О развитии принципов социальной справедливости

Аникейская Правда
     Сегодня социальная справедливость уже становится принципом жизни многих демократических социально ориентированных государств с демократическим, партийно-парламентарным устройством своей жизни и данный принцип, или его определенные элементы, закрепляются в конституциях этих государств.   Однако содержание этого принципа в разных социально развитых государствах имеют значительные различия.   В статье рассматривается правовое регулирование и практика реализации указанного принципа.   

     Наряду со свободой, равноправием и демократией, с договором мирного сосуществования, с некоторыми другими ключевыми принципами отношений в различных сообществах, социальная справедливость является общечеловеческой ценностью. Общее требование справедливости издавна относилось и к праву, однако в современных условиях все чаще на первый план выдвигается социально-экономическое понятие справедливости.

     Принцип социальной справедливости в его глобальном выражении постепенно созрел в менталитете общества на определенной ступени его развития. Появление самой идеи социальной справедливости, а затем и соответствующего принципа, все более внедряющегося в конституции (обычно в виде его элементов и норм социального характера), связано с социалистическими и коммунистическими идеями, хотя Маркс и Энгельс не разделяли эти понятия, считая социалистические принципы социальной справедливости лишь первой фазой коммунистических принципов жизни в человеческом обществе.

      Это потом уже ленинский большевизм впервые выдвинул на первый план в понятии справедливости ее отчетливо классовый характер и искажённое содержание её социальной направленности. Речь шла, по существу, об особом понимании и применении на практике принципа социальной справедливости, хотя термин "социальная справедливость" почти не использовался ни основоположниками марксизма, ни правительствами стран «социалистического лагеря» в своих конституциях. Этот принцип почти не упоминается и в современных конституциях капиталистических государств,  но стремление в осуществление идеи социальной справедливости было обозначено довольно отчетливо в речах представителей социалистической и коммунистической идеологии.

     А в Конституции Российской Федерации слово «справедливость» упоминается всего один раз, в преамбуле в следующем контексте: народ России, «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», принимает Конституцию Российской Федерации. По общему правилу, преамбула не нормативна, однако Конституционный Суд Российской Федерации использует положения преамбулы в  Российской Конституции.

     Что касается самих принципов социальной справедливости,  то в экономической и юридической науке в качестве сущности этих принципов для социального развития трудящегося народа разных государств, выступает требование равенства в доступности всех законных прав и свобод граждан, особенно в своих социально-экономических взаимоотношениях.  Необходимость для таких государств формировать условия для доступности производимых трудящимся народом всех необходимых каждому жизненных средств для жизни достойной общественно необходимого труда человека и его семьи, причём почти независимо от профессии, является первой потребностью такого общества и интересами его государственного аппарата. Если, конечно,  представители этого государственного бюрократического аппарата такого общества, тоже хотят жить в достатке, если честно и добросовестно исполняют свои обязанности на своём рабочем месте в экономике страны!

     И тогда человек сможет определять свой уровень жизни через количество своего честного и добросовестного труда на благо общества по узаконенному для всех равенству рабочему времени, что должно определять и относительно равное для всех количество базовых, необходимых каждому и производимых трудящимся народом средств для жизни в виде добротного жилья, качественных основных продуктов питания и фактуры для одежды по достойным человека нормам от их общего производимого в обществе количества!  При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального и морально-нравственного благополучия общества.

     Чтобы через результат квалификации своего труда, что должно определять зарплату, каждый мог формировать благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды! А также пользоваться тем, что не входит в ассортимент необходимого для жизни граждан страны. Особенно если любой общественно необходимый труд или служба на благо общества, при честном и справедливом нормировании по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья, да ещё при условии распределения ресурсов ограниченных определёнными нормами от их общего производимого в стране количества для благополучия всего общества, то человек естественным образом будет сравнивать свои условия жизни с условиями жизни других людей.

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков, правнуков и на будущее колыбели человечества? Старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость, а больные ещё и всё необходимое для выздоровления.

     И  никакой уравниловки, кроме равных прав и свобод всех граждан перед мудростью принятого народом закона! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в социально-производственных отношениях и в быту есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

     Система должна предоставлять каждому шанс на реализацию своего полезного обществу творческого потенциала, а тем, кому это не интересно, с правом трудиться на благо общества гарантировать каждому достойный труда уровень жизни. Мы должны уйти от жесткой привязки к деньгам при оценке эффективности труда на благо общества, ибо только при монополии капитала благосостояние часто определяется одними только деньгами, причём часто независимо от того, заработаны они или украдены.

     Но если с правом трудиться на благо общества у людей будет право на достойную человека количественную норму базовых благ для жизни трудящихся людей в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды от их общей массы производимой в обществе, то именно в этом случае и будет реализован принцип гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

     Учитывая, что ресурсы, которые при капитализме не ограничены нормами распределения, остаются на рынке, то легко предположить, что при товарном производстве капиталистического общества для достойной человека жизни кому-то обязательно либо не будет хватать товаров, либо денег для их приобретения. Причём в современных условиях различие может быть только в том, как человек будет расплачиваться – наличными деньгами, ресурсной картой или иным способом.

     Если представить себе, что ежедневно необходимые каждому для жизни социальные блага распределяются относительно равномерно, от относительного равного количества труда по установленному законом относительному равенству ДЛЯ ВСЕХ рабочего времени для исполнения своих обязанностей, исходя от общего производимого в стране количества средств для жизни, то распределяя их по количеству и квалификации труда при общей занятости населения обездоленных людей по вине закона и экономики не будет!  Особенно если производство необходимого планируется от количества населения и природные ресурсы страны позволяют поддерживать достойный уровень жизни трудящихся и нетрудоспособных членов их семей.

     Сохраняя рынок на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия населения и учитывая, что сегодня на карте могут быть и деньги, и разрешение на получение необходимого, то серьёзных проблем по обеспечению естественных прав человека по удовлетворению своих насущных потребностей у граждан общества быть не должно.  Ведь учёта и контроля боятся люди нечестные, а честным людям учёта и контроля бояться нечего. Поэтому можно только предполагать, какой сегодня народ населяет Россию, если НИКТО не предлагает социально справедливые законы развития, которые уже применяются в социально развитых странах.

     Но несмотря на это конституционный Суд Российской Федерации в своих актах достаточно часто использует понятие «справедливость». Однако при этом он ссылается то на требование справедливости, то на конституционный принцип справедливости, то просто на общий принцип справедливости, но при этом не раскрывается ни содержание используемых понятий, ни как они соотносятся между собой в законах страны. Тем самым смешивается ряд понятий (в частности, конституционная декларация, конституционный принцип, общеправовой принцип), что только усиливает субъективизм и неопределенность понятия справедливости.

     Обращает на себя внимание и то, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах не разделяет общие понятия справедливости и социальной справедливости в социально-экономических взаимоотношениях граждан. Безусловно, Конституционный Суд Российской Федерации обязан защищать гарантированные Конституцией социально-экономические права, но на практике же происходит замена имеющихся конкретных юридических значений понятия социально-экономических прав на неопределенное и противоречивое понятие социальной справедливости.

     Отсутствие единого подхода по поводу понятия справедливости влечет за собой то, что сейчас собственное содержание этого понятия активно разрабатывается в различных отраслях права, причем как в профилирующих, так и в комплексных, а также в разных отраслях законодательства. Учитывая «изоляционизм» в развитии разных отраслей  права и законодательства, скоро будет столько же значений понятия справедливости, сколько можно выделить таких отраслей.

     Принцип социальной справедливости в своей основе имеет общий характер, он ориентирован прежде всего на определенные группы населения (о чем говорилось выше). В некоторых конституциях идея социальной справедливости находит свое проявление в нормах об особой заботе о национальных меньшинствах, коренных малочисленных народах (норма о гарантиях прав коренных малочисленных народов есть в ст. 69 Конституции Российской федерации), жителях горных районов, кочевниках и др. Однако в основных законах, в том числе Конституции Российской федерации, в выступлениях политических деятелей речь идет прежде всего о правах различных групп, равенстве прав, о заботе и об одинаковых возможностях.

     Но в нынешних условиях этого просто недостаточно. Необходимы конституционные положения об обязанности и мерах государства по социально-экономическому выравниванию уровня жизни различных групп населения.

     Но таких норм в конституциях практически нет. Близкие к этому есть в некоторых новых конституциях развивающихся стран, в ст. 138 Конституции Испании 1978 г. говорится об "установлении справедливого и адекватного экономического равновесия между разными частями испанской территории"), но нормы об обязанностях государства по экономическому выравниванию уровня жизни территорий были бы нелишними не только для России, но и для других стран, в том числе и для США, где город Детройт, бывший центр автомобилестроения, превратился теперь по экономическим причинам в покинутый город-банкрот.

      Почти опустевшие районы есть и в других государствах. Иногда, вопрос об их оживлении в Соединенных Штатах Америки пытаются решить гражданско-правовым способом банкротства, но, видимо, в данном случае целесообразны и экономические меры публично-правового характера на основе включенных в конституции норм о социальных гарантиях по труду при выравнивании уровня жизни разных групп населения на различных территориях страны, но пока это лишь благие намерения и пожелания для трудящегося народа США. Но такое положение соответствовало бы принципу социальной справедливости в его территориальном аспекте.

     На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что необходимо проводить постоянный анализ принципов социальной справедливости, который в свою очередь являлся бы основным показателем состояния общества, деятельность которого направлена для оценки самых различных событий в сфере социально-экономической политики общества при развитии законных и естественных прав и свобод населения страны.

     Чтобы  социологи и социальные политики через государственное управление могли способствовать развитию в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости.  Таким образом рассматривая и оценивая деятельность органов государственной власти, политических партий, общественных движений и их лидеров удовлетворялась потребность населения в социальной справедливости, которая должна быть побудительным мотивом к деятельности, направленной на социально прогрессивные преобразования в обществе.
 
     Будем надеяться, что и в России будет расти количество людей, которые не будут равнодушными к развитию в нашей стране гуманизма, равноправия и социальной справедливости, которые смогут принять для себя более прогрессивные нормы такого развития...