Другой мир

Марс Ягудин
Три года я работал в школе, где обучались глухонемые. Когда мне предложили эту работу, я стал отказываться: «Нет, нет, что вы! Я же не знаю языка жестов, как же я буду общаться с ними?» Но меня быстро успокоили: «Не беспокойтесь, к вам будет прикреплён сурдопереводчик».

Некоторые их жесты я, конечно, усвоил, но, по правде говоря, язык этот мне слишком и не понадобился. Я же преподавал технологию. Показываю, как обращаться с инструментом, даю схему изготовления модели корабля или самолёта, начинаю сам делать. И они, время от времени поглядывая на меня, работают. По их жестам, по вопросительному взгляду я обычно понимал, что они спрашивают, но если не понимал что-то, писали записки.

Работа в этой школе на многое открыла мне глаза. Глухонемые – это другой мир. Они удивляются: «Как вы разговариваете, не глядя друг другу в глаза?» А я удивлялся: «Как они, лишённые целого канала информации, живут? Разве они не чувствуют свою ущербность?» Да нет же! Нет и нет! Директор школы в первый же день предупредила меня: «Не вздумайте их жалеть, делать им поблажки, какие-то уступки, они этого не любят». Благодаря этому предупреждению я избегнул многих досадных ошибок.

А всё-таки непонятно: почему же они, которых мы считаем ущербными, всегда жизнерадостны, любопытны, много разговаривают на своём языке жестов и мимики, ничуть не чувствуя себя хуже других, а мы, считающие себя нормальными, ходим мрачнее осенней тучи, как будто жизнь для нас уже кончена?