Музей

Роман Перин
Леваев вышел у кладбища, чтобы отнести голову Леонюка сторожу.
– Скажи, чтобы сегодня же могилу привели в порядок! – крикнул из автомашины Горенко.
– А что с черепом? – Спросил Иван Туров.
– Череп, говорите, древний. Значит, его в музей.
– А можно я его зарисую, сделаю замеры? – попросил Иван.
– Ладно, рисуй, но в музей отдай под расписку. Расписку отдашь в наш отдел дежурному, – устало сказал Горенко.
– Не сомневайтесь. Всё сделаю, как надо, – обрадовался Иван.
– Так, чего интересного в этом черепе? – не удержался капитан.
– Чисто визуально у него есть отличия по антропологическим параметрам и вот эта странная дырочка тоже представляет интерес.
– В смысле, что это может быть след от операции?
– Вполне. Археологи находили древние черепа со следами костной мозоли.
– И о чём эта мозоль говорит?
– Мозоль образуется в ходе регенерации костной ткани после нарушения целостности кости при нормальном течении процесса заживления. Проще говоря, было ясно, что череп вскрывали, после чего человек ещё долго жил.
– То есть древние могли делать операции на голове?
– Получается так. Мы вообще недооцениваем знания древних людей.
– Ну ладно, спасибо за беседу. Вот и твоё общежитие, доктор, – сказал Горенко под скрип тормозов.

Осип Андреевич Окунев, тревожно вздыхая, перечитывал в «Правде» фронтовые сводки. Его коллега и начальник Михаил Борисович Галкин слёг с ревматизмом. Окунев был в хандре.
– К вам можно? – спросил Иван, приоткрыв двери кабинета.
– А к кому ещё? Я тут один, как перст, на весь музей. Чего изволите?
– Меня товарищ Горенко просил передать вам артефакт.
– Горенко? Артефакт? С каких это пор НКВД занялось археологией? – недоверчиво пробубнил Окунев.
– Мы у шамана нашли интересный череп.
– Череп? Интересно. Присаживайтесь. Показывайте.
Туров поставил на стол коробку из-под обуви.
– Ну, открывайте же!
– Вот посмотрите. Очень любопытный экземпляр.
– Вы археолог?
– Нет, я врач.
– Гм. Ну, давайте-ка полюбопытствуем.
Окунев долго крутил череп в руках, даже понюхал его. Затем принялся делать замеры и записывать в тетрадь.
– Вы знаете, сударь, черепушка, действительно, прилюбопытнейшая. Но взять в музей мы её не можем. Ведь её нашли не в земле. Как определить, к какому периоду она относится? Вот и дырка, какая-то странная.
– Ну, возьмите в архив, потом разберётесь.
– Мне его нужно сначала атрибутировать. Вы поймите, у нас ведь таких странных черепов и находок довольно много. Если бы мы всё включали в научный оборот, наступил бы хаос, – Осип Андреевич понизил голос до шёпота, – сотни книг и докторских могли бы давно превратиться в макулатуру.
– Я вас хорошо понимаю. А что мне делать с этим черепом?
– Вы у какого шамана его нашли?
– Шаман Аду.
– Вот и отдайте этому шайтану его рабочий инструмент. Он к нам несколько раз приходил, просил пообщаться с Шигирским идолом. И даже выкупить его предлагал, шельма. А когда не вышло, устроил к нам сторожем своего брата. Хорошо вовремя разобрались. Так что верните ему, а то он и вправду нашлёт на ваш дом, какую-нибудь нечисть.
– Мне нужна расписка от вас.
– Это не проблема. У нас стеллажи этих черепов, – Окунев сразу сообразил, как ему пристроить в запасники свой странный череп, который он намеревался послать Герасимову, – сейчас напишем.
– Вы говорили, что у шамана есть брат?
– Да, он у нас даже пару дней отработал сторожем, пока не разобрались. Живет в соседнем посёлке. «Ефимка беспалый», так его там зовут. А зачем он вам?
– Так шаман Аду сбежал, да и далеко до Чёртового городища. Вот я и подумал передать череп через него.
– Можно и через него. Значит, этот Аду пристроился возле жертвенника. «Нечистая сила больно играет около «Городища» и нередко сбивает православных с пути». Так писали семьдесят лет тому назад об этих скалах.
– Жертвенник?
– Судя по раскопкам, это жертвенное место эпохи железного века. Поэтому шаман там и пристроился. Да и народ суеверный обходит это место стороной. Вы там были?
– Два дня назад.
– Там уже мало что осталось, даже если сравнивать с описаниями и рисунками прошлого века.
– Всё равно впечатляет!
– Сам Онисим Егорович Клер, увидев скалы Городища, записал: «А не циклопические ли это сооружения древних людей?..».
– Извините, а кто Клер?
– Вижу, вы не местный. Пойдёмте, я вам покажу портрет Клера, расскажу, да и вообще музей посмотрите, – воодушевился Окунев.
– С удовольствием, я в музеях уже давно не был.
– Ученый, исследователь Урала, президент Уральского общества любителей естествознания… – гулко раздавался голос Осипа Андреевича в пустых залах…
Р. Перин. Глава из романа "МОЙ БОГ - СОЛНЦЕ!"