ГЛАВА 3. «Беда подкралась незаметно».
О фазах эмоционального выгорания.
Вы можете сказать — подумаешь, какое-то там выгорание! Это меня не касается! Это не про меня и так далее. Дело в том, что данное состояние формируется постепенно и вначале может оставаться незамеченным.
При формировании эмоционального выгорания выделяют три последовательно развивающиеся фазы, постепенно переходящие одна в другую.
Первая: Фаза напряжения:
— Возникает как ответ на длительный хронический стресс.
— Ощущается как состояние интеллектуально-эмоционального тупика. К ощущениям этой фазы применимы слова: «я загнан в клетку», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации», «неужели это никогда не кончится». Человек постоянно переживает из-за своих неудач в профессиональном или личном плане, прокручивает их в голове. Устранение психотравмирующих событий начинает казаться совершенно невозможным, что приводит к негодованию.
— Человек постепенно приходит в состояние отчаяния и полной неудовлетворенности жизнью.
Вторая: Фаза сопротивления:
Вычленение этой фазы в самостоятельную — весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения (Бойко В. В., 1996).
Самые яркие проявления этой фазы:
— Симптом избирательного неадекватного реагирования — особенно характерен для профессионалов, чья работа связана с постоянным проявлением чувства эмпатии или эмоций по отношению к клиентам, коллегам и пр. Человек перестает улавливать разницу между экономичным проявлением эмоций и неадекватным поведением. При этом ему кажется, что он поступает в рамках принятых норм поведения и профессиональной этики, даже если окружающие отмечают его эмоциональную холодность и чрезмерную отстраненность.
— Симптом эмоционально-нравственной дезориентации — проявляется в оправдании своего холодного или неадекватного поведения. Если человек замечает, что его поведение отклоняется от обычного или общепринятого, то он склонен оправдывать себя словами — «всех не обогреешь», «нельзя всем помочь», «это не тот случай, чтобы так расстраиваться» и пр.
— Симптом расширения сферы экономии эмоций. Человек начинает экономить эмоции. Его организм принимает превентивные меры — «не нужно проявлять здесь эмоции, оставьте меня в покое, не вовлекайте меня в свои проблемы».
— Симптом упрощения профессиональных обязанностей. Человек старается как можно быстрее выйти из эмоционального контакта с клиентом или коллегой. Сократить время общения до минимума.
Третья: Фаза истощения.
На этом этапе человек от реакций снижения скорости реагирования, угнетения, ощущения постоянного стресса и снижения эмоциональности переходит к состоянию хронической депрессии и постоянной эмоциональной отстраненности.
Все изменения личности значительно заостряются. Присоединяются различные психосоматические расстройства. Обостряются хронические заболевания.
Это фаза, во время которой люди чаще всего обращаются к специалистам.