пришелся прямо в сердце. Любовь всхлипнула, под левой грудью и на губах ее выступила кровь, она повалилась на пол.
Дети закричали, цыганка бросилась бежать, забрав с собою нож. Терпение кинулся к Любви, но уже было поздно. Она умерла.
 
Душу ее подхватили Ангелы и унесли к Богу...