Отрывки из моего дневника, часть вторая

Татьяна Берг
   Двадцать четвёртого июля 1975 года.
 Я уехала в город Томск, чтобы поступить в ТПГИ, что означает Томский Педагогический Государственный Институт, на факультет литературы и русского языка. Томск очень красивый город!Много зелени, красивые деревянные дома с резными наличниками. Напротив общежития есть берёзовая роща. Я хожу туда готовиться к экзаменам.в комнате нас пять человек: Тамара поступает на иняз,а Надя, Таня и Тамара на литературу.Три девочки - бывшие одноклассники, и к ним приходят в гости ребята - тоже из их класса.
    Восемь часов вечера. Только что пришла с лекции, вернее с беседы. Заслуженная учитель - Валентина Алексеевна Яковлева. Работает в школе номер 51. Очень хорошо говорила  про педагогов. Главная мысль - Если нет призвания и любви к детям - не идти в школу! Я думаю, что у меня есть и то, и другое.
    Двадцать пятое июля.
Сегодня приехали Вовка Ежов и Сашка Мирошниченко.Мои одноклассники. Я встретила их на вокзале.Потом мы пошли к моему общежитию. Сидели в парке. Я рассказала им, как меня найти.Вечером обещали прийти.
    Итак, девчонкам  я не понравилась! Это обычное явление, что я не нравлюсь с первой встречи людям. Моё первое впечатление оказалось ошибочным. Мне понравилась Тамара и не понравилась Таня. А сейчас наоборот.Близко ни с кем не схожусь, надоело разочаровываться в людях!Очень хочется домой! Скучаю по маме.Без физического труда чувствую себя как-то вяло. Кстати, ходить в парк оказалось небезопасно! Пристал тут ко мне дядечка пузатенький такой. Приглашал меня к себе в квартиру, там, говорит, тебе никто мешать не будет, готовиться. Ну мы учёные на этот счёт! Пака меня предупредил перед отъездом :" Если кто будет приставать, пинком под яйца и бежать." Ну, Слава Богу обошлось без этих крайних мер. Просто ушла в общежитие. А потом место внимательно выбирала, без этих дяденек!
     Четвёртое августа.
Сочинение не завалила! Ура!!!
     Восьмое августа.
Сегодня сдавала литературу и русский язык устно.Получила четвёрку. За сочинение тоже четыре. Мне попался билет: "Ионыч" Чехова и Ленин "Партийная организация и партийная литература". Рассказала я очень хорошо, а на русском немного сплоховала: неправильно корень нашла в слове " извне ". Там оказывается корень состоит из одного звука "в". Сделаю отступление -  это трудный был билет, но тогда в литературе не было для меня трудных билетов! От зубов всё отскакивало!
 
      Четырнадцатое августа.
Историю сдала на три. Немецкий теперь нет смысла сдавать!А экзамен - это не только проверка знаний. Это ещё и проверка характера. Эти дни я много учила. Иногда мне было очень плохо, но я сдерживалась. А ночами иногда стонала и плакала. Слёзы настоящие текли.   Почему это было? Девочки меня будили. Немецкий я, пожалуй, сдавать не буду. Не имеет смысла. Очень большой конкурс, а я этот язык знаю на твердую тройку. Ну мы не только учились, но и гуляли по городу иногда. Я со своими земляками, Вовой и Сашкой ходили, смотрели на речку Ушайку. Ох и грязная она была! И на Томь ездили купаться! Вот там здорово было! Вода чистая, песочек. Приходил к нам в общагу и мой сосед из Леньков, Володя Шалимов. Мы тогда на одной улице жили.Володя приносил мне кедровые орехи, в костре спечёные. Такая вкуснятина! Давно я их не пробовала.А как мы с Володей встретились? Ещё история! Шли мы с девочками в общагу, тут стройка. Мы решили не обходить, а поперли напрямую Там парни трудились и начали с нами заигрывать. А я слышу - голос знакомый! Смотрю, а это мой сосед! Они иам в стройотряде работали. Володя учился в Томске.
      Пятнадцатое августа.
Вечер... Вот в последний раз мы вместе.: Таня Корнеева, Надя Тараненко,  Таня Марченко, Тома Бреховских,Тома ХАйлова и Володя Милашенко.Да, Володя теперь тоже нашОни дружат со школы с Таней. Очень хорошая пара!Когда Володя приходил к нам в комнату и стучался, Таня лихорадочно начинала поправлвять кровати, наводить порядок (хотя у нас всегда был порядок!) а кто- нибудь из девочек обязательно кричал :"Заходи!", а Таня нервничала. Это девочки её специально дразнили.Шутя, конечно.
      Десятое сентября.
      Вернулась я домой, поступила в СПТУ, учиться на водителя автомобильного транспорта.Из наших выпускных классов собрали группу. Дурковали целый год. Публика была разношерстная! Кто-то школу закончил, а кто-то из армии пришёл.Классным руководителем у нас была - Таня Прамзелева. Она преподавала у нас эстетику.У меня по этому предмету уже три пятёрки, и одна по черчению. Читаю много художественной литературы, дружу с Любашей Козыревой. Живём с ней на одной улице и дружим с детства.
     Из Томска я уезжала двадцатого августа. Меня провожали все наши! Моросил дождь и было очень грустно... Что-то очень хорошее осталось там.Остались чистые, душевные люди, которые давали мне силы жить и работать по настоящему!Это и Таня Корнеева, и Володя, Люба Гладких, и Света Кладько, и Лена из Душанбе. Милые, хорошие люди,, так тепло и радостно мне было жить с вами. Были, конечно, и неприятности, но это сейчас кажется такой ерундой, по сравнению с тем большим и настоящим, что я получила от этих людей со светлыми душами. Осталось чувство благодарности и щемящей тоски, что может быть никогда больше не встречусь с ними. Отступление (так и вышло... не встретилась).
     Второе октября.
У меня был дедушка - Облог Дмитрий Абрамович. Это был честнейший коммунист, который всю свою жизнь посвятил людям! Он умер, когда я училась в третьем классе, и с тех пор я никогда , ни на одних похоронах не видела столько людей! Это говорит обо многом. Он был умнейший политик и очень добрый человек.При своём положении ( а он всегда занимал высокие должности по партийной линии),он ни разу не воспользовался блатом, не поддался лёгким соблазнам. Мой отец говорил, что наш дед был единственным честным коммунистом, которого он знал. Кстати, дед Дмитрий был неродным отцом моему паке. Он был отчимом,но всегда относился справедливо к отцу. К родным детям в гости не ездил, а к нам всегда приезжал. Когда папка построил новый дом, дед нам сделал всю мебель из дерева. Он очень уважал мою маму. Согласился с тем, чтобы отец женился на ней. Мама и папка поженились в 1948 году. Дед был на какой-то большой должности в райкоме партии (я сейчас не помню на какой), но деда сняли с работы за то, что сноха у него - немка. А мне мои земляки доказывали, что немцев все любили и никто не  обижал. А мне мама всё рассказывала. Я же не с потолка это взяла! Зато бабушка возненавидела мою маму из- за того, что дед должности лишился! Понты у неё были.  Мой дед верил в коммунизм! Но не сумел передать свою веру детям! Но зато теперь есть я. Мой дед честно трудился, честно сражался за Родину. Он умер, потому что дали знать о себе старые раны (четырнадцать осколочных ранений под Кинигсбергом). Списали подчистую, а через год снова  призвали. Снова ранение! Так что Победу он встретил в госпитали. Он умер, но есть внуки, которые продолжат его дело, которые подхватят его веру в коммунизм. И кто знает, может быть им удастся построить светлое будущее, где будет светло и тепло всему человечеству!Как я в пятнадцать лет писала :"Страну красоты и счастья!"
     Отступление Я ведь, действительно верила в коммунизм. Сейчас это выглядит смешно! Но ведь какая замечательная задумка! Эх, жаль, что не сбылось... Всё , на этом заканчиваю.
             Татьяна Облог (Обложка)