Побеждай тех, кто сильнее тебя... -8

Борис Аксюзов
Послесловие к неоконченному роману "Век фарисеев"

Я думаю, читателям будет интересно узнать, как сложилась судьба моего героя в дальнейшем, и потому я вкратце расскажу о ней в этом послесловии.
После окончания школы Стас Осколков, взявший фамилию своего настоящего отца, поступил на факультет иностранных языков Ленинградского университета. Но по совету своего школьного учителя избрал для изучения там не немецкий язык, как намеревался ранее, а английский, так как в те годы он был уже очень востребован во всех сферах общественной жизни.
Мама и все его друзья были уверены, что сразу после окончания университета состоится его свадьба с Аленой. Было даже известно, что он сделал ей предложение, но она, якобы, ему отказала. Этому никто не удивился: ведь к этому времени она уже была известной балериной, служила в Большом театре и часто выезжала на гастроли заграницу.
Потом все узнали, что он женился на своей однокурснице, и они вместе уехали работать на Сахалин.
В том же году умерла его мама. Говорили, что она была очень огорчена тем, что расстроился брак её сына с Аленой.
На Сахалине Стас преподавал сначала в школе, затем - в педагогическом институте, а через три года им заинтересовались органы КГБ и предложили пройти специальную подготовку для работы за рубежом. В качестве кого, я думаю, вам объяснять не надо.
Он переезжает в Москву, где его зачисляют в аспирантуру военного института иностранных языков. Учиться там ему было интересно и легко, так как языком он владел почти в совершенстве, а его военная специфика была не так уж и сложна. Но тут, при очередной проверке биографии Стаса кадровиков вновь начинает смущать тот факт, что его отец, Осколков Валентин Александрович, ответственный работник Наркомата вооружения, в 1937-ом году был осужден за шпионаж в пользу фашистской Германии. И, хотя впоследствии он был реабилитирован, но, как говорится, чем чёрт не шутит, а вдруг ошиблись те, кто занимался его реабилитацией, а не всемогущий НКВД во главе с Лаврентием Берия. Но Стаса не отчисляют из института, а переводят на отделение технического перевода, по окончании которого он занимается, как он уверен, совершенно ненужной работой: переводит из зарубежных журналов статьи о военной технике наших потенциальных противников.
И тут он снова встречается с полковником Трошиным, и эта встреча тоже влияет на дальнейшую его судьбу, как и первая.
Трошин уже уволен из КГБ, а причиной этого он считает происки Вячеслава Маркевича, который после отъезда Стаса с мамой на Кавказ, зачастил на Лубянку с жалобами на полковника, грубо нарушившего первую заповедь секретных служб: своих не выдают.
А Стас за день до встречи с Трошиным подает рапорт с просьбой уволить его из рядов КГБ по семейным обстоятельствам, хотя это его решение вызвано настоятельными советами его начальника, который терпеть не может строптивого переводчика, не желающего заниматься переводами никому ненужных статей.
Стас рассказывает об этом полковнику, и тот обещает подыскать ему интересную работу.
И на следующий же день они встречаются в Александровском саду, из которого видна крыша «маршальского» дома, где он жил в квартире своего отчима и одержал победу над врагом, который был гораздо сильнее и опытнее его.
- Я могу предложить вам, Станислав Валентинович, работу, которая, несомненно, заинтересует вас, - сказал Трошин. – Ведь я знаю вас как человека, увлекающегося всем новым и нелегким для тех, кто не прошел тех испытаний, которые прошли вы еще в юности. Дело в том, что мой сын работает директором средней школы в одном их районных центров Вологодской области. И в прошлом году ему в голову пришла идея, преобразовать свое учебное заведение в спецшколу с преподаванием ряда предметов на английском языке. Но одно дело сделать это, например, в Москве или Ленинграда, а другое – в городишке среди лесов Вологодчины. Учителя, которые приезжают туда по распределению, еще слишком неопытны в методике, да и знание языка у них не то, что требуется. Так вот, не согласитесь ли вы поехать туда и стать соратником моего сына в его смелых задумках? Правда, зарплата там у вас будет не такая высокая, как у переводчика, но зато от этой раюоты вы будете получать больше удовлетворения, чем от перевода ненужных статей из журнала Military Review
Стас усмехнулся:
- Я вижу, что вы в курсе того, чем я занимался в своей конторе.
- А вы, вероятно, забыли, что я в недавнем прошлом – полковник КГБ, - тоже с усмешкой ответил Трошин.
- Хорошо, я могу выехать туда хоть завтра.
- Даже не посоветовавшись с женой и с детьми?
- Неделю тому назад мы подали заявление на развод. А детей у нас нет. Так что, полковник Трошин, здесь вы допустили серьёзный промах. Товарищ Лаврентий Берия был бы вами очень недоволен.
Трошин рассмеялся:
- А ты не так прост, как кажешься, товарищ Осколков!
Он впервые за всё время их знакомства обратился к нему на «ты», и Стасу это было приятно.
Он проработал в школе на Вологодчине тридцать лет, потом ушел на пенсию, но до их пор его бывшие ученики вспоминают о нем как о своем лучшем учителе. Многие выпускники этой школы пошли по его стопам, стали учителями, переводчиками, а один из них работает даже в нашем посольстве в Австралии. Но Стас оказался не только прекрасным преподавателем английского языка, но и отличным тренером по боксу, организовав при школе спортивную секцию, из которой вышли три чемпиона Вологодской области.
Здесь он женился на замечательной девушке Тане, и она родила ему двух девочек и мальчика.
Я часто встречаюсь со Стасом, приезжая почти каждый год в город моей мечты, Великий Устюг.
Проехав от него около ста километра, я поднимаюсь на взгорок и уже издалека вижу спортивный флаг общества «Трудовые резервы», развевающийся над спортзалом, построенным руками учеников под руководством Стаса.
Но я знаю, что его там нет, потому что пришло время первого медосбора, и еду к нему на пасеку.
Вечерами, после чаепития со свежим мёдом  мы сидим на скамейке в лесопарке и говорим о былом.
- Стас, - говорю я ему, - скажи мне честно, как на духу, ты по Москве  скучаешь? По дому, из окна которого был виден Кремль, по школе, где мы с тобой вместе учились, по набережной Москва - реки, куда мы бежали со своим горем? Не жалеешь, что уехал из Москвы? Ведь с твоим умом и неуёмной энергией ты мог бы стать столичным мэром.
- Нет, - отвечает он, - по Москве я не скучаю. Знаю только, что человеком я стал, благодаря маме и ей, Москве – мачехе. Там расстреляли моего отца, там каждый вечер унижал меня отчим, говоря мне, что я недоумок и эгоист, не щадящий даже свою мать. Но я доказал я ему, что это не так. Я победил его, хотя он был во много раз сильнее меня. Я победил одного из фарисеев, которые считают себя непобедимыми… Что касается мэра, то я, несомненно, оценил твою шутку. А если ты это сказал всерьёз, то отвечу тебе так… Знаешь, недавно приходит ко мне Матвей Петрович, наш градоначальник, и просит меня слёзно: «Валентиныч, помоги! Опять у нас в городе наркота появилась». И я помог… Парни у меня в спортзале сознательные и здоровые, как говорится, душой и телом. Мигом порядок в городе навели. Потому что я их  всегда учил: "Побеждай тех, кто сильнее тебя..."