Труд наказание или благо?

Виктор Сапрунов
               


   Кто из нас не замечал, что полезное, целесообразное зачастую не всегда приятно, не всегда вкусно? Да и даётся далеко не сразу.
   А так иногда хочется просто потереть лампу Аладдина и сразу получить желаемое без шума и пыли.
   Но куда там! Тебе со всех сторон напихают, что, мол, не всё сразу, что надо хорошо попотеть прежде чем … . Да и вообще побасенки с лампами можно травить только в минуты отдыха от упорного, целеустремлённого труда. И, конечно, не преминут посоветовать ещё раз посмотреть фильм «Москва слезам не верит», где всё вертится вокруг того, что, если ты хочешь чего - нибудь, то надо арбайтен и арбайтен и опять же, что не всё сразу. А та героиня, которая хотела получить всё и сразу, выставлена полной дурой.
   Интересно и то, что несмотря на то, что и тогда отношения между США и СССР были очень не очень, фильм получил «Оскар». Значит в этом фильме затронуто нечто такое, что очень важно в нашей жизни. И тому, кто покушается на неоспоримость этих основ, следует поднести чашу с цикутой.
   Но несмотря на это, число тех, кто сомневается в абсолютной непогрешимости этих заповедей, всё растёт и растёт, ибо есть поводы для таких сомнений.
   Взять хотя бы эту скандальную историю с изгнанием Адама и Евы из рая.
  Итак, Адам и Ева нарушили запрет, попробовав плоды с дерева познания добра и зла. И  Бог (внимание!) НАКАЗАЛ их «трудом в поте лица своего».
   Почему же это наказание божие стало одной из самых почитаемых добродетелей нашей эпохи?
   Прежде всего бросается в глаза то, что труд – это целесообразная деятельность. В свою очередь, целесообразность есть причинно – следственные отношения, есть временность, есть бренность нашего существования. Целесообразные причинно – следственные отношения есть представители царствующей в нашем подлунном мире энтропии, которая уничтожает всё вещественное и телесное. Труд повязан с энтропией, и это не есть гут.
   Только, упаси боже, не надо всё это воспринимать как призыв к ничегонеделанию. Ибо есть труд как необходимость и есть охотка, которая пуще неволи. Это творческая деятельность. Т. е., труд не есть монополия, не есть вся человеческая деятельность. Даже в нашем подлунном мире всегда есть место творчеству.
   Но почему же мы живём в мире, где превалирует мнение, что, если мы думаем по лекалам причинно – следственных отношений, то думаем умно, разумно, что труд есть главное средство на пути к счастью? Т. е., счастье воспринимается как цель для которой  подбираются средства для его достижения. Это есть типичная схема причинно – следственных отношений. Но мы уже говорили, что эти отношения есть временность, есть бренность бытия, есть проявление энтропии в нашей жизни. Это главный порок этих отношений. Поэтому счастье есть всё же непорочное зачатие, есть творческое составляющее нашей жизни.
   Но вернёмся, как говорят французы, к нашим баранам. Мы уже писали о том, что наша жизнь напоминает известную игру, в который участники двигаются по кругу и по сигналу стараются занять расставленные стулья, которых по умолчанию всегда  меньше чем игроков. Выигрывают, преуспевают в этой жизни те, кто успел, а остальные вынуждены балансировать на грани бедности и нищеты. Они вынуждены принимать правила игры, которые диктуют им успешные люди. Мы живём в эпоху, где все спешат, где всё определяет успеваемость, где успеваемость есть главное мерило человека. Мы спешим тогда, когда боимся, что нам не достанется. Наша жизнь обусловлена нехватками, дефицитом. Но это именно и есть главное в торговле. Задумывались ли вы, почему у нас пока бесплатен воздух? Потому что его у нас изобилие. Купля –продажа не может существовать в эпоху изобилия. Поэтому сейчас любое относительное изобилие может привести к кризису. В этом случае предприниматель, не желая терять уровень своей прибыли, урезает зарплаты, увольняют персонал, и даже уничтожают товары. Рынок с его кризисами есть средство поддержания дефицита, ибо изобилие угрожает самому существованию успешных людей. Они убеждены, что если не понуждать дефицитом и голодом, большинство людей «погрязнет» в изобилии и трудиться не будет. А это, по их мнению, приведёт к гибели цивилизации. Они считают, что человек должен быть постоянно нуждающимся и весь смысл его жизни состоит в постоянном преодолении ТРУДностей. Короче говоря, для такого человека жить - значит постоянно справлять свою нужду.
   И надо заметить, что успешные люди абсолютно правы в том, что в условиях изобилия никто не будет работать на их условиях, т. е., по нужде. Ибо такая работа, такой труд позволяет лишь выживать.
   Следует ещё раз подчеркнуть, что труд – это трудно, что это насилие причинно –следственных отношений, которые всегда с энтропией. И все беды нашей цивилизации заключается в принуждении трудом. Свободная творческая деятельность находится в зачаточном состоянии. А ведь  именно она есть цель и средство для достижения изобилия.
   Хорошо известно, что человек способен производить гораздо больше, чем ему нужно самому. Он, по существу, perpetuum mobile. Но проявлению этих способностей мешает система, поддерживаемая успешными людьми. Эта система принуждает людей трудится, принуждает дефицитом и голодом. Вот почему так в наше время так популярны лозунги типа, кто не работает, не трудится, тот не ест. Такие утверждения есть идеологическое прикрытие неблаговидных деяний успешных людей.
   Вот почему в раю, где царит изобилие, в ходу свободная творческая деятельность. Вот почему там труд есть наказание.