И возвращаются реки-Фраг. 1 - Золотые скакуны

Заринэ Лоренцовна Арушанян
Фрагмент из Главы 19. Персидский рай

За время этой поездки Пётр узнал, что «аб» по-персидски означает «вода» ; самое необходимое для путешествующего в этой части Земли. Они подошли к конусообразному сооружению, похожему на древний остроконечный шлем, рядом с которым стояла беседка. В ней на невысокой тахте, покрытой паласом, сидел седовласый старик. «Перс» присел рядом на край тахты, перекинулся со стариком парой слов, поклонился, встал и, поманив Петра за собой, направился к коням. Хотя было ещё темно, Пётр издалека заметил, что лошадей им поменяли. «Перс» первым подошёл к коню более светлой масти, похлопал его по длинной шее. Конь радостно заржал, приветствуя хозяина. «Перс» что-то проговорил коню тихо и вскочил на него. Пётр следом за ним вскочил на привязанную рядом лошадь. Лошадь начала было брыкаться, но почувствовала сильную руку и успокоилась. Рядом никого больше не было. «Перс» проговорил:
; Это Шу;ша. Кобыла выносливая и быстрая, но норовистая. Она любит яблоки. Держи, дай ей пару, она поймёт, что ты ; друг и прекратит попытки тебя сбросить. Шу;ша ; умная лошадь.
Пётр спросил, угощая кобылу яблоками:
; Шу;ша?
; Да, Её родители из Шуши;. У моего отца там была большая конюшня. Представляешь, целый табун карабахских коней! Других он не признавал. Карабахи умны и с лёгкостью взбираются по каменистым склонам. Скоро ты сможешь оценить эту её способность.
; У меня уже был такой конь, ; еле слышно ответил Пётр.
«Перс» никак не отреагировал на это признание Петра и устремился вперёд. Пётр поскакал за ним. Больше они не разговаривали. У Петра когда-то, лет двадцать назад, в годы Первой мировой, когда Петра направили на Кавказский фронт, действительно был конь этой породы. Конь золотой масти попал к нему уже взрослым животным, норовистым, рассудительным и, как казалось вначале Петру, чрезвычайно упрямым. Очень часто конь выбирал не тот путь, куда его направлял Пётр, и заставить коня сдвинуться с места, если тот отказывался идти туда, куда Пётр направлял его, было невозможно. За такой упрямый характер Пётр по подсказке однополчанина-армянина окрестил коня кличкой «Ишук», что означало «ослик». Через пару месяцев кто-то из вновь прибывших в полк солдат-армян объяснил Петру, что его конь из породы карабахских скакунов, чем и объясняется его характер:
; Не упрямый он, а упорный, настойчивый и умный. Придёт время, в бою проявит себя.
И действительно в первом же бою конь, можно сказать, спас Петру жизнь ;  взобрался почти по отвесному склону и вывел в тыл неприятеля. Увидев Петра, турки решили, что окружены и часть их побежала с поля боя, а другая часть сдалась подоспевшим однополчанам Петра. Ещё не раз спасал Ишук своего хозяина. Пётр был очень привязан к коню. И часто, смеясь, ругал коня, вспоминая присказку, намекающую на упёртость карабахцев: «Ишак ты карабахский!»

Полный текст опубликован на ЛитРес.