Изменитель жизни. Гл. 12

Александр Солин
       Когда я на следующий день показал материал Палычу, он прочитал и заключил:
       - Материал актуальный, компетентный, только к чему тут твой друг?
       - Это сквозная тема, объединяющая весь цикл. Ситуация реальная, и каждый специалист должен по ней высказаться. Верная тема для обсуждения. Уверен, народ ее закусит и будет ждать развязки.
       - Уверен?
       - Абсолютно.
       - Хорошо, тогда в номер, - бросил Палыч папку на стол.
       Журнал выходил два раза в месяц, значит, через неделю.
       - А  рубрику назовем «Мой кругозор». Давай, работай дальше. Кто у тебя там следующий?
       - Психолог.
       Мне все же пришлось подкрутить нетерпение, иначе бы я как чайник выкипел до дна. И потянулись монотонные, однообразные дни. Я проводил их за компьютером, на летучках, совещаниях, в редколлегии. Между прочим, сердце мужчины есть придел женского королевства, так же как в женском сердце обитает престолонаследник мужского рода. Отсюда следует, что лучшим правителем России была бы матушка-императрица, ибо подчинение мужчин-поданных мужчине-правителю попахивает гомосексуализмом. Неудивительно, что наше гетеросексуальное мужское население оказывало и оказывает руководителям мужского пола неосознанное, скрытое сопротивление, и история России подтверждает это убедительным образом. То же самое относится к офисам. Я молча и сосредоточенно бродил по коридорам и досадливо морщился, если меня задерживали для разговора на ходу. Если спрашивали - давал советы, если не спрашивали - слушал, не перебивая. В чужие дела не лез, в спорах не участвовал, в заговорах не состоял, к ответственности не привлекался. Встречая Варвару, делал то же самое, что и она - то есть, отводил глаза. Иногда под безобидным предлогом забирался в поисках уединения в дальние дворы, бродил там и думал о будущем. Находясь в самом начале моего плана, я отводил на все про все от двух до четырех месяцев. Именно в течение этого срока судьба должна позвонить в мою дверь. Больше я не выдержу.
       В голове все чаще звучала любимая песня матери, где были слова: виноваты мы, а любовь права. И если раньше я как-то еще терпел ее плаксивый лиризм, то с некоторых пор песня стала для меня чем-то вроде аллергии на любовный гербарий. Странное дело: я никогда не придавал ей иного значения, кроме необязательного - ведь на ее месте могла быть любая другая! И только теперь я вдруг обратил внимание на ее пророческий, эзотерический смысл. Можно было подумать, что кто-то с самого начала предупреждал меня о зигзагах судьбы. Оказывается, можно иметь абсолютный слух и быть глухим! Что и говорить: трезвомыслия такие открытия не добавляют. Переживания брошенного мужчины истеричны, эгоистичны и не блещут разнообразием. Душевная рана - разновидность раны телесной, и от последней отличается лишь тем, что как и сама душа, не локализована. Вот почему мы не жалуемся, что у нашей души болит нога или рука, или желудок, а говорим, что она болит. Вся болит. Вместе с ее ногами, руками, кишками и головой. Можно себе представить, что бы мы испытывали, если бы у нас так же болело все тело! 
       Наконец номер вышел в свет. Я позвонил Сеньке и наказал:
       - Пусть Раиса позвонит Анюте и скажет, что в последнем номере моего журнала есть кое-что про нас с ней. Только пусть ахает погромче!
       На следующий день Сенька сообщил, что наказ исполнен. Еще через день ко мне в коридоре подошел вечный завистник Жорка Невеличкин и, ехидно улыбаясь, спросил:
       - Слушай, Варька Фурцева всем говорит, что ты и есть тот самый друг из твоего интервью. Это правда?
       - Может, она еще и спит со мной? – прищурился я. – Иди, спроси. Если да, то приходи свечку держать.
       Готовясь к разговору с психологом, я засел за учебники, чтобы освежить в памяти основы этого темного знания, с которым пришлось иметь дело в университете. Из глубины памяти всплыли центральная нервная система, сознательное-бессознательное, измененные состояния сознания, не говоря уже об эмоциях и чувствах, пяти видах восприятия, памяти, видах мышления, десятке теорий личности и психологии межличностных отношений. Еще одна паразитирующая на человеке наука, жрецы которой живут замкнутым мирком, говорят на птичьем языке и считают нас с вами всего лишь психической реальностью. Слышали бы вы, что они про любовь несут! Я снова обратился к Лене Богомолову, и он нашел в институте Сербского профессоршу Марину Стефановну К-ну, которая пообещала уделить мне полчаса своего драгоценного времени. Что вы хотите: Москва – самый блатной (от слова блат) город в мире!
       Встретились, и я, сообщив, кого представляю, приступил:
       - Кажется, ни в одной науке не найдешь столько мудреных слов как в психологии. Обычных людей это пугает.
       - Поверьте, у нас их не больше, чем в других науках.
       - Но это просто поразительно, как вы их помните!
       - Это от того что все они разложены по полочкам. А ведь число полочек гораздо меньше, чем слов, не правда ли? Просто достаешь их оттуда и пользуешься. Главное, не забыть вернуть на место, - улыбнулась профессорша.
       - И все же: означает ли большое количество мудреных слов, что психология знает о человеке уже достаточно много?
       - Скажем так: достаточно, чтобы, во-первых, его лечить, а во-вторых, им манипулировать.
       - Значит, правильно говорят о человеке, который умеет манипулировать людьми, что он хороший психолог?
       - Психолог-то он, может, и хороший, только его навыки обретают неоднозначное значение, когда речь идет о манипулировании массами. Например, человек влезает на броневик и призывает к восстанию. Скажете, дело прошлое? Уверяю вас, этот типаж востребован в наше время как никогда прежде! Нынче броневиком может стать что угодно, и в первую очередь Интернет. Следует отличать манипуляцию массами от управления ими, чем занято любое разумное правительство.
       - То есть, психологом можно быть и без специального образования? 
       - В ограниченной степени да. Художники, например, обладают хорошо развитым внутренним чутьем. И не только художники. Иногда обычному человеку достаточно нескольких слов случайного собеседника, и он в общем и целом представляет, кто перед ним.
       - Но человек способен притворяться!
       - Согласна, и весьма искусно. Иногда нужно время, чтобы его разоблачить, но рано или поздно он своими поступками выдаст себя.
       - Тогда посоветуйте, что делать жене, если она с некоторых пор обнаруживает в поведении мужа признаки притворства. Ждать, когда он объявит, что у него другая женщина?
       - Зачем же сразу другая женщина. Причины притворства могут быть самые разные, в том числе и благородные. Например, у мужа проблемы на работе, и он, чтобы не беспокоить жену, вынужден вести себя неестественно бодро или излишне беззаботно. Жена должна ненавязчиво дать ему понять, что переживает за него, и если он не захочет объясниться, то не настаивать, а ждать, когда он сам решит ей все рассказать.
      - А если это все-таки другая женщина?
       - В любом случае жене следует вести себя сдержано и достойно, и в долгосрочном плане правда будет на ее стороне.
       - А что бы вы посоветовали супругам в случае охлаждения чувств?
       - Речь в этом случае идет о кризисе семейных отношений. Одни супруги с этим смиряются, другие пытаются вернуть их на прежний уровень. У кого-то получается, у кого-то нет. Последним я бы посоветовала обратиться к психологу.
       - Знаете, у нас образ психолога сформирован американскими фильмами: сосредоточенный, внимательно слушающий, делающий пометки человек, выдающий в результате неожиданное заключение. Насколько такая практика эффективна в отношении семейных отношений?
       - Психоаналитик способен разглядеть проблему и сообщить об этом семейной паре. Он даст рекомендации, пропишет работу над ошибками, но результат будет зависеть от прилежности супругов. Для них это всегда путь навстречу друг другу. Однако реальность такова, что не всем под силу что-то в себе изменить, и часто отношения, поначалу вроде бы улучшившись, постепенно съезжают туда, где они были. 
       - Значит, нашим читательницам, попади они в такую ситуацию, придется рассчитывать только на самих себя?
       - И на своих супругов.
       - Мужчинам поведение женщин часто кажется импульсивным, лишенным логики, даже иррациональным. Такое впечатление, что они порой сами не осознают последствия своих поступков. Что вы об этом скажете?
       - Скажу, что женщины думают о мужчинах то же самое.
       - А может, это подтверждает мнение Фрейда о том, что нашим поведением управляет бессознательное? Считается, что именно в нем все черти водятся!
       - Я бы не стала демонизировать бессознательное. Хотя бы потому что его наличие – всего лишь предположение, не имеющее научного подтверждения. Бессознательное ни приборами, ни органами чувств не регистрируется. Сегодня мы знаем, что человек при рождении – это не чистый лист, как считалось когда-то, а говоря современным языком, что-то вроде гаджета с заводскими настройками. Поэтому правильнее говорить о конгломерате памяти, где существуют такие залежи – а инстинкты и рефлексы тоже, по сути, память - до которых нашему сознанию не добраться. По мере того как мы развиваемся, меняются наши этические и эстетические приоритеты, и случается, что глубинные файлы памяти, минуя наше сознание, входят с ними в конфликт.   
       - Скажите, а возможно создание такого аппарата, который мог бы менять свойства личности нажатием кнопки?
       - Для этого надо знать, что творится у человека в голове. Сегодня мы многое знаем о химической подоплеке человеческого поведения и можем медикаментозным путем сделать человека спокойным или возбужденным, сосредоточенным или расслабленным, но сделать то же самое путем воздействия неким полем на мозг пока не в состоянии.
       - Но в принципе такое возможно?
       - Почему нет...
       - Представляете, какие это откроет возможности! Наши читательницы смогут каждое утро примерять на себя новую личность, как новый наряд! 
       - Ну, до этого еще далеко!   
       - Раз уж мы заговорили о супружестве, не скажете ли нам, что такое с точки зрения психологии любовь, и нужно ли ее объяснять? А то вот объяснили человечеству, что такое атомная бомба, и сами знаете, что получилось!
       - Собственно говоря, человечество уже несколько тысячелетий пытается ее объяснить, и у современной психологии нет единого определения любви – я имею в виду любовь между мужчиной и женщиной. Кто-то из моих коллег считает, что это установка, которая задает субъекту поведенческую модель по отношению к миру и объекту любви. Кто-то видит в этом расстройство личности вроде невроза. Есть те, кто считает ее внутренним наркотиком, в состав которого входят гормоны удовольствия. Полагают также, что это потребность человека чувствовать себя любимым. Так что выбирайте на вкус!
       - А как считаете вы?
       - Знаете, любовь как явление и проста, и сложна. Проста потому что ее можно предсказать – например, известны фазы, которая любовь проходит в своем развитии. Можно по определенным признакам предсказать ее долголетие или скорую кончину. Известны условия, при которых она может стать для двоих драгоценным даром или наказанием, и так далее. От любви, в конце концов, рождаются дети – значит, природе так угодно, значит, это ее дар людям. По мне любовь - это возвышенное, не похожее ни на какое другое состояние личности, мобилизующее все ее телесные и духовные способности. Да, в этом определении больше поэзии, чем науки, но всякая наука требует искусства.
       - Прекрасно! Спасибо! И в заключение у меня к вам традиционный вопрос, который с некоторых пор интересен нашим читательницам. Дело вот в чем: с одним моим хорошим знакомым три года назад разошлась жена из-за того что он ей изменил. Все эти три года он, находясь в подавленном состоянии, пытается ее вернуть, но она его отвергает. Что бы вы им сказали?
       - Сказала бы, что они не оригинальны. Сегодня у нас в стране на сто браков порядка семидесяти разводов. Их соотношение я называю коэффициентом инфантилизма, и нынешний коэффициент угрожающе велик. К сожалению, супружеская измена – непозволительно частая причина развода. Нетипичное и обнадеживающее в вашем случае это то, что не жена хочет вернуть мужа, а наоборот. Дети у них есть?
       - Мальчик девяти лет.
       - Тогда вот что я им скажу: родители, которые не думают о ребенке сами еще дети. Ребенок должен расти, одной рукой держась за папу, другой за маму. Ребенку с одной свободной рукой грозит психологическая кособокость. Если его бывшая жена не успела обзавестись новым мужем, на что она, кстати говоря, имеет полное право, то она ведет себя в отношении ребенка очень опрометчиво. Первое, что ей нужно сделать перед тем как искать ребенку нового папу, это спросить себя, способна ли она ради ребенка вернуться к его отцу и если да, сделать это. Семейная жизнь – это весы. Если одна чаша перетянула, на другую нужно бросить ровно такой же груз. Вы понимаете, о чем я. Только при этом надо понимать, что это будет уже другое, отягченное равновесие, а потому чаши надо разгружать, а не нагружать. В любом случае попытаться стоит.
       - От лица наших читательниц благодарю вас за содержательный разговор!
       Нет, правда, в самом деле содержательный, учитывая, что во всей этой ученой зауми мне дорог только ответ на последний вопрос, в котором прозвучало ровно то, что мне надо.