Искушение

Нина Пигарева
(Фото автора)

Михаил, напряжённо потягиваясь, вышел на надворное крыльцо. Первые утренние лучи летнего солнца приятно коснулись его обнажённого мускулистого торса. У конуры затявкал беспородный старый пёс, приветствуя парня. Величавый красногрудый кочет по-хозяйски топтался по двору, созывая в кружок хохлаток. Загоготали гуси, замычала в сарае бурёнка.

- Иду, иду, моя Ласточка, - громыхнув подойником, отворила сенную дверь мать Михаила Клавдия.

- А ты что, сынок, в такую рань с постели вскочил? 

- Не спится. Разговор есть серьёзный.

- Коли серьёзный – буди отца, я скоро освобожусь, - улыбнулась Клавдия.

От предстоящей беседы с родителями у Михаила внутри словно тугим узлом всё скрутило.

- Мам, бать, я решил жениться, - настороженно заявил сын.

- Это кто ж такая так скоро захомутать тебя успела? – недовольно поджала тонкие губы Клавдия. - Из армии - без году неделя. Не отдохнул толком. А ты, что молчишь, Никола? Скажи своё отцовское слово, - толкнула мужа в бок обеспокоенная женщина.

- Чего сказывать, ты ж не дала сыну и рта открыть, а уже супротив буром попёрла.
 Мишка, на кого хоть глаз положил?

- На Марину, заведующую клубом.

- Ополоумел, - схватилась за грудь Клавдия, - чужая она, ничего о ней не ведомо. За год, почитай, всех ребят взбаламутила. И ты туда же. Только замуж окромя тебя, простофили, видать, никто не звал. Авось и про дочь не просветила?

- Просветила, - вставил слово Михаил.

- Ну, ну, давай, губи свою жизнь, - гневно махнула рукой Клавдия и покинула избу.

- Ты на мать не серчай, - хлопнул сына по плечу Николай. - Тяжело ты ей достался. После родов еле оклемалась. Мечты о большой семье в прах рассыпались. Всю душу в тебя одного вкладывала.
Как мужик я тебя понимаю, красоту Марины не сможет заценить разве что слепой. Слухи дурные её стороной обходят. А что парни липнут, это ж не порок. Коли крепко запала в душу –  женись!
Мать у тебя вспыльчивая, но отходчивая. Внуки родные пойдут – всё образуется.

- Внуков не будет, - опустил голову Михаил, - Маринка предупредила сразу, что она не может больше иметь детей.

- Много ты понимаешь в этом деле. Любовь способна творить чудеса.

- Нет, отец, не наш случай. Марина с мужем попали в дорожную аварию. Он погиб сразу. Она была на восьмом месяце беременности. Врачи с трудом спасли жизнь обеим. Но на дальнейшем материнстве была поставлена жирная точка.

- Эка, Миха, как тебя угораздило, - вздохнул Николай, - не знаю, что и сказать тепереча.

- Не надо, бать, ничего не говори. Об одном прошу: матери – ни слова.  Владу буду растить как родную.

- Ох, сын, не всё так просто, - вздохнул отец. - Что ты в любви понимаешь в двадцать годков?!

- Батя, я одно понимаю – до сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть», и эта тайна поглотила меня с головой. Без Марины я не жилец.  Давай закроем эту тему раз и навсегда.

Натянув футболку, Михаил зашагал в старую школу, где квартировала Марина с пятилетней дочуркой.

Вослед сыну Клавдия завыла словно на похоронах.
 
- Ты это брось, не притягивай беду, - прицыкнул Николай, - не рви напрасно душу.

- Что значит напрасно?! – ещё громче запричитала Клавдия, - на глазах теряем сына. Ты видал, как он на меня зыркнул?! Ночная кукушка уже успела перекуковать.
 
- Хватит, мать, - приобнял супругу Николай, - не нагнетай обстановку. Ты лучше в промтоварную лавку сходи, подгадай подарки Маринке и дочке ейной. Вечером пойдём родниться.

- И не подумаю! - размазав по щекам слёзы, резко подбоченилась Клавдия.

- Как знаешь, уговаривать боле не стану, немаленькая. Только потом сама на себя обижайся.

Ближе к вечеру Николай молча взял из семейного бюджета деньги, зашёл в магазин и – прямиком к назначенной цели.

- Дочка, это тебе, - протянул он Марине полушалок «живыми» цветами, - а ты, внученька, держи куклу!

- Мам, ты говорила, что у меня нет дедушек и бабушек. – поспешила Владка спрятаться за мать.

- Не бойся, маленькая, теперь у тебя есть дедушка… и бабушка, - прослезилась Марина, - проходите к столу, будем чай пить.

Влада, осмелев, взобралась на колени наречённого деда, крепко обняла за шею, заверещала звонко: «Ура! У меня тоже есть дедушка!  А когда к нам бабушка придёт?»

- Котёнок, бабушке некогда, - стыдливо сгладила неудобный вопрос Марина, - дай дедушке отдохнуть, поиграй в своей комнате с новой лялькой.

- Дети, вы не держите обиду на мать, время всё расставит по своим местам, - пригладил вихрастый чуб Николай.

- Я её хорошо понимаю, - виновато опустила глаза в пол Марина, - Миша совсем молодой, красивый, воспитанный и вдруг – женщина с ребёнком.

- Ну, будя, будя оправдываться, - остановил её Николай.

- Спасибо, бать, ты – настоящий мужик. Мать как любил, так и буду любить, но Маринку обижать не позволю никому.

- Сообща одолеем её гордыню, - засобирался до дому Николай, - Владочка – главный боец, деда уже наповал сразила.

Марина – детдомовка. Ни родных, ни близких. Родители погибшего мужа её не жаловали. А потеряв сына, вконец обезумели, грозились отобрать внучку. Ситуация накалялась. Продав квартиру, полученную от государства, Марина решилась на ответственный шаг – сменить южный край на холодный климат Сибири.

В чужом краю нашлась работа по призванию (Марина хорошо пела, виртуозно играла на баяне), но главное – после пяти лет страданий сердце смогло впустить новую, большую любовь.

Николай – знатный строитель-универсал, сразу предложил молодожёнам свою помощь. Михаил – профессиональный водитель.
На возведение нового двухъярусного жилья ушло около двух лет.

Новоселье оказалось неожиданно счастливым для всей семьи. Клавдия в первый раз наведалась к сыну, впервые назвала сноху дочкой. Извинилась. На современную мебель крупную сумму денег вручила.

Марина, неловко обняв свекровь, сквозь слёзы прошептала: «Спасибо, мама».  С глубоким облегчением выдохнул Михаил. Николай подхватил супругу на руки, закружил по залу. И только Влада, тряхнув курчавой головкой, недоумённо проверещала: «Что особенного? Я всегда говорила, что моя бабуля лучшая в мире». Лисичка - Владка – частый и желанный гость на другой улице посёлка в уютном доме бабушки и дедушки.

1 сентября того же года Владу торжественно провожали в первый класс мама с бабушкой. Папа с дедой были на работе. Все четверо души не чаяли в ласковой девчонке! Трое из них точно знали, что она навсегда останется единственным ребёнком. И только Клавдия с нетерпением ожидала продолжения рода.

- Похож, в сыне нашем подвох, а, может, на мне грех непрощённый: не хотела признавать чужую кровинку. Вот и не даёт тепереча Господь нам внуков, - однажды поделилась она тяжёлыми думами с мужем.

- Не кори себя, мать, рядом со своей семьёй Мишка насквозь счастьем светится! Другой доли и желать не надо, - успокоил жену Николай.
Не мог он сказать всей правды, не имел права нарушить данное сыну слово.

С постоянным ощущением праздника в душе жили и девчонки Миши.
Так он называл жену и приёмную дочку. Со временем окончательно растаял лёд в сердце Клавдии. Никто из односельчан не мог похвастаться такой заботливой, добродушной невесткой, какой оказалась Марина. А от расцветающей послушницы Влады – глаз не оторвать. Прикипела к ней Клавдия всей душой, порой даже забывала, что она неродная. Что до Николая, то тут без лишних слов всё ясно. Всем хорошо –  ему тем паче!
В пору поставить бы точку в этой истории, но нет – рано. Беда, как говорят, пришла откуда не ждали.

Влада заканчивала школу. Скоро выпускные экзамены, дальнейшее обучение в городе.
Михаил не мог дождаться этого момента.
С некоторых пор Владислава по отношению к нему стала вести себя неподобающим образом. Она перестала называть его папой, при встрече взглядами стыдливо опускала глаза. Он с ужасом осознавал, что у его ненаглядной девочки потухли к нему дочерние чувства и зарождается первая любовь.
Судьбу родного отца от Влады никогда не скрывали.

Марина упорно не замечала перемен в дочери. Да и как заметить, при ней Влада почти не выходила из своей комнаты. Но стоило матери выйти за порог, как она не упускала момент побыть наедине с отчимом. Отчаявшийся Михаил не знал, что делать, у кого искать совета. Напрямую поговорить с Владой не хватало духа. Не мог сказать и супруге, боясь внести разлад между родными людьми. Его терзали смутные сомнения: может, он себя просто накручивает?

- Мишань, у тебя сегодня выходной, а у меня срочная подготовка к творческому отчёту. Ждём районное руководство, – спешно заправляя утром супружескую постель, Марина обратилась к мужу. – Пожалуйста, отвези Владочку в город. Помоги выбрать ей платье и всё остальное к выпускному. Ты в этом деле – спец!

- Мариш, у меня свои планы, - попытался отказаться Михаил.

Но Марина жарким поцелуем быстро преградила путь его дальнейшим отговоркам. И, не дав опомниться, окликнула дочь: «Владонька, собирайся скоренько, папа будет ждать в машине. Тебе за нарядом поедете. Без меня».
И это ключевое «без меня» будто огнём прожгло душу Михаила.

До города километров пятьдесят будет. Вспотевший от напряжения мужчина молча крутил баранку. Девушка на заднем сиденье увлечённо листала толстенный журнал с картинками, не обращая на него никакого внимания.

Подъезжая к фирменному салону, Михаил мысленно выругался: во, дурак, нафантазировал себе невесть что. Хорошо, что рот держал на замке.

Из примерочной, Влада в сверкающем броском уборе выпорхнула словно жар-птица и, дерзко взглянув на Михаила, спросила: «Как я выгляжу?»

Капельки пота снова предательски выступили на лбу, шее, тонюсенькой струйкой потекли по «желобку» между лопаток.

- Нормально, - промычал он в ответ.

- Во даёт, - с завистью толкнул его в плечо незнакомый здоровенный мужчина, - таких красоток наша сибирская земля ещё не рождала. Она ж от тебя без ума! Вон на лице всё написано. А ты мямлишь тут не знамо что.
Тащи быстрее в ЗАГС, пока не передумала!

В обратный путь Влада примостилась рядом с Михаилом, высоко оголив стройные ножки. Но Михаил смотрел только вперёд.
У придорожного лесочка девушка вдруг потеряла сознание. Перепуганный Михаил резко затормозил, на руках вынес Владку на свежий воздух, положил на траву. Машинально приготовился делать искусственное дыхание. Но в последний миг не осмелился прикоснуться к девушке.
В панике достал из кармана сотовый: «Алло, скорая?! Девушке плохо!» - закричал он. В эту секунду Влада неожиданным рывком отстранила телефон, обвила руками его шею, попыталась прильнуть к губам.

- Влада, давай договоримся так, - нахмурился Михаил, - маме я ничего не скажу, а ты пообещай больше не делать глупости.

- Не обещаю, - истерично заплакала девушка…

Вечером Михаил решил всё же поделиться проблемой с отцом.

- Ох, сущее наказание, - встревожился Николай, - тут и до искушения недалёко.

- Не говори глупости, отец, не затем я к тебе обратился. Совет путный нужен.
Часа два Николай ломал голову и, наконец, выдал: «Пока у Владьки любовь, так сказать, не закоренела, поезжай на заработки в Москву. Месячишка на два, на три. Глядишь, за это время мозги у девчонки на место встанут.
Жёнам нашим соврём трошки, не по злобе. Я матери скажу, что деньги немалые нужны внучке на институт. А ты Маринушке поведай о моей якобы тяжёлой болезни. Да накажи строго, чтоб секрет ото всех в тайне держала».
Сказано – сделано.

…На исходе второго месяца Клавдия видит в окно такую картину: идёт её любимая внученька белым днём в обнимку с приезжим ветврачом Никитой. Глаза у обоих влюблённые. Лица – счастливые.

- Отец, ты только глянь сюды, что деется, - всполошилась Клавдия, - внучке учиться надоть, а она в любовь удумала играть. Звони срочно Мишке. Пускай возвращается да меры принимает покуда не поздно. Одной Маринке, боюсь, не совладать. И нас не послухает. Взрослая стала.

- Угомонись, мать, дело молодое, щепетильное. Не наломать бы дров. Никита парень самостоятельный, серьёзный. И внешним видом внучке нашей под стать.
Пойдём, хлопотунья моя, лучше кофейку попьём.

«А Мишке я обязательно сигнал дам!» - возрадовался в душе Николай.
-------------
НИНА ПИГАРЕВА - http://proza.ru/avtor/ninapigareva - ПЯТОЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ КОНКУРСЕ "ОТ ЧЕХОВА ДО СВОЕГО РАССКАЗА" - МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ