Солнце светит для всех - 1 глава

Елена Светлова 2
Пролог
Красота бывает двух видов: одна, которую видно невооружённым взглядом, оценивается она всеми одинаково и бесспорно. В ней нет изъяна – все линии и черты правильны и представляют собой совершенство, которое не нуждается в дополнительном подтверждении. Такая красота, как правило, притягивает подобную ей, вместе они образуют прочное единство, вызывающее восхищение окружающих.
Красоту другого вида разглядеть сложнее, часто большинство не признаёт её таковой. Познать её внутреннюю сущность дано немногим, но от этого подобная красота только выигрывает, потому что остаётся нерастраченной, сохраняя свою цельность, которая позволяет её обладателю выстоять в любых бурях и, в конце концов, обрести гармонию.
Оба типа красоты даются человеку при рождении Богом, а как распорядится ею обладатель, зависит только от самого человека.

Глава 1
Ощущение счастья часто уже есть начало большого счастья, являющегося наградой за предыдущую череду неприятностей. Весной это ощущается особенно остро, когда каждый солнечный луч, растопляющий снег, воспринимается как посланник светлого будущего, которое не за горами.
За игрой солнечных зайчиков неотрывно наблюдали из окон ученики воскресной школы, когда во время урока пения в класс вошла завуч школы Ольга Александровна и обратилась к учителю Софье Дмитриевне:
- Софья Дмитриевна, прослушайте, пожалуйста, девушку. Она говорит, что хочет петь, по-моему, профессионально она нигде не училась.
Софья Дмитриевна обернулась, слегка поморщившись: она не любила, когда кто-то отвлекал её от уроков, на которых она старалась концентрироваться полностью, чтобы дать ученикам максимум знаний. Но женщина поняла, что сейчас исключительный случай, не стала бы Ольга Александровна беспокоить её по пустякам во время занятий.
На Софью Дмитриевну смотрела девушка неземной красоты: высокая и стройная блондинка с точёными чертами лица, на котором выделялись яркие голубые глаза. От всего её облика веяло какой-то одухотворённостью. А когда она заговорила, то Софья Дмитриевна поняла, что у этой девушки непременно откроются способности к вокалу, даже если пока она об этом не подозревает, голос у неё был невероятно чистый и звонкий:
- Здравствуйте, меня зовут Анастасия.
- Я Софья Дмитриевна – педагог по вокалу, также иногда заменяю регента, у нас с ним туго.
- Знаю, - улыбнулась новая знакомая своей очаровательной улыбкой, обнажив ровные белоснежные зубы. – Ольга Александровна ввела меня в курс дела. Я только недавно приехала к вам в город, почти ничего ещё не видела, но ваш храм привлёк меня сразу же.
- Это хорошо, что Вы пошли в храм, - осторожно заметила Софья Дмитриевна, не зная степень вовлечённости незнакомки в церковную жизнь.
- Я не могу назвать себя абсолютно церковным человеком, но чту традиции, стараюсь бывать в храме и очень люблю церковное пение, хотела бы сама попробовать, но не знаю, что из этого выйдет. Я окончила музыкальную школу, хотела учиться дальше, но получила абсолютно светскую специальность – экономиста, а теперь время пришло заняться чем-то другим.
- Это хорошо, - задумчиво проговорила Софья Дмитриевна, - люди, дружащие с цифрами, нам тоже нужны.
- Ой, я, наверное, Вас отвлекаю, - спохватилась Анастасия, взглянув на притихших учеников воскресной школы, с интересом, слушающих диалог педагога и незнакомой девушки.
- Мне бы хотелось закончить урок, но и Вас хотелось бы прослушать, как сказала Ольга Александровна. Может быть, Вы пока погуляйте или зайдёте в храм, - предложила педагог по церковному пению.
Настя не успела ничего ответить: в этот момент в помещение вошла девушка, являвшаяся полной противоположностью Анастасии. Она была невысокого роста, крепко сбитая с крупными чертами лица. Чувствовалось, что она осознаёт свою нескладность и из-за всех сил старается поменьше показываться людям на глаза.   
- Варя, покажи нашей гостье и, надеюсь, что Вы станете не только гостьей, - поправилась Софья Дмитриевна, видя, что Анастасия гордо вскинула голову, - здание воскресной школы, храма, расскажи про всё, а я пока закончу урок. Нам надо подготовиться к Пасхе.
Девушки вышли из класса воскресной школы. Настя удивлённо крутила головой по сторонам:
- Я никогда раньше не была в воскресной школе, как тут необычно…
- Стараемся, всё для деток, чтобы они развивались всесторонне, - с теплотой в голосе сказала Варя.
- А ты… Ничего, что я на «ты»? – спросила Настя. – Кем здесь работаешь?
- Да, конечно, можно, мы же вроде одного возраста. Я не работаю официально, можно сказать, что это моё служение…
- Служение? – для Анастасии такие слова были в диковинку. 
В этот момент к девушкам подбежала девочка лет семи, она обняла Варю. Было видно, что той это приятно, но она стесняется показывать свои чувства на людях.
- Анюта, ты почему не на занятии? – поинтересовалась Варя, пытавшаяся быть строгой, но её глаза блестели – она не могла скрыть радости от того, что увидела девочку.
- Хотелось погулять, - простодушно ответила Аня и бегом кинулась в класс, чтобы не огорчать Варю.
Настя, затаив дыхание наблюдавшая эту сцену, удовлетворённо кивнула:
- Понятно, ты занимаешься с детьми?
- Не совсем, я им помогаю что ли, - сказала Варя, улыбнувшись, но тут же устыдилась своей нескромности и помрачнела – не хватало ещё, чтобы кто-нибудь увидел, что один из зубов у неё кривой из-за неудачного вмешательства стоматолога.
- Я ещё многого тут не знаю, - ослепительно улыбнулась Настя, - но хочу надеяться, что задержусь тут надолго.
- Хорошо бы, - сдержанно произнесла Варя. Ей нравилась новая знакомая, но она всегда старалась держать свои чувства в узде.

В это время они прошли первый этаж, на стенах которого в большом количестве висели рисунки детей. Варя неумело пыталась комментировать достижения родной воскресной школы, но по наглядным примерам Настя и так поняла, что попала в необычное место.
Девушки, тихо переговариваясь, незаметно прошли воскресную школу и оказались в переходе, ведущем в храм, там уже чувствовалась совсем другая атмосфера.
- Наш храм освящён в честь Николая Чудотворца, - посчитала своим долгом сообщить Насте Варя.
- Я, кажется, слышала про такое святого. Он ассоциируется с Санта Клаусом. 
- Да, так говорят, - Варе было неприятно такое сравнение, но она старалась не подавать виду.
На пороге храма девушкам встретился священник в облачении. Варя сложила руки для благословения:
- Отец Михаил, благословите.
Священник приветливо улыбнулся Варе и спросил, кивнув на Настю:
- Новая прихожанка?
- Да, - смущённо и неуверенно ответила Варя, которая не хотела потерять неожиданно появившуюся знакомую.
- Меня должна прослушать Софья Дмитриевна – педагог по вокалу, - уверенно проговорила Настя.
- Варина тётя знает толк в голосах, - хитро улыбнулся о. Михаил.
- Тётя? – удивлённо переспросила Настя и взглянула на Варю. Та отвела взгляд: она не распространялась об их родстве.
- Да, Софья Дмитриевна – замечательная женщина и талантливый педагог. Кто знает, может быть, Вы прославите нашу воскресную школу, - сказал священник.
- Ну, что Вы! Я занимаюсь пением как любитель, просто интересуюсь всем, что связано с церковью.
Отец Михаил разглядел в Насте человека, редко ступающего за ограду храму, но имеющего сильный духовный потенциал. Он подумал, что девушки прекрасно найдут общий язык, и произнёс, многозначительно глядя на Варю:
- Хорошо, я пойду отдохну, а-то службы в Великий Пост долгие, а ты покажи гостье наш храм.
- Конечно, отец Михаил, - быстро кивнула Варвара, чувствуя ответственность, возложенную на неё.
Священник удалился, а Варя мягко улыбнулась:
- Вот, наш храм, освящённый в честь святителя Николая.
Девушки зашли с заднего входа в храм.
- А твоя тётя…Софья Дмитриевна, - поправилась Настя, видя, как напряглась Варя, - когда сможет со мной поговорить?
Варя посмотрела на часы:
- Урок закончится через пятнадцать минут. Раньше не хотелось бы её отвлекать.
Чувствовалось, что Варя относится с большим уважением к своей родственнице. Насте хотелось расспросить новую знакомую, но она сдержалась, уверенная, что благодаря своему уму и проницательности скоро всё узнает сама.
Храм Николая Чудотворца имел три придела, но был не очень большим, зато уютным. Возможно, такое впечатление он производил, когда в нём не было людей.
- Тут хорошо, благодатно, - вдыхая воздух, сказала Варя.
- Да, тут здорово, - непосредственно заявила Настя, не задумываясь о смысле слова в данном контексте.
Собеседница испуганно на неё взглянула, но поправлять не стала – боялась обидеть и отпугнуть: у неё ещё не было таких знакомых – красавиц и с прекрасным характером.
- Вот, это главная наша икона – святой Николай Чудотворец, - указала Варя Насте на лик. Насте стало немного не по себе – она ощущала, что взгляд старца пробирает её до самых глубин души, как будто он видит её насквозь. Девушка поспешно отвела взгляд от образа Николы Чудотворца и стала разглядывать другие иконы, а посмотреть было на что – небольшая церковь была богата старинными и чудотворными иконами, после молитв перед которыми многие люди по вере своей получали исцеления.
- Здесь место для иконы, которую наш батюшка, отец Михаил, скоро привезёт с Афона, - указала на пространство между аналоем и Распятием Варя.
- А что за икона? – поинтересовалась Настя.
- Неизвестно, - улыбнулась Варя, - но мы верим, что Господь даст нашему храму именно ту икону, которая больше всего ему нужна.
Настя покачала головой – ей не совсем понятны были такие рассуждения:
- Я не могу так верить.
- Господь каждому человеку даёт то, что ему больше всего нужно в данный момент, - Варвара и предположить не могла, что её слова окажется пророческими, но это стало ясно только спустя определённое время.

Отец Михаил отправился в свой кабинет не отдыхать, а просто сменить род деятельности: в перерывах между службами ему нужно было изучить ряд приходских документов. Перебирая бумаги, он незаметно погрузился в раздумья о недавно встреченной девушке: впервые он не мог быстро составить своё мнение о человеке – Анастасия не вызвала в нём чувств, которые можно было бы определить одним словом.
Священник рассеянно взглянул в окно: легка на помине – Настя и Варя вышли из храма и медленно прогуливались по территории. До чего заметен контраст: даже с высоты второго этажа отцу Михаилу было видно, что Варя вся в раздумьях о предстоящей второй половине Великого Поста, а Настя готова с головой ринуться в набирающую обороты весну, эта девушка умела радоваться жизни в любом месте и в любое время.

После занятий с детьми, которые всегда отнимали у неё много физических и душевных сил, потому что готовилась к ним Софья Дмитриевна очень тщательно, она вспомнила, что обещала прослушать Настю. Та уже ожидала её под дверью.
- Давай пойдём в свободный класс, - провела девушку в самый дальний кабинет Софья Дмитриевна. – Если ты новичок в пении, то все посторонние шумы будут тебя отвлекать. Ничего, что я на «ты»? Я думаю, мы видимся не в последний раз.
- Да-да всё в порядке, - улыбнулась Настя такой улыбкой, что Вариной тёте сразу стало ясно, что эта девушка может покорить немало мужских сердец.
- Ну что же, давай попробуй спеть. Если я тебе дам отрывок воскресной литургии, это не будет слишком сложно для тебя? - внимательно разглядывала девушку Софья Дмитриевна.
- Я не знаю, - немного растерянно улыбнулась Настя, хотя казалось, что она ни в каких ситуациях не терялась, - я постараюсь.
Девушка, допустив минимум ошибок, в основном в церковнославянских словах, очень хорошо спела, чувствовалось, что Господь наделил её незаурядным голосом. Какие ещё в ней кроются таланты?! Варина тётя была сильно удивлена:
- Ну, что же для человека, не знакомого с Богослужебным Уставом, ты справилась на отлично. Будем заниматься. Ты как предпочитаешь: индивидуальные занятия или будешь приходить петь вместе с хором?
- Я, пожалуй, выберу последний вариант, - проговорила Настя.
- Хорошо, и на службах будешь бывать, - неуверенно сказала Софья Дмитриевна, не зная до конца, какие цели ставит в своей жизни эта девушка.
Они тепло распрощались, Настя в приподнятом настроении вышла из класса и столкнулась с Варей, которая сильно смутилась, но Настя сама начала разговор:
- Как здорово петь. Буду ходить к вам заниматься.
- Хорошо, - сдержанно сказала Варя.
Девушки одновременно замолчали, потому что взгляд их был прикован к молодому человеку, а посторонние мужчины были редкими гостями в приходе святителя Николая.
- Осторожнее, - звонким голосом проговорил молодой человек, - помогая нести коробку пожилому прихожанину – Анатолию Ивановичу, - давайте, я возьмусь за тот конец.
Внезапно он обернулся, и Настя с Варей смогли его рассмотреть.
Высокий и стройный с идеальными чертами лицами, тёмно-русые волосы слегка вились, а огромные синие глаза смотрели приветливо. «Какой красавец. Не зря я сегодня сюда попала», - подумала Настя. «Какое одухотворённое лицо. Как будто ангел с Небес спустился», - размышляла Варя.
- Девушки, отойдите немного. Мы вам компьютер везём, - весело сказал незнакомец. – Отец Михаил заказывал.
- Это на второй этаж, вот, по этой лестнице, - осторожно показала Варя.
- Он там сейчас, - зачем-то сказала Настя.
- Ясно, я – Игорь Никитин из компании, - он назвал наименование, но девушки не обратили внимания, они как зачарованные рассматривали его.
«Какие разные девушки встречаются в церкви», - подумал Игорь. Одна яркая, красота которой была очевидна, другая обладала неброской внешностью, но в её личности чувствовалась какая-то загадка.
- Очень приятно познакомиться, - сказал Игорь, не выпуская тяжёлую коробку из рук.
- Нам тоже, - быстро проговорила Анастасия.
- А служба вечером в храме будет? – поинтересовался Игорь.
- Да, - рассеянно ответила Варвара, погруженная в свои мысли - слишком велико было для неё потрясение от встречи с прекрасным.
- Вопрос не столько для меня, а для мастеров, которые будут делать проводку в храме, - пояснил Игорь.
- Тогда лучше договориться с отцом Михаилом, когда удобнее будет делать проводку, - проговорила Варя.
Тут раздался телефонный звонок, Игорь вытащил телефон, улыбнулся и убрал телефон:
- Господь быстро решил этот вопрос – сегодня не будут делать проводку.
- Замечательно, - сказала Настя, - значит, отдохнут.
- И вечерняя служба спокойно пройдёт, - тихо добавила Варя.
- Что ж, девушки, было приятно познакомиться, но пора идти, - весело сказал Игорь.
- До скорых встреч, - твёрдо проговорила Настя.
- До свидания, - искоса глядя на Игоря, добавила Варя.
Молодой человек улыбнулся обеим девушкам и уверенным шагом направился к выходу из храма.
 Пару минут девушки молчали, обдумывая случившееся. Их объединяло одно: им очень понравился Игорь.
- Что ж, мне, пожалуй, тоже пора, - нарушила молчание Настя. – Очень рада, что попала в этот храм, надеюсь, что не в последний раз.
- Да, мне тоже было очень приятно познакомиться, - пробормотала Варя. – До встречи.
- Если что, меня можно найти в соцсетях – Настя Панова, - сказала девушка.
- Я в Пост стараюсь меньше заходить в интернет, - совсем смутилась Варвара. – Может, в храме увидимся.
- Возможно, - уклончиво ответила Настя и вышла их храма. Несмотря на приятные впечатления от церкви святителя Николая, ей как большинству современных девушек хотелось насладиться весной и продемонстрировать окружающим мужчинам свои наряды – одета она была со вкусом. К тому же она надеялась увидеть Игоря, но ей не повезло – девушка не знала, что он с двадцати лет водит машину.

Софья Дмитриевна отдыхала после урока у себя в кабинете, на вечернюю службу она не пошла: хотелось привести мысли в порядок. Почему она решила учить пению Настю? Чем её заинтересовала эта девушка? У неё своя племянница есть, жизнь которой нужно устраивать.