Собакина мораль

Александр Солоницын
  Нет – это не ошибка. Не подходит для такого рассказа выражение «Собачья
  мораль», язык не поворачивается, не тот случай.

  Ветер задувал со всех сторон, с силой бросал пригоршнями колючий снег навстречу и норовил попасть в глаза.
Сказать, что было больно – нет, где-то даже приятно - бодрило и охлаждало разгорячённое ходьбой лицо. При ограниченной видимости по инерции ноги проверяли твердую дорогу, определяя правильное направление в вихрях метели. За брустверами края дороги темной массой стоял лес.
 Монотонность движения позволяла предаться воспоминаниям.
Обычная просёлочная грунтовая дорога, самая знакомая и желанная, однако, не всегда простая – дорога домой.

 На этой дороге раньше уже здесь встречала меня моя собака, мой преданный друг, которого я не мог взять с собой на учёбу в большой и красивый город.
 Восточно-европейская лайка. Мы оба очень любили природу, лес. На охоте жили полной насыщенной и счастливой жизнью. В разлуке скучали оба.
Как она могла почувствовать моё возвращение домой на побывку почти за десять километров. Как никто другой, она точно угадывала моё состояние, настроение, оказывая знаки внимания, терпеливо выслушивала откровения, горечи, а я исповедовался, глядя в умные, всё понимающие глаза.
Самый искренний друг научил меня радоваться жизни при каждом удобном случае, делать растяжку после сна, при первой возможности расслабляться и засыпать, не кидаться в драку, если можно было ограничиться рычанием, без устали искать и находить то, что нужно, быть преданным и искренним. Всё это особенно бросалось в глаза в её поведении после расставания.
 А что я давал ей? Она не говорила...

На этой дороге она спасла меня от волков дважды. Первый раз, вовремя встретив и предложив сумасшедший бег. Тянула меня вперёд так, что я еле успевал переставлять ноги, держась за поводок, мы буквально перелетали через снежные заносы на дороге. Волки шли по краю леса по кругу в целине. Не успели они, в этот раз мы ушли от погони.
 
Второй раз спасла меня ценой своей жизни. Дальше не могу вспоминать без слёз.
 Снова волки. Я уже не надеялся на благоприятный исход. Стая большая и дерзкая, нападали со всех сторон, сразу взяли в кольцо. Я передвигался на санях. Схватка была короткая. Уходя от атаки в лоб, лошадь метнулась с узкой дороги и легла в глубоком снегу, выбилась из сил, сделав несколько высоких прыжков, сани провалились в рыхлый снег. Лайка отчаянно бросилась в драку при абсолютном превосходстве противника, отсекая нападение сзади. На твёрдой дороге крутилась ужом, оставляя красные следы на белом снегу. На неё нападали со всех сторон, а я не мог найти ружьё, выкидывал всё из саней, успевая угрожающе размахивать топором, защищая лошадь. На дороге уже лежал один зверь. Наконец под руку попалось ружьё. Прозвучали два выстрела в самую гущу схватки на дороге. Клубок распался. На снегу остались два зверя и моя собака. Слёзы потекли у меня из глаз, я дико кричал и стрелял пока не кончились патроны. Стая отступила, ушла, оставляя по снегу кровавый след и трёх своих бойцов на месте схватки. Два первых выстрела, почти дуплетом, точно попали в цель, завалив двух волков, только одна картечина попала в глаз лайке, сразив наповал. У первого волка оказались смертельные укусы за шею, он лёг первым чуть в стороне. Шкура на собаке оказалась изодрана в клочья: раны на плечах, задних ногах, в паху, следы клыков на морде, почти оторвано ухо. Бедный мой товарищ.
Смог ли бы я пожертвовать собой так ради спасения друга – не знаю. Хорошо, что не представилось пока случая. Хватило того, что я причастен к гибели самого преданного создания. Прошло уже много времени, а я на этой дороге каждый раз заново переживаю потерю.  Чего уж там, на всю последующую жизнь самым большим страхом остался страх смалодушничать, если нужно будет защитить друга.
Так вот! Своим примером собака преподала урок человеку.
 Друзей более не случилось в моей жизни, может быть, оттого что мои требования к друзьям были непомерны, а собаки другой мне уже не хотелось. Люди обманывали много и часто из-за моей чрезмерной доверчивости, а подсказать было некому, предупредить рычанием.

   фото из свободного доступа интернета