Часть 2

Евгений Благоев
- Я никогда не бывала в монастырях и тоже не собираюсь с тобою спорить, - ответила Веронике Ангелика. - Хоть твоя мама и жалеет, что привела тебя в дворянский замок, но уже завтра она сможет исправить свою ошибку и, к твоей радости, мы навсегда расстанемся. Ведь в монастыре тебя, наверное, уже ждут сестры - христианки со своими чудесными подарками. Тебе будет по-настоящему приятно доверить им все, что у тебя на сердце и поговорить с ними о твоем Боге. Для них, наверное, нет ничего приятнее, чем прославлять своего Создателя, подобно птичьему хору, который своими нежными трелями рад приветствовать приход утренней зари. Конечно, ни один дворянский замок не сможет соперничать с настоящим монастырем и я напрасно уговаривала бы тебя задержаться здесь хотя бы на день. Тебя нельзя перехитрить и, наверное, мне, и правда, не видать больше твоих грошиков. С христианками я отныне никогда не соглашусь иметь дело, ведь все радости и соблазны дворянских замков им кажутся смешными. Ваше счастье только в служении Господу и Его милости вам ничто не заменит. Я должна была понять это гораздо раньше, но я так надеялась, что с крестьянской девочкой будет нетрудно справиться и обязательно буду наказана за свою самоуверенность. Немного жаль, что когда вы отсюда уйдете, мне больше не с кем будет поговорить о вашей вере и Боге. Ведь я могу никогда не встретить других христианок с такими нежными и любящими сердцами. Христианки способны на подвиги, на которые даже я не способна и дружить они, наверное, согласятся только с Самим Господом.

- Почему ты так решила? - улыбнулась Ангелике Кристина. - Ведь Господь заповедал нам любить всех, а не только Себя, и мы обязаны исполнять Его волю. Конечно, полюбить людей гораздо труднее, чем Всеблагого Создателя и я совсем не уверена, что у нас это получится, но нужно хотя бы раз испробовать. После общения с Господом люди, и правда, кажутся такими недостойными и жалкими, но в сердце христианки и для них должна найтись частичка искренней любви, вместе со словом поддержки и утешения. Люди тоже Божьи создания, какими бы они порой ни были грешными, и в каждом можно отыскать хоть что-то хорошее. Моей дочери так хотелось верить, что дворяне особенно похожи на добрых ангелов и я предоставила ей возможность самой узнать, так ли это. Со своей детской верой Веронике ужасно не хочется расставаться и она будет цепляться за любую возможность. Ради нее она не побоялась отправиться даже в дворянский замок, в холодных и мрачных стенах которого, наверное, еще никогда не слышалась даже самая недолгая христианская молитва. Похоже, Вероника решила растопить ледяные стены замка теплом своего любящего сердца. Мне и самой интересно, что из этого получится и, поэтому, не буду ее отговаривать. Служить Господу и прославлять Его можно не только в монастыре и Он везде нас услышит. Господь слышит даже самый тихий и нежный шепот и каждое биение нашего сердца. Моя дочка уже не раз это ощущала и ее сердечко благодарно трепетало от счастья и безмерной любви к ее Создателю. Если Веронике так хочется разделить счастье любви к Господу с другими, хотя бы с дворянами, мой долг не отговаривать ее, а помочь в этом благородном желании. Веронике так хочется совершить для своего Создателя подвиг любви и веры, особенно сейчас, когда она уже почти взрослая, и подобное желание должно быть предметом гордости для ее матери. Ведь я и сама так сильно люблю Господа, что готова Ему угождать и прославлять целыми днями, даже неважно где, в монашеской келье, в дворянском замке или в диком лесу. Я и Вероника могли бы и не уходить отсюда, если бы ты позволила нам молиться и здесь как мы хотим. С Вероникой я еще не советовалась об этом, но мне, почему-то, кажется, что моя шалунья не была бы против и общий язык ты и она уже нашли.

- Порой так трудно выбрать между монастырем и дворянским замком, когда я нужна и там и там, - развела руками Вероника. - Мир так огромен, а я, на целый мир, только одна. Хорошо, что я могу посоветоваться с мамой и даже получить от нее благословение на настоящий христианский подвиг. Подвигов я раньше не совершала и даже не верила, что на них способна, но теперь, когда я сделалась по-настоящему взрослой, все должно сделаться совсем иначе. Мне будет даже стыдно за себя перед Ангеликой, если я не смогу совершить даже маленького подвига и я должна помолиться Господу о помощи. Нужно доказать Ангелике, что я - настоящая христианка, на все готовая ради своего Создателя, почти так же, как мама, и, поэтому, мы будем вместе прославлять Господа. Никакая дворянка не сможет мне этого запретить, потому что и дворянки - всего лишь Божьи рабыни, как бы они перед нами ни важничали. Я должна бояться Бога, а не дворян и даже любить Его больше жизни. Это не так уж трудно, потому что я всегда могу брать пример с моей мамы и быть ее помощницей в служении Создателю. Ангелика может сколько хочет не верить в Бога, но меня ей не уговорить к ней в этом присоединиться, как бы она ни старалась и меня ни обхаживала. Я буду отвечать молитвой и крестным знамением на все уговоры, пока она не устанет и не смирится. Дворяне упрямы и привыкли добиваться всего, чего хотят, но и я окажусь достойной соперницей, которую трудно обольстить. Ангелике кажется, что я - еще девочка, которую нетрудно уверить в чем угодно, но она рано обрадовалась и еще неизвестно, кто из нас возьмет верх. Как бы мне хотелось сбить спесь с этих надменных дворян и доказать им, что не все в этом мире можно купить деньгами и лестью. Даже я это знаю, хоть и младше Ангелики. Если мама начнет прославлять Господа, я присоединюсь к ней, а не к Ангелике, куда бы Ангелика меня не звала и какие бы удовольствия и развлечения ни обещала. Пусть развлекается одна, если уж ей это так нравится и без этого не обойтись. Ну а я буду молиться Господу и мне будет хорошо, словно в сладком небесном раю. Жаль, что Ангелика никогда не узнает счастья любви к Создателю, сколько бы я о ней ни молилась. Ангелика будет уверять меня, что счастлива и без Бога, но это только потому, что она еще не знает, что такое настоящее счастье. К счастью, это никогда не поздно узнать, даже дворянке, конечно, если она больше не будет так гордиться и упрямиться и все-таки признает себя Божьей рабыней. Ангелика, разве тебе не хотелось бы служить Господу вместе со светлыми ангелами, на которых ты так похожа? У тебя это, наверное, получилось бы даже лучше, чем у меня. Ведь это ты, как старшая, должна рассказывать мне о Боге, а не я тебе.

- Разобраться с Ангеликой лучше доверь мне, - предложила дочери Кристина. - У меня, все-таки, будет побольше опыта. После такой капризницы, как ты, мне будет нетрудно справиться с любой девочкой. Ну а ты только и знаешь, что баловать эту дворянку своими грошиками, будто их у тебя слишком много. Стоит Ангелике тебе улыбнуться и посадить с собою рядом и ты уже поверила, что оказалась в сказке и на все готова для новой приятельницы. Не отказывайся от ужина, раз уж мы за него заплатили. Ведь не каждый день тебя будут угощать так роскошно, не каждый день будет твоим праздником и не всегда дворяне будут к тебе ласковы. Хорошо, что я с тобой рядом и всегда могу защитить твои интересы лучше, чем ты сама бы это сделала. Придется мне здесь этим заняться, раз уж я привела тебя в дворянский замок. Может быть и не стоило этого делать, но теперь уже поздно и придется нам пока пожить здесь, по крайней мере до тех пор, пока мы снова не окажемся здоровы. Конечно, для крестьянок дворянский замок не самое лучшее пристанище, но даже к нему постепенно можно будет привыкнуть и даже полюбить. С Ангеликой мы как-нибудь сможем договориться и девочка не будет на нас в обиде. Ведь жить одной ей, наверное давно наскучило. Ребенок всегда будет ребенком, даже родившийся в дворянском замке.

- Вероника, почему у тебя такой недовольный вид? Неужели тебе не хочется быть взрослой? - спросила у девочки Ангелика. - Мне и самой этого иногда не очень хочется, но кто же нас спрашивает. Или ты боишься, что чем-нибудь прогневала своего Бога и еще не замолила перед Ним своей вины? После ужина у тебя еще будет время этим заняться. Ведь теперь у вас появится своя комната в замке, где вам будет тепло и просторно. Конечно, я могла бы запретить тебе Ему молиться, но ведь ты меня все равно бы не послушалась, потому что любишь Его гораздо сильнее и уже привыкла во всем Ему угождать. Ты так любишь Бога потому, что веришь, что нужна Ему одному? Поверь, что дворянам ты нужна тоже и даже сама могла бы сделаться одной из них. Ведь мы тоже можем относиться к тебе как к сестре, а не к рабыне. Жаль, что ты так привыкла верить только своей маме, которая тебя ни на шаг от себя не отпускает, хоть ты уже и давно взрослая. Неужели ты не веришь, что такую чудесную и милую девочку может полюбить еще хоть кто-то, кроме Господа и твоей мамы? Что ж, если ты такая, молись своему Богу и дальше и прославляй Его погромче. Возможно, Он тебя, когда-нибудь, и услышит. Ведь в этом замке ты сможешь делать все, что пожелаешь. Мы могли бы вместе быть его хозяйками, но я даже на ужин и ночлег здесь с трудом тебя уговорила. Ты можешь заночевать в этой комнате или выбрать любую другую. Комнат в замке так много, что даже я не знаю, сколько и далеко не во всех побывала, особенно в темном подвале.

- Дворянка еще никогда не набивалась мне в подруги, словно я, и правда, сделалась какой-то принцессой, - улыбнулась Вероника. - Ангелика, если ты так сильно этого хочешь, почему бы тебе не заплатить мне грошик за мою дружбу? Ведь ты же привыкла все измерять на деньги, даже дружеские улыбки. Что, если и я начну так делать? Почему дворянка может выпрашивать у меня грошики, а я должна быть ужасно благородной? Почему я должна дружить с кем-то даром? Ну а если Ангелике это не нравится, она может поискать в своем огромном замке другую подругу. Не то, чтобы я была такой уж жадной, но мне хочется брать пример с дворянки, да и Ангелике, наверное, хочется, чтобы я сделалась на нее похожей. Так что пусть она не обижается и готовит грошики, которые для меня и мамы, в нашем положении, совсем не будут лишними. Конечно, неприятно продавать свою дружбу за деньги, но ведь должна же я хоть чем-то помогать маме, да и дворянке мне хочется преподнести урок, чтобы она больше не важничала. Не я первая начала все оценивать на деньги, даже доброту, жалость и детские слезы. Правда, мое сердце говорит мне, что я сейчас не права, так же, как и Ангелика, и не должна и сама превращаться в жадную эгоистку. Ведь раньше я не была такой. Недаром говорят: С кем поведешься, от того и наберешься.

- Ангелике ты уже преподнесла урок, но не требуй от нее денег по настоящему, маленькая христианка, - с улыбкой обратилась Кристина к дочери. - Ангелику все равно уже не переделать, но пример ты должна брать не с нее, а с нашего милосердного Господа и Его святых избранников. Господь добр и милостив ко всем, даже к грешникам, иначе мы уже давно очутились бы в страшном аду. Ангелика не верит в ад и потому может себе позволить быть эгоистичной и жадной, но нам, христианкам, приходится бояться Божьего гнева и если Ангелике от нас чего-то захочется, например нашей дружбы, мы должны подарить ей ее безвозмездно. Если ты это испробуешь, ты поймешь и сама, что дарить добро безвозмездно гораздо приятнее, чем за деньги. Неужели и за свою христианскую проповедь ты потребуешь с Ангелики плату? Даже апостолы старались избегать такого, хоть им и нужно было на что-то жить, а благотворное воздействие их проповеди было намного сильнее нашего. Ангелика очень мало знает о христианах и ей ужасно любопытно, кто же они такие, и почему никакими уговорами их нельзя заставить отказаться от своей веры. Ей кажется, что быть неверующей гораздо приятней и веселее. Ведь тогда можно не обращать внимания на многочисленные запреты и заповеди и не бояться наказания. Но зато и райского блаженства Ангелика никогда не узнает. Я сама не знаю, что такое это райское блаженство, да и вряд ли узнаю когда-нибудь, ведь это суждено только праведникам. С праведниками я и сама охотно бы подружилась и надеялась, что их будет нетрудно отыскать в дворянских замках. Но о чем можно разговаривать например с Ангеликой, если будучи уже двенадцатилетней девочкой она до сих пор не смогла поверить в Бога. Возможно, это потому, что она еще никогда не слышала христианскую проповедь, даже самую тихую и робкую, и в ее сердце никто еще не заглядывал с любовью и нежностью. Наверное, в сердце Ангелики каким-то чудом еще сохранилось немного доброты, если оно так потянулось к нам и заповеди милосердного Господа покажутся ему не совсем чуждыми? Мы обязательно должны это проверить и отнестись к Ангелике как к нашей возможной будущей сестре, а не как к отверженной.
Вероника, я понимаю твое недовольство Ангеликой, но лучше бы ты обвиняла и укоряла не Ангелику, а себя саму. Если ты докажешь Ангелике, что ты - по настоящему добрая девочка, ей и самой захочется брать с тебя пример и вы даже не заметите, как улыбнетесь друг дружке и подружитесь на всю жизнь. Ангелике, несомненно, хотелось бы этого, хоть гордая дворянка и смущается признаться. Но ты и сама должна догадаться по огонькам надежды в ее глазах.
Мы должны не только рассказывать Ангелике о христианских заповедях, но и сами быть примером их исполнения и наши сердца должны быть всегда для нее открыты, так же, как и двери нашей комнаты. Если Ангелика пожелает со мной поговорить, я не буду просить у нее за это денег.

- Я бы хотела купить у вас даже вашу дочку, но вы, наверное, не согласитесь? - улыбнулась Кристине Ангелика. - Ведь вы привыкли сама ее воспитывать и не доверите это даже дворянке, так что мне, и правда, похоже придется поискать другую девочку, хоть я, наверное, и не смогу найти такой же милой, как Вероника. Я собиралась поселить Веронику в замке и воспитывать как любимую сестру, если она не будет против, исполняла бы все желания девочки и ее было бы не отличить от дворянки. Я уже давно собиралась обзавестись сверстницей - подружкой и тут Вероника сама подвернулась мне в руки. Жаль, что ее сердце оказалось уже занятым, да и ее мама приготовила для Вероники совсем другое. Вам больше хотелось бы видеть дочь в монашеской мантии, а не в дворянском наряде и вы, наверное, лучше в этом разбираетесь. И вы и я любим Веронику обе, но договориться и понять друг дружку никогда не сможем. Я не понимаю, как вы и Вероника могли выбрать монастырь, когда Вероника могла бы быть украшением дворянского замка, для которого она словно специально создана. Я отдала бы вам за нее все, что вы пожелаете, хоть любовь к дочери в вашем сердце, наверное, ничто не смогло бы перевесить и сокровище, которым вы владеете, вы никогда не доверите в чужие руки. Да и ребенку, наверное, все же было бы лучше с матерью, чем со мной, даже если вы с Вероникой иногда тоже не можете понять друг дружку и спорите. Ведь между детьми и родителями такое, порой, неизбежно. Извините, что я обратилась к вам с таким предложением. Ведь я должна была догадаться, что христиане не торгуют своими детьми даже за самую большую цену.

- Неужели ты, и правда, хотела бы меня купить? - с любопытством спросила у Ангелики Вероника. - И ты, наверное, не пожалела бы за меня целую груду золотых? Я не знаю, сколько я стою, но не уверена, что так много. Ведь я такая растрепанная замарашка, которой даже стыдно подойти к зеркалу и дворянке было бы стыдно иметь такую компаньонку. Почему ты заговорила об этом с моей мамой не спросив прежде моего мнения? Подруги так не делают. Ты, наверное, решила, что я буду так рада, что меня можно даже не спрашивать, но я не такая, как другие девочки. Я привыкла быть маминой помощницей и мама уже не сможет без меня обойтись. Разве я смогу ее бросить, как бы хорошо мне ни было в чудесном дворянском замке и как бы сильно ты мне ни нравилась? Ангелика, мне тоже не хочется с тобой разлучаться и мы должны найти какой-нибудь выход, чтобы было хорошо и мне и тебе. Вдвоем мы обязательно это сможем. Я теперь тоже буду твоей помощницей и должна справиться, хоть это и трудно. Христианка не должна бояться трудностей, особенно, когда она уже почти взрослая и если уж ты меня выбрала, мне придется смириться. Ведь не каждый день меня хотела бы приобрести дворянка. Неужели ты предпочла бы меня даже дворянским девочкам? Даже мама в такое не верила, но сама я никогда не сомневалась. Я так и знала, что дворянка когда-нибудь ласково возьмет меня за руку, улыбнется и навсегда уведет в свой замок, где все будет совсем не так, как в нашей деревеньки, и где я была бы самой счастливой девочкой на Земле.

- Ангелика, у тебя какие-то странные фантазии, - улыбнулась Ангелике и Кристина. - Разве детей можно покупать у родителей? Впрочем, я верю, что ты хочешь Веронике добра и, поэтому, на тебя не обиделась. В мире, где нам приходится жить, уже трудно чему-нибудь удивляться и приходится приспосабливаться к его правилам. Я и сама, порой, не знаю, что лучше для моей дочери и по силам ли ей монашеские подвиги, ведь я так одинока, что мне не с кем даже посоветоваться. Я на все готова ради дочери, но могу сделать для нее так немного. Я же не дворянка и не волшебная фея. Ангелика, если ты тоже одинока, мы, наверное, все же смогли бы немножко понять друг дружку. Должна же я в этом мире хоть кому-то довериться. Ужасно жаль, что ты не веришь в Господа, но это всегда можно исправить. Моя Вероника тоже не с первого раза в Него поверила, но в хорошее нам всегда так хочется верить. Я совсем не против твоей дружбы с Вероникой, особенно, если ты, и правда, согласишься относиться к ней как к младшей сестре. Только так ты сможешь добиться, чтобы Вероника тебе поверила и по-настоящему полюбила. Если вы сможете подружиться, мне придется только порадоваться за вас обеих и прославить Создателя. Я не запрещала бы вам играть и, может быть, иногда даже сама присоединялась к вашим играм. Не нужно считать, что я способна лишь молиться и плакать. В детстве я была большой шалуньей и во мне еще что-то осталось от прежней девочки. Продать Веронику я тебе не могу, хоть бы ты и уговаривала меня три дня подряд, но тебе это и не понадобится, если тебе нравится быть с ней рядом. Если уж тебе так хочется кого-то купить, ты могла бы нанять меня в свой замок и я сочла бы честью служить дворянке и быть ее воспитательницей. Только тогда тебе придется меня слушаться, вместо того, чтобы передо мной важничать, как сейчас. Сказать честно, мне не терпится заняться твоим воспитанием и сделать настоящую христианку из дворянской капризницы. Но сейчас уже очень поздно и на сегодня с вас обеих достаточно новых впечатлений. Лучше поиграйте в игру, кто из вас сможет оказаться в постели и заснуть быстрее, ведь завтра моей дочери, как будущей монахине, придется рано встать на утренние молитвы и проспать их она не имеет права даже в самом сказочном из дворянских замков. Вероника, покажи своей новой дворянской подруге, что ты не только миленькая, но и самая послушная девочка во всем нашем королевстве. Ведь Ангелике нравятся именно такие.

- Я позволила бы вам себя воспитывать, если вы не были бы христианкой, - ответила Кристине Ангелика. - Но христианка мне не подходит. Вы должны выбрать между мной и вашим Богом, а если вы выберете Его, вам лучше отправиться в христианскую богадельню. Христианские проповеди мне не слишком интересны и я не собираюсь их слушать, да и самой вам было бы гораздо приятнее общество единоверок. В монастырской богадельне вашим способностям найдется лучшее применение и сделать выбор будет совсем нетрудно. Наверное, и ваша дочка подскажет вам то же самое, если ищет наилучшее место для молитв, и будет только рада поскорее покинуть замок, в котором за все нужно платить грошики. Я и сама за вас порадуюсь, когда вы будете счастливы и, может быть, о вас еще услышу. Но больше я ничего не могу для вас сделать.

- С твоей стороны жестоко заставлять меня делать подобный выбор, - ответила Ангелике Кристина. - Неужели ты нас не пожалеешь и не поверишь, что мы могли бы служить и тебе и нашему Господу? Я могла бы доказать тебе, что совмещать это не так уж и трудно и не пожалела бы для этого сил. Разве тебя не опечалило бы расставание с нами из-за такой для тебя мелочи, как наша вера? Мы не можем ее скрывать, даже если из-за нее пришлось бы пострадать, и должны все терпеть, но терпеть недовольство от нашей дворянской госпожи было бы особенно неприятно. Мне нельзя отказаться от своей веры. Ведь я - Божья рабыня и боюсь навлечь гнев своего Господина. Я и без того не праведница и часто Его прогневляю, а ты требуешь, чтобы я прогневила моего грозного Господина еще сильнее. Ты даже не знаешь, как ты ко мне жестока. Неужели никто в этом мире не хочет нам помочь и посочувствовать и ко мне и дальше будут относиться как к отверженной, когда я уже почти поверила, что нашла в тебе понимающую подругу и теперь все печали останутся в прошлом. Неужели сердце, которое подсказывало мне это, могло так обмануться? Ведь отказаться от тебя мне было бы почти так же трудно, как отказаться от веры, а для моей дочери еще труднее. Тебе придется меня выслушать даже если ты только капризная девочка, которой неприятны мои жалобы. Отныне мы будем обо всем советоваться и в чем-то ты должна пойти мне навстречу, как и я, когда согласилась тебе позволить дружить с моей дочерью. Не может быть, чтобы я сделала это напрасно и ты оказалась недостойна нашей дружбы?

- Кажется, вы на меня обиделись, хоть я совсем не желала вас обидеть, - произнесла Ангелика. - Оказывается я еще так мало о вас знаю, но это неудивительно, если мы лишь первый день знакомы. Вы решили, что я собираюсь выгнать вас из своего замка, но я лишь предложила вам перебраться туда, где вам было бы гораздо лучше, чем здесь и где вы могли бы и дальше угождать вашему Господу так, как вам только нравится, если уж вы так сильно Его любите. Разве угождать Ему вам не было бы гораздо приятней, чем мне? Но если вы так хотите, чтобы я тоже вас выслушала, я согласна и на это, ведь мне некуда торопиться, хоть время уже и за полночь. Вдруг я узнаю что-нибудь важное, хотя что можно узнать от крестьянок? Вы можете даже рассказать мне о своей вере в вашего загадочного Господа, если уж полагаете себя Его созданиями и рабынями. Вряд ли историями о Нем интересуются где-то, кроме монастырской богадельни, но я дам вам возможность и здесь это испробовать, потому что это все же интересней, чем слушать ваши жалобы. Я не люблю, когда мне жалуются и никому не обязана помогать, даже если в моем сердце еще сохранилось что-то доброе и даже когда на меня смотрят с такой надеждой и верой. Вы напрасно надеетесь, что я только и жду, как бы кому-то помочь и не буду делать для вас исключения даже если вы мне, и правда, понравились. Я не должна была в этом признаваться, особенно Веронике, но ее трудно обмануть, потому что она очень догадлива и ее рассказы я была бы готова слушать до утра, хоть она и самая капризная девочка во всем королевстве. Жаль, что Вероника уже почти заснула.

- Нашему Небесному Повелителю нужны наши прославления, - обратилась к дочери Кристина. - Мы же не хотим разгневать Господа и должны исполнять Его волю, а для этого должны изо всех сил стараться полюбить Создателя и соблюсти Его заповеди. Он требует этого не только от взрослых. Ведь и дети - такие же Его создания и от Его гнева никому не спрятаться, тем более крестьянам. Даже я не смогу защитить тебя, если Он на нас разгневается, как бы мне этого ни хотелось. Он - наш Создатель и имеет право потребовать все, чего пожелает, а мы должны полагать за счастье, что не обделены Его вниманием. Может быть мы и не очень-то нужны другим людям, но нашему Создателю мы будем нужны всегда и не должны пренебрегать обязанностями Его рабынь. Ведь в Библии множество примеров, как сурово наказывал Господь тех, кто имел неосторожность Его разгневать. Зато и угодивших Ему праведников Он тоже щедро награждал, часто еще при их земной жизни. Конечно, я не принадлежу к числу праведниц и не могу требовать никакой награды, но умолять Создателя о милосердии имеют право даже грешницы. Это дворяне, наверное, смущаются встать пред Господом на колени в молельне, а для крестьян это не слишком трудно. Что еще можем мы подарить Господу в благодарность за наше сотворение, кроме наших молитвенных прославлений? Мы все равно должны быть Ему благодарны, даже если Он не сотворил нас дворянками, и во всем отыскивать хорошие стороны. Это придаст нам сил и поможет выдержать все испытания жизни. Редко кто может их выдержать, но обвинять в этом мы должны только себя.

- Если ты так преданно служишь Богу, я буду стараться делать это тоже, - пообещала матери Вероника. - Наверное, постепенно я смогла бы к этому даже привыкнуть, хоть пока мне трудно прочитать хотя бы одну из кратких молитв. Гораздо больше мне нравится играть и развлекаться или рассматривать картинки в книжках про дворян и представлять себя в их роли. Я не знаю, получилась ли бы из меня дворянка, но обязательно должна испробовать. Мама говорит, что я должна почаще молиться, но ведь иногда это ужасно скучно и, наверное, только ангелы на это способны. Мне тоже хочется быть ангелом, чтобы меня все любили, особенно Ангелика, но пока что до этого ужасно далеко. Ангелика даже не обращает на меня внимания, хоть я и сижу с ней рядом. Ведь я для нее только крестьянская рабыня, с которой дворянке не о чем разговаривать. Ангелика, разве я виновата, что не родилась дворянкой, как бы мне этого ни хотелось? Вот если бы я была дворянкой, а ты - крестьянкой, я бы с тобой обязательно подружилась и подарила тебе все, что тебе у меня бы понравилось. Мне ничего не было бы жалко, чтобы тебя порадовать, даже если бы ты этого и не оценила. Ну а тебе жалко подарить мне даже новое платье, которых у тебя, все равно, так много, что некуда складывать. Может быть хотя бы завтра ты сможешь сделаться ко мне добрее? Ведь дворянок я себе представляла совсем другими, но придется полюбить их такими, каковы они есть. Мама говорит, что нужно угождать Богу, но я еще никогда не пробовала этого делать. Ангелы все равно смогут это лучше и у Бога их так много. Хоть я и должна брать пример со старших, но старшие часто спорят друг с другом и иногда трудно понять, что же им нужно. Ангелика, если ты хочешь узнать, как угодить Богу, тебе лучше спросить у мамы, потому что я запуталась и боюсь запутать и тебя тоже.

Вы слишком боитесь прогневать вашего Небесного Господина, - обратилась к Кристине Ангелика. - Быть христианкой, наверное, ужасно трудно и только ваша безмерная любовь к Создателю дает вам силы все выдержать. Теперь и для вашей дочери пришла пора христианских молитвенных подвигов и ваша поддержка ей особенно необходима. Все же ваша преданность своему Господу достойна сочувствия и смогла затронуть даже мое сердце. В жизни крестьянок немного радостей и, наверное, было бы жестоко отбирать у вас из них главную, - общение с Господом, когда вы так надеетесь на Его покровительство для себя и вашей Вероники. Без Его покровительства вам было бы нестерпимо в нашем жестоком мире и вас трудно осуждать за вашу веру. Счастье дочери для вас так важно, что вы готовы даже к дворянам обратиться за помощью. Дворяне бывают разными, но никто из них не может быть таким могущественным, как Сам Господь и вы правы, что именно Его избрали вашим Покровителем. Вы готовы всем сердцем прославлять Его доброту и милосердие, даже когда другие матери уже спят, не выдержав труда и усталости. Но христианка не имеет права заснуть, пока не прославит Создателя и во всем не исполнит Его волю. Ни в ком из людей она не встретит понимания, сочувствия или частички жалости. Ваша дочка верит, что имеет право на счастье, а я согласна с ней в этом и, поэтому, постаралась угостить ее по-настоящему вкусным ужином, с пирожными и сладостями, чтобы она хотя бы на один вечер поверила в хорошее. Крестьянки не избалованы жизнью и этого оказалось совсем не трудно добиться. Теперь с ней вам самое время прославить Господа - Спасителя, как с примерной маленькой христианкой. Я не против, чтобы Вероника верила, что любима и нужна своему Небесному Отцу, если уж ей так хочется в это верить. И пусть этой ночью ей приснится цветущий рай и чудесные добрые ангелы, нежно поющие о радостях вечной любви. Вероника так скучает по чудесным снам.