Я от тебя ухожу

Владимир Кронов
Грамм никотина убивает лошадь.


  Для здоровой и радостной жизни лучше шахтерского поселка Демидовки вам в Донбассе ни за что не найти. Знаю, что говорю.
  В тех краях бывал я не раз. Там трамваи не ходят. Спешить вам не надо. Магазины, школа, кафешка — все рядом, а до шахты    «Восточной» — рукою подать. В прошлом году я вновь побывал в тех прекрасных местах. Встретил знакомых людей. От них я узнал историю семьи Муриных. Посмотришь, на, Влада и Зинаиду,— стройных, с добродушными лицами, — залюбуешься.  Лишь седина на висках Мурина выдает его возраст. Он — электромеханик, и ему  часто приходиться бывать в шахте. Там постоянно что-то ломается  и выходит из строя. Вот — Зиночка, так ее там зовут, она – медсестра и уже на пенсии, но по виду не скажешь. И фигуру сохранила, и лицо с яркой улыбкой. И кто бы к ней ни обратился, старый ли малый — любому поможет. У Зиночки уже дочь взрослая, Леночка, успела и замуж выйти. Она — копия  мамы: элегантная, тоненькая, с милым лицом.
  Что и говорить, прекрасная семья у Муриных. Им бы жить и радоваться, да нет же. Влад с Зиной, несмотря на  свой возраст, решили развестись. Вернее она решила. Эта мысль, для их соседей из пятиэтажки, прозвучала, как гром среди ясного неба.
  Зина о разводе  подумала еще далеко до свадьбы дочери. Она от природы не переносила никотина, а тем более с алкоголем. Их встречи с Владом в постели, его поцелуи с табачной вонью вызывали в ней рвоту. Она терпела все эти годы. Что же муж? Самый близкий, дорогой для нее человек. Понимал с самых  первых дней совместной жизни и обещал, божился, молился, что избавится от вредной привычки. Время шло, Зина терпела, страдала, но ничего не менялось. По-другому поступить не могла. Ее сдерживала Леночка. Наконец настало ее время, которое она будет использовать по своему усмотрению. И никто ее не остановит. План у нее готов. Зина переедет  к матери. Ей еще предстоял решительный шаг. Разобраться  с мужем. С ним о разводе уже были разговоры, но он  этому не предавал значения. Думал, что жена пошумит и успокоится. Куда ей с ее то пенсией?
  
  ***
  Был осенний пасмурный день. Муж был дома, ходил надутый. Зина приготовила на завтрак картошку с котлетами, помидорным салатом. Мурин, накурившись, пришел на кухню и уселся за стол. Потянуло невыносимым табачным дымом. Молчали. Ночью муж приходил к жене. Лез с поцелуями и требовал близости. Поскандалили. После обид теперь ели молча. Зина, глядя на мужа, разрядила обстановку:
  — Влад, войди в мое положение. После твоих посещений мне каждый раз было плохо. Наконец–то мы  ссориться не будем. Есть  выход  из положения. Я ухожу от тебя. Не будь дочери, мы бы с тобой расстались гораздо  раньше. Сейчас же у меня руки развязаны. Жить буду у мамы.
  — Зина, а как клятва: «жить вместе в радости и горе», — вскочил Влад, не доев котлету,— Грех так поступать. Тебе это не нравится — решать будем в суде. Все имущество разделим пополам. Еще ты мне будешь должна выплатить кругленькую сумму. Я же тебя одевал, обувал и кормил. Вот я посмотрю, что ты запоешь.
  — Влад, найди себе другую дуру, и пусть она служит тебе  и   нюхает твой смердючий и противный табачище. Меня ничто не остановит, как я решила, так и будет. Я тебе не  крепостная.
  — Зина, останься и будь послушной. Я создам тебе такие     условия, что будешь жить, как королева. Одену тебя в шелка и злато. Ты узнаешь славу  и настоящее счастье.
  — Влад, не надо ля-ля. Слова твои пустые, ничего не стоят. Где дом, что ты обещал мне построить, где черный «мерседес»? Ты только десятки лет травил нас никотином, этим опасным ядом. В твою комнату нельзя заходить, там все: мебель, стены, шторы, постель, протабачены, как можно в ней жить, там нечем дышать. Одни обещания? Ты смирился с подлой привычкой.
  — Зина, остынь, обсудим все спокойно. Ты из мухи делаешь  слона. Все кругом дымят и ничего, а ты подняла шум на всю Европу. Вот у нас на шахте все кругом курят, и от этого  не болеют, а работают, и ничего.
  — Влад, как можно такое говорить, что нет больных. А чей кашель по ночам я  слушаю.
  — Подумаешь, один раз кашлянул.
  — Ты доиграешься. Забыл, что было с моим  отцом? Он  докурился  до рака легких. Ты лично видел, как перед смертью отец харкал кровью. Влад, вспомни, как ты божился и клялся, что выбросишь сигареты в окно.  Но выдержки  у тебя хватило только на две недели. Ладно, мы все сказали друг другу. Не поминай лихом, я пошла.
  Зина взяла красную сумку, что на колесиках, открыла  дверь в коридор и вышла. Влад, глядя в след уходящей жены, произнес:
  — Зина, до скорой  встрече  в суде.
  — Не дождешься.
  
  ***
  
  Зина Мурина подошла к знакомой ей с детства пятиэтажке.  Поднялась на второй этаж и позвонила в третью квартиру.  Открылась дверь и появилась ее мать, Надежда Тарасовна, старая женщина с седыми волосами.
  — Ты все-таки решила  развестись, — сказала мать, удивленно глядя на дочь,— Я бы не смогла. Ведь столько лет прожито вместе. Он один не выдержит одиночества, сопьется. Конечно, что суждено, то и сбудется.
  — Господи, мама, сколько я ночами  слез  пролила,  тяжких дум передумала, как тяжело разлучатся со своим гнездом,— вытирая слезы, говорила Зина,— если бы не ты, не знаю, что бы я и делала.
  — Ладно, доченька, успокойся,— сказала Тарасовна,— может, со мной позавтракаешь, пойдем за стол.
  — Вот от чаю горячего не откажусь,— сказала Зина.
  Мать и дочь, сидя на кухне, долго беседовали. И все-таки  развод дочери не давал покоя Надежде Тарасовне.
  — Зина,— заговорила мать,— неужели вас с Владом нельзя помирить?
  — Нет, мама, он сигареты «MARLBORO» любит больше меня. Я вот от него уходила, так он меня даже не остановил, и сигареты не выбросил.