Манифест- 35. Цвет культуры

Оксана Самоенко
 Перед статьёй, чтобы не прослыть злостной нарушительницей авторского права, поставила картинку, найденную на страничке Антропогенез. ру.
 О чём и уведомляю читателя.

Возвращаются цвет и звук, реконструируются здания и внутренние помещения. Восстанавливаются торговые пути и тексты международных соглашений.

 По возможности, конечно.

Проявляется мир, уступающий нашему в самой малости.
В нём было мало людей без внутренних запретов. 
 Может быть, по причине малого количества людей вообще.
 С каким восторгом рассказывают историки давнего периода о черепках посуды, размышляют на тему полезности для искусства объединения или раздробленности страны. 
Как своё личное достояние показывают одеяния, не потерявшие цвета, парики, до сих пор, пахнущие благовониями, портреты и побрякушки.

 Нельзя быть специалистом сразу во всём  периоде. А было бы интересно проследить, как новшество одного общества появляется в другом. Начинание одной культуры развивается  «соседкой».
Многие загадки нашли бы объяснение.

Рассматриваю  настенные изображения египетских красавиц, а в памяти возникают критские «Женщины в голубом».
Мир был тесным, богатым на открытия и собственные варианты чих- то находок. Никакого  «авторского права «  в современном  понимании. Что- то, конечно, было. 
Но,  как- то получилось, что письменность, изобретённая шумерами, сразу охватила весь тогдашний мир.
 Сейчас авторское «Оно»  доведено до смешного. Боятся,  что придёт варвар, вместе с «ноу-хау, лайфхаками» и прочими вражескими буквами сметёт великую цивилизацию.
 Но всё великое- то, уже сметено.

Путь был долгим. Снова и снова человеки возвращались к тому, с чего начинали. Уже после падения шумерских городов, оставшиеся в живых,  уходили «в леса».

За давностью времён не узнаешь,  кто начинал жить заново. Лесов там не было, но строить простенькие жилища из кирпича, обожжённого солнцем, ничего не мешало. В крошечных поселениях обязательно находятся зернохранилища человек на сто. Храмовые помещения, похожие на монашеские кельи. Несколько десятков домиков вокруг.

 Может быть, обитатели этих «монашеских келий» занимались распределением и учётом еды? Нет там письменности, нет даже насечек и отметин, с которых начинался контроль  перераспределения продуктов.   Слава городов прошла, не оставив даже навыков.
Зернохранилища, распределение людьми в статусе, который никем не обсуждался.
Оружия не было.
 А толп голодных людей поприбавилось.
 Между прочим.

 Потом вместе с климатом высохло и это.
Отсохло и другое.
 Какое выражение точнее?
«Они были такими бедными, что в их захоронениях не было даже меча»?
  Или.
 «Мы бездуховны.  По этой причине подавай нам меч,  да побольше».

По- прежнему, нас с предками объединяет желание прекрасного. Выделяю   определённые цвета и сочетания оттенков  в красочных    реконструкциях  зданий и статуй.
Может быть, уже есть работы о любимой палитре  цивилизаций. Может быть, умеренность в цвете и тщательный подход к сочетанию цвета  и оттенка - следствие условий обитания первой культуры.  Может быть, сознательное предпочтение общества, вышедшего из пёстрого возраста.
 Некое эстетство.

 Кемет ярок, но цвета его глубоки, как наши  убогие потуги  в толкованиях  его текстов.

 Крит видел себя в радужных цветах.  Но он тоже взрослел. С каким периодом  человеческой  жизни можно сравнить островные городки пастельных  цветов?
Когда  уже чувствуешь, что осталось совсем чуть- чуть до беды? И хочется отдохнуть от постоянного ожидания?
 Казавшееся самым страшным случилось, но ты остался жив.  Нет  солнечного света, хорошего воздуха, пищи.  А мастера продолжают создавать предметы, наверное, роскоши.
 Кому нужны вазы, расписанные изображениями обитателей морских глубин? По привычке, изящных, цветных, но печальных.

 Странные люди.
Не расшифруем, не узнаем. Даже не догадаемся. Это- другое человечество. Как ни  пристраивайся. 

Микенская традиция уже тяжела, но радостна   «не по- детски». «Входишь внутрь» реконструкций храмов архаического периода - в глазах рябит и пестрит от обилия красок.
 Особенно Спарта  отличается ясельным  обилием яркого розового, позлотой, размахом.

Здесь главное - вовремя вспомнить, что умопостроение это - итальянское. Пятиэтажные дворцы Крита тревожат отсутствием житейской сообразительности тамошних жителей.

Кто- кто, а минойцы точно знали, что всё это  пятиэтажие скоро развалиться   из- за постоянных разборок богов,  снимавших Олимп у  островного народа.

Молодо- зелено.
 По поводу итальянцев.
 Но мило и безобидно.
Если сравнивать.

Вовсе не «придурь» славянофилов, желающих, по малости образования, приписать славянам все открытия и достижения мира. «Месть городам», утверждавшим своё  абсолютное первенство  во всём.
Межкультурные объединения авторов разных стран  выпускают документальные фильмы хорошего качества.
Что подкупает сразу.
Меч пришёл с глубин Азии.

 Древнейший железный меч, похожий на железную палку, но 65 сантиметров в длину. Уже не помню, где найден. Под Майкопом или Дербентом.  Тамошние кузнецы отправились в скифский Алтай, печалящийся  о боге- кузнеце. Научили монголоидов пользоваться оружием. Корея, Китай, Сибирь…

 МЕЧ покатился на  Запад.  Потом - назад.  Вот и катается до  сих пор.

 К третьей серии  корейские иероглифы  распознаны. Какие- то  изогнутые кинжалы не давали покоя съёмочной группе.  И женщина с отрубленной головой, найденная на дне водохранилища. Можно ли таким оружием не только животы вспарывать, но и головы рубить?
 Пук соломы,  кинжал на черенке от лопаты, мастер корейского единоборства с правильным выдохом  «рубит» голову женщине, убитой на заре железного века Корей.

Американский фермер, размашисто и привычно, кромсающий  свиную тушу обсидиановым оружием индейцев. Или определяющий     пальцАми «нужное» место, откуда  легче добраться до сердца жертвы, тело, которой скатится по ступеням  пирамиды к ногам ликующих  зрителей.

 Ребята, кажется,  из  германской экспедиции, проверяющие закалку- тренировку  ахейских воинов под Троей. Малоазийский климат, с учётом, которого, нужно было  в бронзовых доспехах, при оружии добежать до рядов защитников легендарного города,  качественно  поработать мясниками.

 Наши реконструкторы, бьющие  наконечниками  стрел из разных времён, в цель.

  Корейский широколобый знаток древних сплавов, клинков и женских шей.
 
Куда милее ослиница, на которой сражались грозные армии Месопотамии. Даже Ассирия, прОклятая за особую жестокость к покорённым народам. Запасутся овощем  и воюют.
А неурожай на морковку?

 Подвернулись лошади, приведённые ариями или скифами.
Разрыв во времени приличный, и картинка может сильно меняться в деталях. 
Но.
Поди - сообрази, как воевать на лошадях. Ни арии, ни коварные скифы технологии не оставили. Как конём управлять и оружием с пользой размахивать? Вернуться бы  к осликам -  соседи засмеют.  Так и так мостились. Всё на каменных барельефах осталось.
Только сообразили, сделали красиво. Какой- то вражеский умник на лошадей верблюдов выпустил.
 Нет.  ВерблюдОв.

 Перепугавшиеся лошадиное воинство  затоптало  ряды свирепых ассирийцев, даже не предполагавших, что и такое бывает.

 О красоте я говорила.
Современные  её любители  подчёркивают   выверенные  движения  первобытных бойцов реслинга. Особенно впечатляют фигуры монголоидов. Статные, высокие, с осиными талиями, накаченными мышцами, стройными ногами.
 Какое там соответствие данным антропологов о внешнем виде степняков определённого периода. Можно сравнить фотографии актёров, выведенных в лабораториях восточного кинематографа  и фотографии  современных жителей кочевий.
 А кому это нужно?   Красиво же.

И вспоминается высказывание мифолога: « Эпос- признак комплекса неполноценнности». Он- то говорил об отсутствии русского эпоса.  Мол: « Какой такой эпос, если от Польши до Аляски?».

Создатели масштабного повествования о родине меча больны им явно.  Не случилось  их во времена изобретения оружия.
 Скифский Алтай  был разным. 
 Огромные пространства стали изячноглазы после прихода хунну, шедших  со стороны Китая. А за ними увязалась традиция уничтожения чужой культуры и населения.

Вот бы и занялись технологией совмещения Гения и Злодейства.

Как уживаются Гений   народа и Злодейство его поднебесного руководства?
 Китай владел   огромными территориями.  И   приличным количеством светлых умов.  И  гробил собственное население в масштабах, превышающих чумные сенокосы  европейского Средневековья.

 В  Византии  случилась  Юстинианова   чума, открывшая  славянам дорогу на Балканы.  Намекнувшая на методы борьбы с расплодившейся чернью.
 
Достижения обеих культур удивляют.   Китай, помнится, был поражён тем,  что на свете есть ещё страна, равная ему по уму. Контактировали, что не помешало византийцам стащить секрет изготовления шёлка.

Как соседствовали заповеди с убийством?
 Есть поучительная   история времён первых столкновений христианнейшей Византии с мусульманами. Они - воины Аллаха, не щадят своих  жизней в бою, свято веря, что погибший  сразу окажется в Раю, а христианина тормозит сознание того, что убийство - тяжкий грех.

 Надо что- то делать.
 Надо что- то придумать.
Мужчины мы, аль, нет.
Режь!
 И Дьявол тебя доведёт до конца
И бутылка рому.
Или, что они там пили…

Так была ослаблена твердыня новой веры.
У китайцев столько учений, что где- то в них потерялось аккуратное отношение к жизни вообще.
Между прочим, оставшееся от учения Будды. А  оно, якобы, основывалось на учениях Харрапы.
Отчаявшиеся  головы уже не верят в гуманистические основы китайской цивилизации.

  Может, эти культуры  проводили селекцию населения? На способных к «открытиям чудным»  и, способных только на монотонное повторение одного движения?
  И между ними  проводился отбор. Кто- то мог только работать. Другие - только мечом махать. Последние ценились больше.
Но совмещали же.
Как?
 Привлекли бы  великую Тень Александра Сергеевича, утверждавшего, что Гений и Злодейство не совместны. С другой стороны позвали бы неисчислимые  легионы…
 

Во времена  студенческой молодости.
 Во времена урёмного советского атеизма и бездуховности разбирали мы  точки зрения на Злодейство.
Прослушивая, просматривая, посещая, штудиря  великие  произведения   искусства, человек общается с тенями их творцов.
 К примеру, читать нужно не только для того, чтобы правильно писать. Для получения навыка думать, искать ответы на вопросы.  «Общение» с композитором происходит …

 В общем, работают те самые механизмы, которые когда- то сформировали  мозг, создали дополнительные проблемы нашим мамам.

 Как и с кем общается   сознание в тот момент, когда мы наблюдаем за «казнью», давно погибшего, человека? Вникаем в тонкости процесса. 
 Мы находимся там, где катится вниз обесердеченное тело. Ликуем вместе с толпой, когда к нашим ногам падает  окровавленный кусок мяса  с ошмётками кожи.  Любуемся потоками красной  жидкости, бликующей на солнце самыми разными оттенками.
 Они- то, были уверены, что возвращают долг богам, продлевают жизнь своего общества.
 А мы?
 Мы только смотрим.
Что общего между Гильотиной и ацтекским приношением богам?
 Тот, кто рубит пук соломы,  является соучастником палача?
 Тот, кто целится и попадает в кого- то из даааавнего - давнего прошлого?
 Не в своё ли  светлое  «Я»? 
 Виртуально.

Так круто  разряжаемся  от напряжения прошедшего дня.  «Подсаживаемся»  на кровь, снижая   внутренние пороги.  Стирая долгий путь от павиано - шимпанзека к человеку.

На миру и смерть красна.
Переломают тебе все косточки, сдерут кожу заживо, а ты молчи, притворись, что в несознанке. Отрубят голову - оскалься  и плюнь. Прицельно так.  Навсегда проучи любителей зрелищ и денег. Ещё в утробе подвыпившей матери, забредшей на казнь. Ещё в семенниках отца,  старательно выбиравшего место  для поглазеть,  в которое долетел плевок мёртвой головы.
Величайшая миссия.

Все мы - любители вложить  праздные  пальцы в свежие раны.

И всегда есть дорога назад.
Были  веточки приматов, которые «замахнулись» на  великое будущее. От хвоста, тяжёлых надбровных дуг и выдающихся челюстей отказались. Постояли, подумали и снова полезли на дерево.
Вымерли, правда. Челюсти не успели переформатироваться.
Наверное, особых переживаний по поводу совершённой трагической ошибки, они не испытывали.
 Что там было умнее?
Челюсти или их носители?
  А мудрее?
Всегда успеем деградировать.
 До сих пор в нашем организме остались внутренности, готовые «передумать». Мозг   усыхает. Думать будет уже не он.

 Интересную сказку нашла о "закате" народа кефтиу.
 Не по собственной воле, но вчерашние повелители морей, торговли,  роскоши и загадочной культуры превратились в одно из племён, входивших в Ахейский Союз.  Говорят,  никаких дорийев не было, значит,  не на кого списывать очередное одичание народов.
 Именно  условный Агамемнон со своими ахейцами разрушил не только  Трою, но и всё, что попалось вместе с гончарным кругом, письменностью,  вековыми  традициями,  памятью.
Ага. С криком: « А, пропади оно всё пропадом! «

 Ну, подумаешь, угробил.
Мало ли таких было.
Уцелевшие троянцы перебрались в Грецию. Может, их перевезли, как рабов. Тогда бы у них не было  собственного города с опознавательными знаками.
Может, платили они проценты с доходной торговли Микенам. Нашли- то их совсем рядышком. На полпути между владениями Агамемнона и Афин.
 Может, Афинам платили, как сюзерену.
 
 Огромное объединение  на сто лет,  которое  не смогло  «освоить» богатства и выгодное географическое положение города, на разрушение, которого, ухнуло   все силы.
 Просто разграбили. Заготовили челюсти,  замахнулись, а мозгов не подогнали. Что- то изображали из себя, пока вырабатывали потенциал, оставшийся от народа кефтиу. Насооружали огромные стены и дворцы.

Своими ли силами?
Пидумали легенду,  что родом из Египта.

Наверное, вчерашние хозяева дворцов,  «фабрик» по производству пурпура, первых виноградников, центральных водопроводов, уже не помнили о славе Крита.
 Или помнили?
Передавали детям   предания старины глубокой,  обновляли  строительные навыки на стенах Микен, плевались по поводу «прекрасных Елен», опошливших представления о красоте.
Пока не вымерли, понятное дело.

Ничто не ново под Луной.
 
И Эней никуда не бежал.  Рабствовал и раболепствовал  в Микенах.  Так ему и надо. С родословной  и силой Героя ничего не стоило чуть- чуть переиначить ход истории.
Ну,  самую капелюшечку.